Разделы презентаций


Наука как объект философского исследования

Содержание

Лекция 2. Наука как объект философского исследованияПланНаука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философии.Философия науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ http://philoslog.albertina.ru http://ratio.albertina.ru

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ    http://philoslog.albertina.ru http://ratio.albertina.ru

Слайд 2Лекция 2. Наука как объект философского исследования
План

Наука как познавательная деятельность.


Наука как социальный институт.
Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной

философии.

Философия науки

Лекция 2. Наука как объект философского исследованияПланНаука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Дилемма сциентизма и

Слайд 3Литература
1. Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. -

С. 167-196.
2. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки

// Научная деятельность: структура и институты / под ред. Э.М. Мирского и Б.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1980. – С. 27-55.
3. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход /отв. ред. В.Н. Садовский. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. Гл. 5. Цель науки. – С. 185-199.
4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. Гл, 2. С. 91-155.
6. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки / Под ред. Б.С. Грязнова и В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1978.
Философия науки /под ред. С.А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2005. – С. 7-32, 303-385, 685-724.
Этос науки. М.: Academia, 2008.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Литература1.	 Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 167-196.2.	Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина

Слайд 41. Наука как познавательная деятельность.
Деятельность – процесс целесообразного преобразования

объекта.

Субъект деятельности – лицо, осуществляющее преобразование объекта.

Объект деятельности – предмет

реальности или представление субъекта о нем.

Деятельность:
цель,
средство,
результат

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


1. Наука как познавательная деятельность. Деятельность – процесс целесообразного преобразования объекта.Субъект деятельности – лицо, осуществляющее преобразование объекта.Объект

Слайд 5Наука как познавательная деятельность
Практическая деятельность – преобразование объекта, результат которого

удовлетворяет потребность человека.

Примеры:
производство,
обычная жизнь
искусство.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского

исследования


Наука как познавательная деятельностьПрактическая деятельность – преобразование объекта, результат которого удовлетворяет потребность человека.Примеры:производство,обычная жизньискусство.Философия науки Лекция 2.

Слайд 6Познание – деятельность по созданию и преобразованию идеальных представлений предмета,

вовлеченного в практическую деятельность.

Идеальные представления, связанные с языковыми или перцептивными

структурами – знания.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Познание – деятельность по созданию и преобразованию идеальных представлений предмета, вовлеченного в практическую деятельность.Идеальные представления, связанные с

Слайд 7Наука – познавательная деятельность, состоящая в порождении, систематизации и обосновании

новых объективных знаний о реальности.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект

философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Наука – познавательная деятельность, состоящая в порождении, систематизации и обосновании новых объективных знаний о реальности.Философия науки Лекция

Слайд 8Анализ:
Познавательная деятельность – деятельность с идеальными объектами.
Реальность – объективная и

субъективная.
Объективное знание – отличительный признак науки.
Философия науки Лекция 2. Наука

как объект философского исследования

Наука как познавательная деятельность

Анализ:Познавательная деятельность – деятельность с идеальными объектами.Реальность – объективная и субъективная.Объективное знание – отличительный признак науки. Философия

Слайд 9
Объективное знание –
знание, допускающее критическую проверку.
Философия науки Лекция 2. Наука

как объект философского исследования
Наука как познавательная деятельность

Объективное знание – знание, допускающее критическую проверку.Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследованияНаука как познавательная

Слайд 10Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования
Критическая проверка
Нестрогая
Строгая
эмпирическая проверка
рациональное доказательство
включение в традицию
критическая интерпрета- ция
Математика
Естествознание
Гуманитарные науки
Наука

как познавательная деятельность

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследованияКритическая проверкаНестрогаяСтрогаяэмпирическая проверкарациональное доказательствовключение в традициюкритическая интерпрета- цияМатематикаЕстествознаниеГуманитарные наукиНаука

Слайд 11Критическая установка – предрасположенность мышления к проверке существующих взглядов, концепций

и теорий с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам

или ценностям.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Критическая установка – предрасположенность мышления к проверке существующих взглядов, концепций и теорий с целью выяснения их несоответствия

Слайд 12Критическая установка демонстрирует:

фактическую ложность,
логическую необоснованность,
неприемлемость с точки зрения нормативных

или ценностных представлений.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования
Наука

как познавательная деятельность
Критическая установка демонстрирует:фактическую ложность, логическую необоснованность,неприемлемость с точки зрения нормативных или ценностных представлений.Философия науки Лекция 2. Наука

Слайд 13Догматическая установка – предрасположенность к принятию некоторых фактов, теоретических положений,

норм или ценностей (в данной формулировке) как раз и навсегда

установленных и не подлежащих пересмотру.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Догматическая установка – предрасположенность к принятию некоторых фактов, теоретических положений, норм или ценностей (в данной формулировке) как

Слайд 14Объективность – результат применения к знаниям критической установки.

Цель науки в

целом – объективное постижение космоса, включая и человека, создание картины

мира, независимой от внутреннего мира отдельных человеческих субъектов.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Объективность – результат применения к знаниям критической установки.Цель науки в целом – объективное постижение космоса, включая и

Слайд 15Наука занимается

общим,
проверяемым.

Область науки:

абстрактные объекты,
эмпирические факты.
Философия науки Лекция

2. Наука как объект философского исследования
Наука как познавательная деятельность

Наука занимается общим, проверяемым.Область науки: абстрактные объекты,эмпирические факты. Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследованияНаука

Слайд 16Абстрактный объект – свойства или отношения предметов, рассматриваемые в отвлечении

от самих этих предметов.

Абстрактные объекты - основа для формулировки универсальных

законов и теоретических систем.

Примеры:
материальная точка в ньютоновской механике,
абсолютно черное тело,
гениальность.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Абстрактный объект – свойства или отношения предметов, рассматриваемые в отвлечении от самих этих предметов.Абстрактные объекты - основа

Слайд 17Эмпирические факты – высказывания, основанные на чувственном восприятии.

Система эмпирических фактов

образует опыт.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования
Наука как

познавательная деятельность
Эмпирические факты – высказывания, основанные на чувственном восприятии.Система эмпирических фактов образует опыт.Философия науки Лекция 2. Наука как

Слайд 18Наука:
абстрактные структуры, в рамках которых возможно рациональное доказательство,
опыт, при помощи

которого производится эмпирическая проверка.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского

исследования

Наука как познавательная деятельность

Наука:абстрактные структуры, в рамках которых возможно рациональное доказательство,опыт, при помощи которого производится эмпирическая проверка.Философия науки Лекция 2.

Слайд 19Объективность науки – самоограничение.

Наука не занимается знаниями, которые не могут

быть выражены в виде общих абстрактных структур или структур, основанных

на опыте.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как познавательная деятельность

Объективность науки – самоограничение.Наука не занимается знаниями, которые не могут быть выражены в виде общих абстрактных структур

Слайд 20Непосредственные цели науки:
описание,
объяснение,
предсказание.

Описание, объяснение и предсказание

возможно и в ненаучных видах деятельности (пример – мифология).

Научное описание,

объяснение и предсказание строятся на основе законов науки.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как познавательная деятельность

Непосредственные цели науки: описание, объяснение, предсказание. Описание, объяснение и предсказание возможно и в ненаучных видах деятельности (пример

Слайд 21Закон науки – универсальное высказывание, доступное рациональному доказательству или эмпирической

проверке.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как познавательная

деятельность
Закон науки – универсальное высказывание, доступное рациональному доказательству или эмпирической проверке.Философия науки Лекция 2. Наука как объект

Слайд 22Логическая форма закона:

∀х (Р(х) → Q(х)).

Пример.

Все металлы при нагревании расширяются.

х

– переменная, пробегающая по металлам,
Р – свойство «быть нагретым»,
Q –

свойство «расширяться».

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как познавательная деятельность

Логическая форма закона:∀х (Р(х) → Q(х)).Пример.Все металлы при нагревании расширяются.х – переменная, пробегающая по металлам,Р – свойство

Слайд 23Ценности науки:

Истина,
Новизна.
Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования
Наука как

познавательная деятельность

Ценности науки:Истина,Новизна.Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследованияНаука как познавательная деятельность

Слайд 242. Наука как социальный институт.
Социальный институт – устойчивая структура

деятельности, направленная на организацию достижения целей, общих для больших групп

людей.

Субъектом науки является научное сообщество.

