Слайд 1Научно-методическое обеспечение деятельности военно-научных библиотек в рамках реализации требований приказа
Министра обороны №808.
Военная научная библиотека
Генерального штаба ВС РФ
вед. методист Привалова А.М.
Слайд 2Центральные военные библиотеки
Военная научная библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации – в подсистеме военно-научных библиотек;
Библиотека Центрального дома Российской Армии
– в подсистеме массовых военных библиотек;
Центральная военно-морская библиотека- по отношению к военно-научным библиотекам Военно-Морского Флота;
Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – в сфере военно-исторической деятельности;
Библиотеки домов офицеров видов ВС РФ (Родов войск) – по отношению к военным массовым библиотекам видов ВС РФ (Родов войск).
Слайд 3Центральные военные библиотеки являются главными методическими центрами библиотечной деятельности в
Вооруженных Силах и способствуют совершенствованию деятельности всей библиотечной сети военных
библиотек Вооруженных сил Российской Федерации. Они призваны разрабатывать и обеспечивать реализацию основных направлений развития военно-научных библиотек в своей сфере ответственности, анализировать и обобщать опыт их работы, организовывать систему повышения квалификации библиотекарей, оказывать повседневную организационно-методическую помощь, обеспечивать централизованные технологические, информационные и библиотечные процессы.
Слайд 4
Научно-методическая деятельность — вид библиотечной деятельности центральных военных библиотек,
направленной на повышение эффективности библиотечной работы, выявление и распространение лучшего
опыта, инноваций, использование результатов научных исследований в области библиотечного дела, повышение квалификации и профессионального мастерства библиотекарей, а главная ее задача состоит в формировании оптимальных способов (методов) достижения общих и частных целей библиотечной деятельности, в преодолении стереотипов мышления, внедрении инноваций.
Слайд 5Определения:
Метод - это путь исследования (с точки зрения теории), способ
достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики).
Методика
- упорядоченная совокупность методов, связанных с общностью решаемой задачи, предназначенной для практического выполнения какой-либо работы.
Методическое обеспечение - оснащение всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими методическими рекомендациями и решениями
Инновация библиотечная - использование новшеств в виде новых форм в организации и управлении деятельностью библиотеки, содержании и организации обслуживания пользователей, новых технологий, видов продукции и услуг.
Повышение квалификации кадров - совершенствование профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков и умений библиотекарей.
Слайд 6«Методическая деятельность призвана учить библиотекарей думать, действовать профессионально, искать нешаблонные
подходы к работе, воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело...».
А.Н. Ванеев
Слайд 7Основные направления
методической деятельности:
консультационно-методическую помощь библиотекарям в совершенствовании их деятельности;
инновационную деятельность (формирование и освоение библиотечных новшеств);
повышение квалификации и
переподготовку библиотечных кадров.
Слайд 8Объектами методической деятельности центральных военных библиотек являются все подведомственные им
библиотеки,
а предметом — все направления библиотечно-информационной деятельности.
Слайд 9Принципы методической деятельности
Принцип научности - все методические решения и
рекомендации строятся на основе новейших достижений библиотечной теории, научно обоснованы,
экспериментально проверены и направлены на совершенствование работы библиотек и преодоление противоречий в их деятельности.
Принцип активности - методическое обеспечение библиотек по их запросам, а также через методические рекомендации, информацию о лучшем библиотечном опыте, внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов, активное стимулирующее влияние на работу библиотек.
Принцип рекомендательности - методические решения и рекомендации являются лишь советами, пожеланиями, которые библиотекари имеют право самостоятельно использовать, выбирая для методического обеспечения своей деятельности те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и условиям конкретной библиотеки.
Слайд 10
Принцип дифференцированного подхода - организация методического обеспечения с учетом
специфики и определенных (первоочередных) задач в работе библиотек, с учетом
образования и практического опыта библиотечных работников.
Принцип непосредственной связи с библиотеками - методическое обеспечение строится на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.
Принцип оперативности - своевременное выявление недостатков в работе библиотек и оперативное оказание методической помощи (в форме консультаций, рекомендаций и др.), направленной на совершенствование их деятельности.
Принцип систематичности и плановости обеспечивает эффективность методической работы, т.к. обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.
Слайд 11Основные направления методической деятельности:
Аналитическая деятельность направлена на анализ состояния и
развития, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом.
Анализ библиотечной практики осуществляется на основе библиотечной документации, материалов совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников, публикаций в СМИ, оценок качества деятельности библиотек.
Консультационно-методическая помощь осуществляется на основе аналитической деятельности, имеет своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям.
Инновационная деятельность включает поиск, разработку и использование новшеств, способствующих повышению эффективности и качества деятельности библиотек.
Информационная деятельность направлена на оперативное и полное информирование библиотекарей о достижениях современной библиотечной теории и практики, о новшествах в библиотечном деле.
Обучающая (педагогическая) деятельность тесно связана с информационной. Это позволяет методическим центрам (службам) целенаправленно влиять на уровень работы библиотек. В основе обучающей деятельности лежит повышение квалификации и переподготовка библиотечных работников, содействие их непрерывному образованию.
Слайд 12Организационная деятельность обеспечивает единое организационно-методическое руководство библиотеками сети и выступает
как:
1) часть процесса управления местным библиотечным сообществом,
2) необходимое
условие эффективной работы библиотек,
3) управление нововведениями,
4) помощь библиотекам сети в организации деятельности.
Координационная деятельность направлена на согласование совместной деятельности:
1) библиотек, и других организаций и учреждений Минобороны России,
2) библиотек сети, направленной на совершенствование библиотечного обслуживания.
Исследовательская деятельность предполагает изучение и обобщение библиотечной практики, экспериментальную работу методических центров в библиотеках, все более широкое вовлечение библиотекарей- практиков в исследовательскую деятельность библиотек.
Издательская деятельность - подготовка, издание и распространение методических материалов по актуальным вопросам и наиболее востребованным темам.
Слайд 13Наиболее значительное место в методической деятельности продолжают занимать усилия, направленные
на повышение квалификации сотрудников библиотек.
Принимая во внимание тот факт, что
большинство библиотекарей военно-научных библиотек не имеют библиотечного образования можно предположить, что большинство сотрудников библиотек нуждаются в методической помощи. Центральные военные библиотеки, как методические центры, должны выполнять значимую роль в повышении их профессионального уровня.
приток в библиотеки работников без профессионального образования и опыта работы, которым нужны знания не только об инновациях, но и вполне традиционные, обуславливает в системе повышения квалификации ЦБ Минобороны России такого звена, как «Школа начинающего библиотекаря».
Слайд 14Совокупность характеристик библиотекаря новой формации:
аналитик-синтезатор, который умеет не только осуществлять
поиск, по и оценивать качество информационных продуктов и услуг с
учетом потребностей конкретных пользователей;
креативный информационный навигатор и посредник в системе документальных коммуникаций, в том числе электронных;
инструктор по освоению информационной культуры;
менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;
агент книгоиздательского и книготоргового рынка.
Формирование библиотекаря такого уровня — это общая задача центральных библиотек Минобороны России и органов военного управления, по своему функционалу, отвечающих за библиотечную деятельность в видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях.
Слайд 15Инновационная деятельность военных библиотек
В настоящее время библиотека становится информационным «ядром» зоны обслуживания
и наиболее демократичным источником доступа к информационным ресурсам.
Библиотеки оказываются в той
же ситуации, что и все другие организации сферы обслуживания: повышение качества предоставляемых населению услуг не может сопровождаться увеличением объема потребляемых ресурсов (финансовых, энергетических, сырьевых), за исключением информационных.
Слайд 16В выполнении этих условий все библиотеки мира (а российские особенно остро) сталкиваются
с большими сложностями:
сокращение государственных расходов на культуру как непроизводственную сферу - сокращение численности персонала многих библиотек;
низкая
заработная плата - отток молодых квалифицированных кадров в коммерческие структуры и «старение» кадровых ресурсов библиотек;
снижение объемов государственного финансирования – необходимость поиска дополнительных источников самофинансирования;
рост цен на печатную, информационную продукцию и новые информационные технологии - обострение проблем комплектования документальных коллекций библиотек и их ресурсного обеспечения;
изменение рыночной ситуации и появление конкурентоспособных коммерческих информационных организаций, формирование структуры рынка информационных услуг-обострение проблем качества информационных услуг, предоставляемых библиотекой и компетентности ее персонала.
Слайд 17Если библиотеки не смогут в ближайшее время обеспечить пользователям цифровой
доступ к собственным ресурсам и базам данных всего мира, то
рискуют превратиться в музеи книг, практическое значение которых год от года будет снижаться.
Библиотека, как и любая иная организация, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития, который требует интеллектуализации всех сфер ее деятельности.
Слайд 18позиции, позволяющие рассматривать библиотечные нововведения (инновации)
средство распространения «передового библиотечного
опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек;
особый признак развития и совершенствования
библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования библиотек, качественно превосходящих предыдущие;
средство творческого роста сотрудников библиотек.
Слайд 19Инновационная деятельность — доведение научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании
в библиотеках.
Слайд 20Традиция исключительно важна для развития науки и общества в целом:
традиция как воспроизводство проверенных временем образцов деятельности, обеспечивает развитие настоящего,
влияя на будущее из прошлого.
Слайд 21Проблемы развития библиотеки должны быть оценены критериями, среди которых:
актуальность нововведения;
его соответствие общей идее развития данной библиотеки;
возможности потенциальных участников
освоения новшества;
финансовые затраты.
Слайд 22Направления по внедрению инноваций в практику деятельности
Слайд 23ПРИКАЗ
МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2017 г. №
808
Об утверждении Руководства
по библиотечному делу
в Вооруженных Силах Российской
Федерации
Слайд 24Вопросы по Приказу
Кто осуществляет методическое руководство центральными библиотеками Вооруженных Сил
РФ? Глава 6 п. 29. В приказе № 300 глава
4 п.21
Какая библиотека является центральной библиотекой для библиотек образовательных организаций Министерства обороны? П.10 приказа. В приказе №300 глава 2, п. 7.
Какая библиотека является центральной библиотекой Вооруженных Сил? Ранее Отдел военной литературы РГБ (Приказ №300, глава 2, п. 7)
Слайд 25Военная научная библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации