Разделы презентаций


Современные образовательные системы в начальной школе Современные

Содержание

Вопросы темыПонятия «образовательная система», «образовательная программа»: общее и различное.Обзор действующих образовательных систем/программ начального общего образования.Контент-анализ образовательных программ (линий, систем, УМК, технологий) начальной школы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные образовательные системы в начальной школе Современные образовательные программы начального образования
Курс

«Психолого-педагогические теории
и технологии начального образования»
2013 год

Современные образовательные системы в начальной школе Современные образовательные программы начального образованияКурс «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»2013

Слайд 2Вопросы темы
Понятия «образовательная система», «образовательная программа»: общее и различное.
Обзор действующих

образовательных систем/программ начального общего образования.
Контент-анализ образовательных программ (линий, систем, УМК,

технологий) начальной школы.

Вопросы темыПонятия «образовательная система», «образовательная программа»: общее и различное.Обзор действующих образовательных систем/программ начального общего образования.Контент-анализ образовательных программ

Слайд 3ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Статья

2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего

Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований…
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ.Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем

Слайд 4ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
9)

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые

результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ.9) образовательная программа - комплекс основных характеристик

Слайд 5Образовательная система
Элементы системы/программы:
Цель/цели обучения, воспитания, развития, социализации.
Задачи…
Идея/идеи (концепция)
Принципы
Методы, технология/технологии
Содержание –

предметное
Формы
Средства
Организация образовательного процесса (условия)
Взаимодействие субъектов ОП

Образовательная системаЭлементы системы/программы:Цель/цели обучения, воспитания, развития, социализации.Задачи…Идея/идеи (концепция)ПринципыМетоды, технология/технологииСодержание – предметное ФормыСредства Организация образовательного процесса (условия)Взаимодействие субъектов

Слайд 6В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной

школе: традиционная и развивающая.
Внутри каждой есть свои программы.
К

традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть

Слайд 7Школа России
Программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки

лет. Школа России — это та программа, по которой учились

все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Главная идея программы: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно - развивающее образование младших школьников.
Программы и учебники комплекта обеспечивают:
- граждански-ориентированное;
- глобально-ориентированное;
- экоадекватное образование младших школьников.
Программа начальной школы считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Школа России	Программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа,

Слайд 8Программа «Гармония»
Целью программы является многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает

мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. В процессе реализации программы

обеспечивается понимание ребенком изучаемых вопросов, создаются условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создаются для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.
Программа обучения в начальной школе соотносится с основными идеями развивающего обучения, и в частности, с системой Л.В. Занкова.

Программа «Гармония»	Целью программы является многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. В

Слайд 9Начальная школа XXI век
Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф.

Виноградовой. В комплекте рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника,

и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Главной целью является — научить ребенка учиться. Комплект реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
УМК один из самых популярных сегодня. Одно из главных отличий заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс. Диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе, а затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.
Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик.
В программе реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Начальная школа XXI век	Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В комплекте рассматривается проблема формирования учебной

Слайд 10Школа 2100
Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года

– академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года

- академик РАО Д.И. Фельдштейн.
Главное преимущество программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.
Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Школа 2100	Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с

Слайд 11Классическая начальная школа
В ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие

теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.
Классическая начальная школа

— это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.
Классическая начальная школа	В ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой.

Слайд 12Перспективная начальная школа
Основная идея программы — оптимальное развитие каждого ребенка

на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей,

развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.
Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Перспективная начальная школа	Основная идея программы — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,

Слайд 13Программа Перспектива
Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в

области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи

с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.
Программа Перспектива	Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при

Слайд 14Программа Планета знаний
Органической частью концепции программы являются предметные авторские концепции,

в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний

и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.
Все структурные составляющие комплекта позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Программа Планета знаний	Органической частью концепции программы являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в

Слайд 15Система Л.В. Занкова
Концепция программы сформулирована в 60-е годы XX века.

Основополагающими в ней остаются следующие положения:
- учебный материал во всех

учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;
- система направлена на открытие и усвоение новых знаний;
- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
- учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.
Система делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».
Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.
Система Л.В. Занкова	Концепция программы сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения:- учебный

Слайд 16Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
В программе особое

место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых

предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез.
Система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.
В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п.
Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.
Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова	В программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне

Слайд 17Контент – анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое)
-

это анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных

наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы).
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.
- это количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей;
- это техника анализа текстов для получения информации о состоянии и свойствах интересующих исследователя объектов.
Контент – анализ  (от англ.: contents - содержание, содержимое) - это анализ содержания — стандартная методика

Слайд 18Матрица контент-анализа образовательных программ начальной школы

Матрица контент-анализа  образовательных программ начальной школы

Слайд 19Источники
Образовательные программы НО http://www.profile-edu.ru/ponyatie-ob-obrazovatelnoj-sisteme.html
Образовательные программы/системы начальной школы. http://www.debotaniki.ru/2011/03/vse-programmyi-obucheniya-nachalnaya-shkola/
Федеральный закон «Об

образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. http://mamamasi.ru/index.php?id=116

ИсточникиОбразовательные программы НО http://www.profile-edu.ru/ponyatie-ob-obrazovatelnoj-sisteme.htmlОбразовательные программы/системы начальной школы. http://www.debotaniki.ru/2011/03/vse-programmyi-obucheniya-nachalnaya-shkola/Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N

Слайд 20Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика