Слайд 1
Научно-исследовательский семинар
(магистратура)
Зав. кафедрой «Государственные и
муниципальные финансы»,
к.э.н, доц.
Солянникова С.П.
Слайд 2Формы научно-исследовательской работы в магистратуре
Поиск (подбор) и обзор литературы и
электронных ресурсов по теме научных исследований студента
Написание научных статей по
теме научных исследований студента
Подготовка научных докладов с целью апробации результатов научных исследований студента, участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах
Анализ статистической информации и практических материалов по теме научных исследований студента, проведение расчетов, составление алгоритмов, разработка моделей и методик
Участие в конкурсах научно-исследовательских работ
Участие в научно-исследовательской работе кафедры
Слайд 3Работа с литературой
1) БИК Финансового университета (получить пароль удаленного доступа)
2)
Электронно-библиотечная система Znanium.com
3) Научные электронные библиотеки: eLIBRARY.ru, BOOK.ru, Social Science
Research Network, OAPEN, OECD iLibrary, ProQuest Dissertations and Theses, SciVerse Scopus
4) Электронная библиотека диссертаций, авторефератов Российской государственной библиотеки
5) Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» и др.
Слайд 4Структура статьи
✓ Введение (оценка актуальности темы статьи)
✓ Обзор состояния
теории (дискуссий) по теме статьи
✓ Анализ проблемы социально-экономического характера, практических
аспектов реализации теории
✓ Вклад автора в решение проблемы, развитие теории
✓ Рекомендации, предложения по решению проблемы, реализации теоретических выводов автора
Слайд 5В международном праве санкция – это мера воздействия (экономическая, военная,
финансовая), применяемая против государства, нарушившего нормы международного права, свои международные
обязательства
Типичные виды международных санкций:
Торговые
Финансовые
Дипломатические
Процессуальные
Спортивные
Запрет на передвижение физических лиц
Слайд 6Отношение ВВП стран, объявивших санкции против Российской Федерации, к ВВП
России в 2010 г. и 2013 г. в ценах 2005 г.,
раз
Слайд 7Меры по ослаблению экономики СССР 1982 г. (План Р. Рейгана)
и санкции против России в 2013-2014 гг.
Слайд 8Меры по ослаблению экономики СССР 1982 г. (План Р. Рейгана)
и санкции против России в 2013-2014 гг.
Слайд 9«Руководства по оценке системной важности финансовых институтов, рынков и инструментов»
(МВФ, Банк международных расчетов, Советом по финансовой стабильности, 2009 г.)
Системный
риск финансовой системы - риск срыва предоставления финансовых услуг, который вызывается ухудшением состояния финансовой системы или ее части, и имеет потенциальные серьезные отрицательные последствия для реальнои ̆ экономики
Объекты макропруденциальной политики - взаимоотношения между финансовыми посредниками, рынками, инфраструктурой финансового рынка, а также между финансовой системой и реальной экономикой
Задачи макропруденциальной политики - поддержание устойчивости финансовой системы к агрегированным шокам; ограничение избыточных финансовых рисков, принимаемых на себя финансовой системой в целом; сглаживание финансового цикла
Слайд 10Особенности системных рисков финансовой системы
системность определяется степенью негативного эффекта для
нефинансового сектора - главного потребителя услуг и продуктов финансовых посредников
(если угрозы для нефинансового сектора не существует, значит, риск не носит системного характера)
риск должен охватывать всю финансовую систему, вне зависимости от природы первоначального шока (если индивидуальный риск не находит распространения в финансовой системе, он не может быть классифицирован как системный риск)
Слайд 11Интерпретации системного риска финансовой системы
В первой интерпретации системный риск в
наибольшей степени связан с риском ликвидности («системным риском ликвидности»), который
может повлечь за собой реализацию кредитного и рыночного риска в финансовом секторе
В этом случае на кредитора последней инстанции ложится основная ответственность за предотвращение ситуации, при которой крупные финансовые институты или финансовые конгломераты не способны своевременно выполнять свои обязательства. Основное внимание уделяется Системно значимым финансовым институтам и системно значимым финансовым инструментам
Слайд 12Интерпретации системного риска финансовой системы
Во второй интерпретации системный риск используется
для описания степени уязвимости финансового сектора, когда внутренние или внешние
негативные шоки находят распространение в сети внутрисекторальных связей, в результате чего эффект первоначального шока усиливается.
В этом случае макропруденциальный надзов должен сконцентрироваться на идентификации потенциальных шоков, к которым может быть уязвим финансовый сектор, и их каналов распространения. Внимание уделяется финансовому циклу применительно к национальной финансовой системе и внешним угрозам
Слайд 13Интерпретации системного риска финансовой системы
При третьей интерпретации системным риском называют
вероятность того, что финансовые затруднения одного финансового института или группы
институтов по цепочке взаимосвязей на финансовых рынках распространятся на другие институты и таким образом охватят всю финансовую систему.
Для оценки такого системного риска необходимо будет применять сетевой анализ денежного рынка и рынка капиталов, а также анализировать системно взаимозависимых игроков
Слайд 14Финансовая стабильность (financial stability)
финансовая система должна бесперебойно и эффективно
выполнять свои функции, в том числе функцию по перераспределению сбережений
в инвестиции
устойчивость финансовой системы к шокам
оказывает положительное влияние на состояние реального сектора экономики
Слайд 15Финансовая нестабильность
1) цены финансовых активов существенно отклоняются от фундаментальных значений
2)
существенно нарушено функционирование финансового рынка, доступность кредита ограничена
3) совокупные
расходы существенно отклоняются (или могут отклониться) в большую или в меньшую сторону от равновесного уровня производства
Слайд 16МВФ для оценки системных рисков в странах использует показатели финансовой
устойчивости (financial soundness indicators) :
✓показатель достаточности собственных средств (капитала)
банков
✓доля проблемных и безнадежных ссуд в общем объеме банковских кредитов
✓ рентабельность банковских активов
✓ рентабельность капитала банков
Слайд 17Требования к статье
Объем не менее 0,3 п.л. (1 п.л. =
40000 знаков с пробелами)
Отражение в статье элементов научной новизны, сформулированных
в магистерской диссертации, или предложений практической направленности
Наличие графиков, диаграмм, рисунков, схем, иллюстрирующих основные положения статьи
Слайд 18Оформление результатов исследования
Библиографические ссылки в тексте статьи, диссертации
ГОСТ Р
7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
Список
литературы
ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание
ГОСТ 7.80 – 2000 Библиографическая запись. Заголовок
Слайд 19Научные доклады готовятся с целью апробации результатов научных исследований студента
На научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах происходит обсуждение основных положений
научных исследований студента, выводов и рекомендаций по теме магистерской диссертации
Слайд 20Обоснованность расчета нормативов затрат на оказание услуг в сфере высшего
образования: проблемы и риски
Зав. кафедрой «Государственные и муниципальные финансы», к.э.н.,
доц. Солянникова С.П.
Москва 2014
Слайд 21 Приоритеты государственной политики в области высшего образования:
укрепление финансовой стабильности вузов
повышение
доступности образовательных услуг высшего образования
усиление мотивации вузов к повышению качества
образовательных услуг, обеспечению эффективного использования научно-педагогического, инновационного, информационного и иного потенциала как основного фактора развития высшего профессионального образования
обеспечение государственной финансовой поддержки ведущих педагогических и научных школ, составляющих национальное достояние в области высшего профессионального образования
повышение социальной защищенности профессорско-преподавательского состава и студентов
Норматив бюджетного финансирования программ высшего образования – это минимальный объем бюджетных средств, предоставляемых учреждению высшего образования, имеющему лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, на оплату обучения одного студента по аккредитованным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по основным направлениям (профилям) подготовки
Слайд 22
Оценка методических подходов к расчету норматива финансовых затрат на оказание
услуг высшего образования
Возможность лишь поддержание имеющегося уровня развития вузов
Корректирующие коэффициенты
Структура
затрат, учитываемых при расчете норматива
Индивидуализация значений нормативов, усиление дифференциации вузов
Слайд 23Создание условий для повышения качества государственных услуг в сфере высшего
образования и конкурентоспособности российских вузов
Замещение бюджетного финансирования содержания сети высших
учебных заведений оплатой образовательных услуг
Норматив подушевого финансирования отражает стоимость образовательной услуги в сфере высшего профессионального образования
Обоснованность распределения бюджетных ассигнований между вузами
Создание у высших учебных заведений и органов государственного регулирования в сфере высшего профессионального образования мотивации к контролю за обоснованностью и эффективностью использования бюджетных средств
Модель нормативно-подушевого финансирования программ высшего образования
Изменение состава затрат, учитываемых при расчете норматива, и методики расчета норматива
Сокращение количества корректирующих коэффициентов
Изменение методических подходов к расчету субсидий
Слайд 24Методика расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на
оказание государственных услуг высшего образования
Базовые нормативы в разрезе образовательных
программ высшего образования
Корректирующие коэффициенты, учитывающие:
форму обучения (очная, очно-заочная, заочная)
Требования к условиям и материально-технической базе реализации программ (основанные на лабораторных исследованиях; основанные на полевых исследования и работе в студиях; медицинская подготовка в клиниках, остальные)
расчет объемов финансирования производится на основании количества студентов либо иных числовых параметров, характеризующих валовые объемы деятельности вуза
Расчет субсидии на выполнение государственного задания
(формульное финансирование)
Слайд 25Методика расчета субсидии на иные цели
Стратегия развития вуза
Учет результатов мониторинга
эффективности деятельности вузов
выбор целевых индикаторов, отражающих конечные результаты деятельности
вуза
Субсидия на иные цели
Слайд 26Анализ статистической информации и практических материалов по теме научных исследований
студента проводится за период не менее 5 лет, при этом
должна формироваться представительная выборка и обеспечиваться достоверность и сопоставимость данных. Статистическая информация и практические материалы собираются в открытых официальных источниках
Проведение расчетов осуществляется с использованием экономико-статистических и математических методов, при этом необходимо обосновывать корректность используемого инструментария применительно к объекту и предмету исследования
Составление алгоритмов, разработка моделей и методик должно основываться на теоретических выводах и результатах анализа статистической информации и практических материалов по теме научных исследований студента
Слайд 27Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального
бюджета в 2008 - 2014 годах
Слайд 28Ведомственная структура доходов федерального бюджета, %
Слайд 29В развивающихся странах доля косвенных налогов в общем объеме собираемых
налогов составляет 60-70%, а в развитых - 30-40% (в странах
ОЭСР - в среднем 28,3% налоговых поступлений)
Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в Австрии составляет 30,1%, Великобритании - 34,4%, Португалии - 43,0%, Франции - 26,8%
В США, Канаде, Японии роль косвенного налогообложения заметно ниже (США - 7,3% от общей суммы налоговых поступлений, Канада - 14,2%, Япония - 5,1%), основная масса доходов бюджетов формируется за счет подоходного налога с физических лиц, налогов на имущество физических лиц, налога на капитал
Слайд 30Внебюджетные фонды и доходы центрального (федерального) правительства
Слайд 31Динамика основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
Слайд 32Динамика государственного долга субъектов РФ
Слайд 33Остатки средств бюджета на счетах Федерального казначейства – 5701 млрд.
руб.
Остатки средств кредитных организаций на счетах в банках – 3763
млрд. руб.
Размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в банках – около 1000 млрд. руб. ежемесячно
Слайд 34Участие в конкурсах научно-исследовательских работ и научно-исследовательской работе кафедры позволяет:
провести
апробацию результатов научных исследований студента
ознакомить студента с основами организации работы
в научных исследовательских коллективах