Научное сообщество организует критическую проверку.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования



2. Наука как социальный институт. Социальный институт – устойчивая структура деятельности, направленная на организацию достижения целей, общих

Слайд 25Главные социальные институты:

Научные организации как способ упорядочения деятельности научного сообщества.


Научные публикации как способ информирования научного сообщества о результатах и

оценки этих результатов.

Научная деятельность регулируется

правом (в том числе авторским),
экономикой науки,
этикой науки.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

Главные социальные институты:Научные организации как способ упорядочения деятельности научного сообщества. Научные публикации как способ информирования научного сообщества

Слайд 26Социология науки – изучение форм организации научной деятельности
Философия науки Лекция 2.

Наука как объект философского исследования
Наука как социальный институт

Социология науки – изучение форм организации научной деятельностиФилософия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследованияНаука как

Слайд 27Роберт Мертон - императивы научного этоса:

Универсализм предписывает ученому формулировать высказывания,

истинность которых не зависит от конкретных условий его создания .
Коллективизм

предписывает ученому незамедлительно передавать свои результаты в пользование научному сообществу.
Бескорыстие предписывает строить свою деятельность как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов.
Организованный скептицизм требует объективного анализа любого научного высказывания и его критической проверки.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

Роберт Мертон - императивы научного этоса:Универсализм предписывает ученому формулировать высказывания, истинность которых не зависит от конкретных условий

Слайд 28Основные характеристики науки как профессии:

Обладание ученым специальными знаниями, за хранение,

передачу и расширение которых ответственно научное сообщество. Ученый как эксперт.
Автономность

научного сообщества в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения.
Наличие внутри профессии форм вознаграждения, образующих достаточные стимулы для профессиональной карьеры.
Заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов, гарантирующая как существование, так и воспроизводство профессии.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

Основные характеристики науки как профессии:Обладание ученым специальными знаниями, за хранение, передачу и расширение которых ответственно научное сообщество.

Слайд 29Массив публикаций – вся совокупность публикации в печатных и электронных

изданиях по актуальным для данной научной дисциплине проблемам, доступные дисциплинарному

сообществу.

Виды публикаций:

Статьи.
Обзоры.
Монографии индивидуальные и коллективные.
Учебники.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования


Наука как социальный институт

Массив публикаций – вся совокупность публикации в печатных и электронных изданиях по актуальным для данной научной дисциплине

Слайд 30Социальный институт (XVII век - начало XVIII века) - в

Европе организованы первые научные общества и академии и началось издание

научных журналов.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

Социальный институт (XVII век - начало XVIII века) - в Европе организованы первые научные общества и академии

Слайд 31На рубеже XIX-XХ веков возникает новый способ организации науки –

крупные научные институты и лаборатории с мощной экспериментальной базой.
Способ организации

научного труда приближается к формам организации современного индустриального труда.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

На рубеже XIX-XХ веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной

Слайд 32Наука – основа могущества государства и объект политики.

Цикл: "Наука

– техника – производство".
60-70 годы ХХ века – научно-техническая

революция.

Начало XXI века – информационная научная революция.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука как социальный институт

Наука – основа могущества государства и объект политики. Цикл:

Слайд 333. Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной

философии.
Наука дает философии:

научные знания, которые используются для построения мировоззрения,
идеал

объективного знания.
модель системного знания.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

3. Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философии.Наука дает философии:научные знания, которые используются для

Слайд 34Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философии
Философия дает

науке:

понятие цели научной деятельности, места науки в структуре мира,
учение о

методах научного познания,
познавательные ориентиры - в каком направлении осуществлять научный поиск.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философииФилософия дает науке:понятие цели научной деятельности, места науки

Слайд 35Сциентизм (scientia – знание, наука) – философская установка, согласно которой

научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием для

ориентации человека в мире.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философии

Сциентизм (scientia – знание, наука) – философская установка, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и

Слайд 36Антисциентизм – концепция, согласно которой наука не имеет отношения к

достижению существенных целей человеческой жизни или враждебна им.

Ограниченность возможностей науки.


Несовместимость объективности и человеческого мира.

Философия науки Лекция 2. Наука как объект философского исследования

Наука и философия. Дилемма сциентизма и антисциентизма в современной философии

Антисциентизм – концепция, согласно которой наука не имеет отношения к достижению существенных целей человеческой жизни или враждебна

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика