Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу
«Духовная культура казаков»
НА ТЕМУ:
«КОНЬ КАЗАКА»
Приготовила: учитель музыки:
Трушина Светлана Юрьевна
Слайд 2Слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами и войною, не
привязанного к земле и дому.
Слайд 3
Коня и казака не разделяют. Вместе живут и вместе умирают.
Казачка коня к казаку подводила И тихо ему пред войной
говорила: «На этом коне уезжаешь, казак, На этом коне и домой возвращайся, Поступить ты иначе не можешь никак! Он твоего отца родного Носил в огонь и из огня. Конь боевой всего дороже, И ты, родной, им дорожи. И лучше сам ты ешь похуже, Коня же в холе содержи!» Кинжал не покупали казаки никогда, В бою или по наследству доставался он всегда. И прославился казак не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой
Слайд 5
Конь в славянской традиции был уникальным животным. Он представлялся одновременно
и земным существом, и солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали
уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество. С архаических времен сохранилось представление о коне-пламени, которое связано не только с его независимым, «огненным», нравом, но и с древним обрядом сжигания лошади вместе с человеком.
Слайд 6
Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе
и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей
изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника.
Слайд 8
Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги,
настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка
необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям
Слайд 9
Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов
развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно
разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием.
Слайд 11Казак обязан был являться на службу со своим конем, оружием
и в своей форме. Это воспитывало любовь к лошади и
способствовало к выращиванию хорошего боевого коня, от которого зависел не только успех службы, но и часто жизнь всадника в бою.
Слайд 12Едва казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые
его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку,
отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
Слайд 13В 16 лет казачата совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель
на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий,
поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло, рубить пламя свечи на подставке. Учились они вплавь преодолевать с конём реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых.
Слайд 14Воинская служба определялась с 4 до 21 года.
Слайд 15После службы в армии все казаки 1-ой очереди проходили ежегодные
воинские сборы в казачьих лагерях по 1-2 месяца, где они
совершенствовали воинские приёмы на практике, тактические занятия по ведению боевых действий в составе сотен и полков выполняя марш-броски, отрабатывая атаки лавой, стрельбы, маневры в степи.
Слайд 16
Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых
действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки
устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков.
Слайд 17 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без коня казак
кругом сирота (хоть плачь сирота).
Бескосый - не косец. Бесконный
- не казак.
Конь да ночь казаковы товарищи.
Казак с конём и ночью и днем.
Вся родня не стоит коня
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает.
Слайд 18Коня гладь не рукой, а овсом и мукой.
Байками коня
не накормишь.
Казак сам не съест, а коня накормит.
Казак голоден, а
конь его сыт.
Слайд 191) Роль коня в жизни казака трудно переоценить. С младенчества
казак был связан с конем. Сначала игра, ухаживание за конем,
затем обучение джигитовке, после служба Отечеству.
2) Именно поэтому особый пласт пословиц и поговорок в языке составляет тема казака и его коня.
3) В пословицах отражены разные жизненные реалии казака и его спутника: отношение к коню в мирной жизни и бою, забота казака о своем коне, значимость коня в разных ситуациях, которые происходят с казаком.
Слайд 20 ИСТОЧНИКИ:
http://dikoepole.com/2009/12/17/kon_kultura_don/
http://dikoepole.com/2009/12/17/kon_kultura_don/
http://go.mail.ru/search_images?