Слайд 1Нейропсихологические методы обследования речи
младших школьников
Метод. рекомендации разработаны Всероссийским центром
по детской неврологии. В них приводится сокращенная (по сравнению с
общепринятой методикой А. Р. Лурия») схема нейропсихологического исследования.
Слайд 2ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
состояние
длительной школьной неуспешности способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации
детей в целом;
85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов.
Слайд 3 Школьная программа рассчитана на определенный
уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать
усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Слайд 4Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствования
Плохая концентрация внимания на определенной
деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем интеллекта;
Успеваемость – начало
- хорошее, потом - быстрое скатывание, оценки скачут от 5 к 2;
Если выкладывается в школе, то дома беспричинно плачет, часто болеет, становится раздражительным;
Повышенная ранимость, обидчивость, не складываются отношения с одноклассниками.
Повышенная утомляемость и отвлекаемость, не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным. Ребенок перестает воспринимать информацию, вертится, роняет принадлежности, мешает другим;
Слайд 5Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информацию
Путает левую и правую
сторону, плохо ориентируется в учебнике и в расположении материала в
тетради, неправильно воспроизводит цифры и буквы;
Не может различить похожие фигурки и значки, найти отличия, делает ошибки при списывании с доски;
Проблемы с пониманием услышанного задания или рассказа;
Не может запомнить правила, таблицу сложения и умножения, трудности при решении задач, сбивается в действиях при решении длинных примеров.
Слайд 6Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроля
При знании правил не может
их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв, искажение окончаний;
Трудности в
усвоении последовательности решения математических задач или примеров;
Трудности в пересказе текста, искажает окончания прочитанных слов, не может выполнить задание самостоятельно;
Повышенная отвлекаемость с прекращением выполнения задания. Задания выполняются непоследовательно с большим количеством ошибок;
Контроль со стороны взрослого улучает выполнение заданий.
Хождение по классу во время урока, занимается собственной игрой, мешает соседу, не принимает школьные правила;
Низкая работоспособность, появление зевоты, вертится, информацию не воспринимает
Слайд 7МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Функциональные отклонения, определяемые при нейропсихологическом исследовании, позволяют выбрать
метод направленного коррекционно-восстановительного обучения.
Слайд 8ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ
Исследование проводится в отдельной комнате, за столом.
Ребенка усаживают напротив исследователя.
В комнате не должно быть посторонних
людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы.
Для исследования должны быть заготовлены специальные картинки для определения зрительного восприятия, набор предметов для исследования тактильного восприятия,
а также чистые листы бумаги, ручка, карандаш.
Слайд 9БЕСЕДА
Во время беседы устанавливается контакт,
оцениваются личностные особенности ребенка,
адекватность его поведения,
отношение к членам семьи, друзьям, учителям в
школе.
Затем предъявляется ряд заданий на выявление явных или скрытых признаков левшества,
моторного или сенсорного доминирования: определение "ведущей" руки в быту, "ведущей" ноги, "ведущих" глаза, уха.
Слайд 10Коэффициент левшества
В результате определяется коэффициент левшества - в виде дроби,
в числителе которой количество проб, выявивших левшество,
а в знаменателе
общее число проведенных проб.
Проводится не менее 11 проб:
1 - 4 "ведущая" рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой);
5 - перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху);
Слайд 116 - перекрест рук на груди (при праворукости правая рука сверху);
7 -
аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее);
8 - "ведущая" рука
при игре с мячом;
9 - предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге;
10 - предпочтение одного глаза при пользовании "подзорной трубой", свернутой из листа бумаги;
11 - предпочтение уха при прослушивании тикания часов.
Слайд 12НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Все наблюдения в процессе проведения проб
заносятся в протокол.
В случае невозможности проведения исследования
(при истощении внимания ребенка, плохом
его самочувствии и т. п.), в протоколе указывают номера пропущенных проб.
Предъявление заданий ведется по списку проб, представленных в таблице, где дается перечень исследуемых психических функций, номера относящихся к каждой из них проб, а так же краткие инструкции по их применению.
Исследователь должен убедиться в том, что задание понято ребенком и в случае неправильного выполнения - повторить инструкцию.
Слайд 13Приложение 1 включает
исследование 67 проб,
которые отнесены в 14 групп
в соответствии с исследуемой функцией.
Кинестетическая основа движений исследуется с
помощью проб на воспроизведение различных положений пальцев руки и включает выполнение задания
по зрительному образцу (пробы 1-6),
по тактильному образцу (пробы 7-9),
воспроизведение позы с одной руки на другую (пробы 11 - 14).
Слайд 14Исследование праксиса
Исследование пространственного праксиса проводится с помощью проб с 15
по 21,
при которых ребенок воспроизводит определенное положение руки по
отношению к различным частям тела.
Исследование динамического праксиса (пробы 22-27) включает пробы на смену трех положений кисти,
рисования заданного узора правой рукой;
самостоятельное значение имеет проба на реципрокную координацию движений.
Слайд 15Слухо-моторная координация исследуется с помощью проб 28-36 и включает оценку
ритмов, воспроизведение их по слуховому образцу или устной инструкции.
Стереогноз исследуется
с помощью проб 37-38,
зрительный гнозис - 39-42 пробы.
Исследование сенсорной, моторной, номинативной функции речи - 43-47 пробы.
Слайд 16С помощью проб 48-51 исследуется
слухо-речевая память,
при проведении проб
56-57- зрительная память.
Отдельно проводятся пробы, соответствующие исследованию рисования (52-54),
чтения (58),
письма (59-64),
счета (65).
Слайд 17В завершении исследования ребенку предлагаются простейшие задачи (66-67).
Ребенка просят
решить задачу:
"У Пети 2 яблока, у Миши - 6.
Сколько яблок у обоих?".
Ребенка просят решить задачу:
"У Кати 4 игрушки, у Сони - на 2 больше. Сколько игрушек у обеих?".
Слайд 18Анализ результатов нейропсихологического исследования
Для упрощения задачи исследователя разработана специальная формализованная
схема (Приложение 2), в которой, на основании опыта нейропсихологического обследования
детей, приводятся наиболее значимые нарушения проб,
а также их психофизиологическая трактовка и возможная локализация функциональной недостаточности в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявленные нарушения носят суммарный характер, обобщая результаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции.
Слайд 19Например, нарушения кинестетического праксиса (пробы 1 - 14) могут иметь
6 вариантов с 1.1. до 1.6.
(в нумерации - нарушений
принят код,
в котором первая цифра соответствует номеру функций, вторая - нарушению,
а третья - выполнению пробы правой или левой рукой).
В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка:
например, нарушения кинестетического праксиса могут быть обусловлены
нарушением кинестетической основы движений, односторонней пространственной агнозией, нарушением межполушарного взаимодействия, инертностью движений.
Слайд 20Интерпретация результатов нейропсихологического исследования строится не только на констатации,
но
и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов.
Она определяет необходимость выделения
основного дефекта,
лежащего в основе этого нарушения,
который приводит к появлению комплекса симптомов,
составленного из внешне разнородных,
но внутренне связанных друг с другом проявлений.
Уже результаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную "территорию" дисфункции в мозге.
Слайд 21Исследование двигательных функций
Исследование слухомоторных координаций
Исследование зрительно-пространственных функций
Методы нейропсихологической диагностики
детей
Слайд 22Исследование двигательных
функций
Слайд 231. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
1 а. Выполнение по зрительному образцу
Ребёнку предлагается воспроизводить
заданные положения пальцев руки:
Соединить 1 и 2 пальцы в
кольцо.
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты.
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты.
То же левой рукой.
Слайд 24А) Праксис поз по зрительному образцу.
И.: «Делай, как я».
Ребенку последовательно
предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он
должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Слайд 251 б. Выполнение по тактильному образцу
Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает
руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен
воспроизвести позу той же рукой.
Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты.
Пальцы сжаты в кулак. 2 и 5 пальцы вытянуты.
То же левой рукой.
Слайд 262. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС
Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное
положение своей руке. Ребенок должен воспроизвести его той же рукой.
"Голосование"
- рука согнута в локте и поднята вверх.
Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.
Левая рука касается правого уха.
Правая рука касается левого уха.
Слайд 27Проверяется: возможность усвоения двигательной программы и сформированность кинетических механизмов серийной
организации движений.
Задание: последовательно заучить две двигательные программы: «ладонь-кулак-ребро» (ЛКР) и
«кулак-ладонь-ребро» (КЛР) сначала правой а затем левой рукой.
3. Динамический праксис
Слайд 28Проверяется: возможность усвоения двигательной программы, её автоматизации при выполнении графических
серийных движений.
Задание: не отрывая ручку от бумаги, продолжить до конца
строки узор из двух сменяющихся звеньев.
Графическая проба
Слайд 33Проверяется: сформированность кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия.
Задание: одновременно
сжимать в кулак распрямлённую ладонь одной руки и разжимать кулак
другой руки.
Реципрокная координация движения
Слайд 34Исследование слухомоторных координаций
Слайд 35Проверяется: способность целенаправленной деятельности ребёнка, программированной речевой инструкцией, произвольного выполнения
необходимого количества постукивающих движений разной силы.
Задание: постучать карандашом по столу
следующим образом:
-- по 2 раза,
-- по 3 раза,
-- 1 раз громко и 2 раза тихо,
-- 3 раза тихо и 1 раз громко.
Выполнение ритмов по речевой инструкции
Слайд 36Проверяется: восприятие и оценка слухового материала – ритмических структур.
Задание: ребёнку
предъявляется четыре группы ритмических структур по три пачки в каждой
с интервалом в 1 – 2 секунды между «пачками» и просит ребёнка ответить, по сколько раз он стучит:
1) II, II, II;
2) III, III, III;
3) II, II, II;
4) IIII, IIII, IIII.
Оценка ритмических структур
Слайд 37Проверяется: восприятие и оценка невербального слухового материала– ритмических структур, выполнение
ритмов при предъявлении образца.
Задание: воспроизвести ритмические структуры по образцу:
1) II,
II, II;
2) III, III, III;
3) IIII, IIII, IIII;
*II, *II, *II;
*III, *III, *III;
II*, II*, II*;
III**, III**, III**;
***II, ***II, ***II.
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу
Слайд 38Проверяется: восприятие и удержание слухоречевой информации.
Задание: запомнить
и повторить слова, цифры, пары слов, предложения, рассказы.
Исследование слухоречевой памяти
Речевой
материал для запоминания:
Речевой материал для запоминания:
Отсроченное воспроизведение обоих серий слов
ХОЛОД, РАМА, КЛИН
Повтор слов ребёнком
ГОСТЬ, РИСК, ДОЖДЬ
Повтор слов ребёнком
Повтор ребёнком первой серии слов
Пауза
Слайд 40Проверяется: способность к восприятию цвета.
Задание: распределить предметы на полях соответствующего
цвета.
Восприятие цвета
Слайд 41Проверяется: способность к узнаванию цветных предметных изображений.
Задание: узнать и
назвать цветные предметы.
Восприятие цвета
Слайд 42Проверяется: способность к узнаванию контурных изображений.
Задание: узнать и назвать предметы
по их контуру.
Восприятие формы
Слайд 43Проверяется: способность оперирования зрительными образами.
Задание: узнать и назвать предметы по
произвольно повернутым на листе контурным изображениям.
Восприятие формы
Слайд 44Проверяется: способность к узнаванию изображений в усложнённых условиях (пробы Поппельрейтера).
Задание: узнать и назвать зашумлённые изображения предметов, наложенные друг на
друга изображения предметов.
Восприятие формы
Слайд 45Проверяется: зависимость зрительного гнозиса от размера изображения.
Задание: найти и
показать все изображения одного произвольно выбранного предмета.
Восприятие формы
Слайд 46Проверяется: различение геометрических фигур.
Задание: узнать и назвать геометрические фигуры.
Восприятие формы
Слайд 47Проверяется: узнавание геометрической формы предмета.
Задание: определить, на какую геометрическую фигуру
похож предмет, расположить в нужной строке таблицы.
Восприятие формы
Слайд 48Проверяется: дифференциация величины предметов и способность к рядообразованию.
Задание: расположить
предметы в порядке убывания (возрастания) величины.
Восприятие размера и величины
Слайд 49Проверяется: знание печатных букв.
Задание: узнать и назвать печатные буквы.
Буквенный
гнозис
Слайд 50Проверяется: знание рукописных букв.
Задание: узнать и назвать рукописные буквы.
Буквенный гнозис
Слайд 51Проверяется: прочность знания печатных букв, обобщенность зрительного восприятия букв.
Задание:
узнать и назвать печатные буквы.
Буквенный гнозис
Слайд 52Проверяется: прочность знания рукописных букв, обоб-щенность зрительного восприятия буквы.
Задание: узнать и назвать рукописные буквы.
Буквенный гнозис
Слайд 53Проверяется: узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия.
Задание:
узнать и назвать буквы в усложнённых условиях.
Буквенный гнозис
Слайд 54Проверяется: узнавание рукописных букв в усложненных условиях зрительного восприятия.
Задание: узнать и назвать буквы в усложнённых условиях.
Буквенный гнозис
Слайд 55Исследование зрительного
анализа и синтеза
Слайд 56Проверяется: зрительный анализ изображения предмета.
Задание: назвать и показать части
предмета.
Слайд 57Проверяется: зрительный анализ изображения предмета.
Задание: определить и назвать недостающие элементы
изображений предметов.
Слайд 58Проверяется: зрительный синтез изображения предмета.
Задание: сложить картинку из фрагментов.
Слайд 59Проверяется: зрительный синтез изображения предмета.
Задание: определить предмет по фрагменту
изображения.
Слайд 60Проверяется: зрительный синтез изображения предмета.
Задание: назвать геометрическую фигуру по части.
Слайд 61Проверяется: зрительный анализ изображения с различением геометрических форм.
Задание: определить
и назвать геометрические фигуры,
из которых составлен рисунок.
Слайд 62Проверяется: зрительный синтез изображения предмета.
Задание: закрасить только те геометрические
фигуры, из которых набран рисунок.
Слайд 63Проверяется: зрительный синтез изображения печатных и рукописных букв.
Задание: определить
и назвать букву по фрагменту изображения.
Слайд 64Проверяется: дифференциация сходных печатных букв.
Задание: прочитать буквы парами.
Слайд 65Проверяется: дифференциация сходных рукописных букв.
Задание: прочитать буквы парами.
Слайд 66Проверяется: дифференциация прямого и зеркального изображений печатных и рукописных букв.
Задание: показать правильно изображённые буквы.
Слайд 67Проверяется: зрительный анализ изображений групп букв.
Задание: найти в правой
части строчки группу букв, идентичную находящейся в рамке слева, обвести
одинаковые группы букв в верхней строчке красным карандашом, в средней – зелёным, в нижней – синим.
Слайд 69Проверяется: запоминание предметов.
Задание: запомнить и назвать предметы.
Слайд 70Проверяется: запоминание геометрических форм.
Задание: запомнить и показать геометрические фигуры.
Слайд 71Проверяется: запоминание цвета предметов.
Задание: запомнить и назвать количество геометрических фигур
определённого цвета.
Слайд 72Проверяется: запоминание печатных букв.
Задание: запомнить и назвать буквы.
Слайд 73Проверяется: запоминание рукописных букв.
Задание: запомнить и назвать буквы.
Слайд 74Проверяется: запоминание последовательности предметов.
Задание: запомнить и назвать предметы по порядку.
Слайд 75 Исследование
зрительно- пространственных
функций
а) определение моторного и сенсорного доминирования (ведущей руки, ноги, глаза,
уха)
б) ориентировка в схеме тела
в) выполнение речевых проб Хеда
г) ориентировка в окружающем пространстве
д) исследование зрительно-моторных координаций
Слайд 76Проверяется: ориентировка в схеме тела.
Задания:
1. Покажи правую руку, левую руку.
2.
Топни левой ногой, правой ногой.
3. Зажмурь правый глаз, левый глаз.
Слайд 77Выполнение речевых проб Хэда.
Задания:
1. Покажи правой рукой левое ухо.
2. Покажи
левой рукой правое ухо.
3. Показать правые и левые части тела
напротив сидящего человека.
Слайд 78Проверяется: определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами или
изображениями.
Задание: назвать расположение предметов относительно друг друга.
Слайд 79Проверяется: ориентировка на листе бумаги.
Задание: назвать предмет, изображённый в правом
верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу,
в левом нижнем углу, по центру рисунка.
Слайд 80Проверяется: сформированность зрительно-моторных координаций.
Задание: нарисуй рядом точно такие же фигурки
по точкам.
Слайд 81Проверяется: сформированность зрительно-моторных координаций.
Задание: выполнить графический диктант.
Слайд 82Дети-левши
Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти невероятным произвольным контролем над
протеканием своей психической деятельности. Они достигают нужных результатов как бы обходным
путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.
Слайд 83Д. Н. (9 лет), которому учительница по русскому языку не ставила двоек,
так как «таких ошибок не бывает».
А среди ошибок было полное неразличение
границ между словами, замена нужных букв зеркальными или подмена букв, различных по пространственному положению, например д—б.
Мальчик решил заучивать все слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти.
Таким образом, ребенок в обход несостоятельности пространственного и фонетико-фонематического факторов, которые с запаздыванием формируются у левшей (недостаточность именно этих звеньев была зафиксирована при нейропсихологическом обследовании), сформировал свое письмо —
письмо как систему образов, опирающихся на зрительно-мнестические синтезы, т. е. как бы повторил в своем онтогенезе развитие письма первобытного человека.
Слайд 84А. Л. в свои 18 лет левой рукой писала каллиграфически, но с
5 ошибками в каждом слове,
а правой рукой— абсолютно неразборчиво, многие
буквы — зеркально, но стопроцентно грамотно.
Она мечтала о поступлении на филологический факультет МГУ...
Просчитав все возможные варианты, она выбрала единственно для себя возможный. Вместе с преподавателем побуквенно левой рукой были написаны десять сочинений, наиболее тематически вероятных в качестве экзаменационных.
Затем каждое было чисто зрительно заучено наизусть. Один из текстов и пригодился на экзамене. Девушка вспоминала слово за словом и записывала их левой рукой... Через пять лет она стала дипломированным филологом.
Слайд 85Методическая литература
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и
чтения младших школьников». – 2008 г.
Астапов В.М. «Введение в дефектологию
с основами нейро- и патопсихологии». – 1994 г.
Полонская Н.Н. «Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста». – 2007 г.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». – 2002 г.
Цветкова Л.С. «Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление». – 1997 г.
«Практикум по патопсихологии» по редакцией Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. – 1987 г.
Комплект рабочих материалов «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» по общей редакцией Семаго М.М. – 1998 г.