Слайд 1Предмет психологии, ее задачи и методы.
Слайд 2Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают
ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают
немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Слайд 3Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции
различных направлений психологии.
Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания
(английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)
Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)
Слайд 4Методы исследования в психологии.
Методы научных исследований - это те
приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения,
используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Слайд 5 Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная
со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и
стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основ ном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей.
Слайд 6Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою
положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения
первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Слайд 7Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились
причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, не экспериментальной
наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Слайд 9Задачи психологии.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических
закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности
человека).
Слайд 10Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности
психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
Слайд 11При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение
качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология,
как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
Слайд 122. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью
психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
Слайд 133. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без
знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо
психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.