Слайд 1Тема 2: Объекты и субъекты товароведной деятельности
Теоретические основы
товароведения
Слайд 21. Объекты товароведной деятельности
Объектами товароведной деятельности являются товары. Не только
товары народного потребления, но и товары производственного назначения (промышленное сырье
и материалы, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
В таможенном деле к товару относится все движимое имущество, в том числе валюта, ценные бумаги, валютные ценности, энергия.
В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат.
Слайд 32. Понятие товара
Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный
объект, обладающий определенными потребительскими свойствами.
Товар — это объект купли –
продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.
Слайд 4Товар характеризуется меновой и потребительской стоимостью.
Меновая стоимость характеризует товар с
точки зрения его обмена на другие вещи. Денежным выражением меновой
стоимости выступает цена.
Потребительская стоимость товаров – это максимальная польза, которую товар приносит потребителю. Потребительская стоимость присуща всем товарам, но проявляется лишь при эксплуатации или потреблении товаров.
Индивидуальной потребительской стоимостью обладают товары, произведенные исключительно для личного пользования (продукты питания, выращенные на даче).
Общественной потребительской стоимостью обладают товары, созданные производителем для общественного пользования.
Слайд 53. Основополагающие характеристики товара
Товар является объектом товароведной деятельности и характеризуется
4 группами свойств:
Слайд 6Ассортиментная характеристика – совокупность отличительных свойств товаров. Эта характеристика включает
группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку товара и устанавливает
принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Качественная характеристика – совокупность внутривидовых свойств, обусловливающих способность товара удовлетворять потребностям (безопасность, экологичность и т.д.).
Слайд 7Количественная характеристика – совокупность внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических
величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.
Стоимостная характеристика
– не является товароведной, но тесно связана с предыдущими группами характеристик. Отражает реальные затраты на производство и доведение товара до потребителя.
Слайд 84. Функции товара
Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам
потребителей благодаря присущим ему основополагающим характеристикам товаров.
Маркетинговая функция товара реализуется
через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность товаров.
Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Коммерческая функция обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.
Слайд 9Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он
выступает как объект договорных отношений, с другой, он должен соответствовать
требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т.п.), а также положениям договоров.
Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для покупателей определенных целевых сегментов цены.
Конечным результатом реализации рассмотренных функций является реализация товара и удовлетворение им потребностей, причем все указанные функции удовлетворяют потребности конечного потребителя, а правовая и финансовая функции дополнительно и соответствующие потребности организаций.
Слайд 105. Классификация товаров
Осуществление торгово-предпринимательской деятельности в современных условиях невозможно без
использования классификаций. Существует общегосударственная, торговая и учебная классификации.
Слайд 11ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ
1) По направлению использования:
Товары потребительского назначения
Товары производственного назначения
2)Товары
потребительского назначения подразделяют на:
Продовольственные товары
Промышленные товары
3) По периоду использования товары
потребительского назначения делятся на:
Товары краткосрочного или разового пользования
Товары длительного пользования
Слайд 124)Товары производственного назначения по месту в производственном процессе подразделяют на
следующие группы:
основное оборудование,
вспомогательное оборудование,
узлы и агрегаты,
основные материалы,
вспомогательные материалы и сырье.
5) По частоте спроса товары подразделяются:
Повседневного спроса – наиболее часто и ежедневно приобретаемые населением товары;
Периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически (сезонные товары);
Редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает 5 лет.
Слайд 136) Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться
определенным колебаниям. С учетом этого товары подразделяются на:
Товары стабильного
спроса (лекарство, детское питание);
Товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;
Товары твердо сформулированного спроса;
Товары альтернативного спроса;
Товары импульсного спроса.
7) По комплексности спроса:
По половозрастному признаку («Товары для женщин» и т.д.),
По особенностям образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста») и т.д.
Слайд 14УЧЕБНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ
По назначению все товары подразделяются на следующие роды:
Потребительские
товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного пользования.
Товары
промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающих его сырьевое и технологическое обеспечение.
Оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Слайд 15Род потребительских товаров по назначению делится на 3 класса:
Продовольственные товары
– пищевые продукты, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей организма человека.
Непродовольственные
товары – промышленные товары, удовлетворяющие разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды) и др.
Медицинские товары – товары, предназначенные для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.
Слайд 16Каждый класс товаров подразделяется на подкласс. Подкласс товаров – множество
товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс
«Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе – углеводах, растительных жирах, волокнах и т.д.
Каждый подкласс подразделяется на группы товаров. Группа – это подмножество товаров, удовлетворяющих более специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные, вкусовые и т.д.
Слайд 18Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное
назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими
признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на 2 подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахар, мука, жиры).
Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товара распознают по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Так, виды сахаристых изделий – карамель и конфеты – отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией. Они имеют общее назначение – удовлетворять потребность в ощущении сладкого вкуса и индивидуальное – потребность в разной консистенции.
Слайд 19Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных
признаков. Так, по признаку содержания начинки различают две разновидности карамели
– леденцовую и с начинкой.
Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, технологией.
Номинальное наименование – именное обобщенное название товара, выпускаемое разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска и т.д.
Марочное наименование – индивидуальное название товара, выпускаемое определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».
Слайд 20КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДУКТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ
Продукты – всё,
что имеет ценность на рынке и может быть продано. Все
продукты довольно условно делят на категории: овощи, фрукты, соль, сахар, молоко, мясо, крупы, бумага для принтеров, бензин, салфетки, гвозди и т.д.
Особенности категорий:
Категории отличаются разной динамичностью. Некоторые (например, хлеб, водка, квас, молочные продукты) существуют десятилетия и никто не ожидает в них особых изменений. С другой стороны, высокотехнологичные категории меняются очень стремительно.
Слайд 212. Многие категории товаров на сегодня коммодитизированы, т.е. за счет
бездефектного производства и прочих современных достижений во многих категориях качество
товаров выровнялось настолько, что покупателю стало всё равно или почти всё равно у кого покупать.
3. Мягкость/жесткость категории. Под мягкостью категории можно понимать готовность покупателя отказаться от покупки продукта данной категории, если нет предпочитаемой им марки. Если нет Coca-Cola, возьмете ли вы Pepsi или иной напиток, или же отправитесь искать Coca-Cola? Готовы ли вы ждать несколько месяцев заказанный вами Mersedes, или возьмете иную машину?
Слайд 22ТИПЫ ПРОДУКТОВ
1. Товары. Товар или услуга должны точно подходить потребителю
и продавать себя сами. Однако продавать сами себя могут далеко
не все товары. Это происходит только тогда, когда одного взгляда на товар достаточно, чтобы понять о товаре все или почти все.
Слайд 24С менее очевидными товарами ситуация серьезнее. Можно говорить о разной
степени неочевидности продукта. Например, по виду легко узнать компьютер, но
нельзя определить его характеристики.
Вид многих товаров ничего нам не говорит даже об их назначении или же говорит очень мало. Так, многие современные электронные устройства по виду представляют собой просто ящик. Скажите, вот что это?
Слайд 272. Услуги подразделяются на:
Услуги, не требующие участия заказчика в процессе
их оказания;
Услуги, которые невозможны без участия заказчика (медицинские, образовательные, рекламные
услуги).
Слайд 283. Товары + услуги. Часто услуги являются традиционным «придатком» к
товару (сервис, поставка запчастей). В таком случае изобретать ничего не
надо, а надо только работать над повышением конкурентоспособности услуг. Например, если вы поставляете оборудование и услуги его сервиса, то вы выиграете в глазах Клиентов, если они узнают, что ваши сервисные специалисты оказываются у них через 4 часа после вызова, в то время как у ваших конкурентов этот показатель, например, 10 часов.
Слайд 294. Товары + услуги + атмосфера.
Иногда в дополнение к
товарам и услугам вы предлагаете и атмосферу. В некоторых случаях
атмосфера важна настолько, что часто именно она определяет – какой магазин, какую заправку, какую парикмахерскую мы выберем. Для ресторанов, гостиниц, ночных клубов, фитнес-центров, увеселительных заведений, атмосфера часто значит больше, чем материальные продукты и формальные услуги, которые мы там можем получить.
Слайд 306. Субъекты товароведной деятельности
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на три группы.
В первую входят товароведы – специалисты, осуществляющие товароведную деятельность. Выделяют
три основных направления товароведной деятельности:
технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения;
организационно-управленческое, связанная с организацией работы торговых предприятий;
маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей в товарах, как средствах их удовлетворения.
Слайд 31Вторая группа представлена потребителями. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать
или приобрести либо заказывающий, приобретающий, либо уже использующий товар исключительно
для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Третью группу составляют эксперты, которые представляют независимые организации.