Разделы презентаций


Нейропсихология детского возраста – наука о формировании психических функций

Содержание

ВПФлимбическая система большие полушарияСвязывает кору полушарий с телом.Производит «эмоции».Состоит: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппо-кампа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нейропсихология детского возраста – наука о формировании психических функций (мышление,

память, речь, внимание и т.д.) в процессе развития ребенка.
Нейропсихология

тесно связана с неврологией, остеопатией, мануальной терапией, кинезиотерапией и т.д.
Нейропсихология детского возраста – наука о формировании психических функций (мышление, память, речь, внимание и т.д.) в процессе

Слайд 2ВПФ
лимбическая система

большие

полушария

Связывает кору полушарий с телом.
Производит «эмоции».
Состоит: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппо-кампа и базального ганглия.

Сверху полушария покрывает кора, или неокортекс.
Неокортекс составляет только 25% общего объема головного мозга, однако содержит примерно 85% всех нейронов.
Неокортекс состоит из серого вещества, немиелинизированных клеточных тел нейронов

ВПФлимбическая система

Слайд 4Схема развития центральной нервной системы в пренатальный период (H.H. Заваденко)

Схема развития центральной нервной системы в пренатальный период (H.H. Заваденко)

Слайд 5Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период (К.

Ханнафорд)

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период (К. Ханнафорд)

Слайд 6Этапы формирования мозга



Первый этап (от внутриутробного периода до 2—3

лет). Формируются транскортикальные связи стволового уровня Закладывается базис (первый функциональный

блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка. Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Структуры мозга первого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. На этом этапе впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.

Этапы формирования мозга Первый этап (от внутриутробного периода до 2—3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уровня Закладывается

Слайд 7Этапы формирования мозга



Второй этап (от 3 до 7—8 лет).


Активизация межгиппокампальных комиссуральных (комиссу-ры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между

полушариями) систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.
Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.

мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария) обеспечивает взаимодействие задних отделов правого и левого полушарий

Этапы формирования мозга Второй этап (от 3 до 7—8 лет). Активизация межгиппокампальных комиссуральных (комиссу-ры — нервные волокна,

Слайд 8Этапы формирования мозга



Третий этап (от 7 до 12—15 лет)
Происходит

становление межполушарного взаимодействия. В 12—15 лет морфологическая и функциональная зрелость

мозолистого тела обеспечивают взаимодействие лобных (префронтальных) отделов правого и левого полушарий на регуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс познания самого себя), произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.
Этапы формирования мозга Третий этап (от 7 до 12—15 лет)Происходит становление межполушарного взаимодействия. В 12—15 лет морфологическая

Слайд 9Возрастные этапы развития высших психических функций (ВПФ) головного мозга
этап -

развитие нервных сетей в стволовых структурах головного мозга (0-1,5 год),
этап

- развитие нервных сетей в правом полушарии (1,5-7 (8) лет),
этап - развитие нервных сетей мозолистого тела (7-8 лет),
этап - развитие нервных сетей в височной области левого полушария (8-10 лет),
этап - развитие нервных сетей в лобной области левого полушария (8-12 (15) лет).
Возрастные этапы развития высших психических функций (ВПФ) головного мозгаэтап - развитие нервных сетей в стволовых структурах головного

Слайд 11Формирование понятий

До 3-х лет – понятия «хочу» и «нельзя».
До 4-х

лет – понятия «надо» и «могу».
До 5-ти лет – понятие

«стыдно».
До 7-ми лет – понятие «должен».

Формирование понятийДо 3-х лет – понятия «хочу» и «нельзя».До 4-х лет – понятия «надо» и «могу».До 5-ти

Слайд 12Характеристика нейропсихологических синдромов: диагностическая карта


Синдром – комплекс симптомов (признаков).

Характеристика нейропсихологических синдромов: диагностическая картаСиндром – комплекс симптомов (признаков).

Слайд 13Возраст ребенка: внутриутробный период развития.
Основные причины возникновения синдрома:
- повреждающие

факторы в период внутриутробного развития ребенка (хронические или инфекционные заболевания

матери, употребление лекарств);
- вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики);
- неблагоприятная экологическая среда;
- стрессы, испуги, негативные эмоции матери.

Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1

Возраст ребенка: внутриутробный период развития.Основные причины возникновения синдрома: - повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка (хронические

Слайд 14Признаки синдрома:
- эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения);
- быстрая

утомляемость;
- неустойчивость внимания;
- капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении;


- патологическое упрямство;
- патологическая лень;
- нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса);
- длительный энурез (до 10-12 лет);
- нарушения аппетита и сна;
- проявления аллергии или псориаза;

Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1

Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - быстрая утомляемость; - неустойчивость внимания; - капризность, чувствительность,

Слайд 15Признаки синдрома:
- метеозависимость;
- вредные телесные привычки (грызет ногти,

сосет палец);
- затруднено формирование почерка и навыков рисования;
-

в речи многословность и нравоучения (резонерство);
- мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение;
- дизартрические проявления;
- в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление;
- слабый вестибулярный аппарат.

Синдром функциональной дефицитарности базальных структур_1

Признаки синдрома: - метеозависимость; - вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец); - затруднено формирование почерка и

Слайд 16Возраст ребенка: от рождения до 1,5 лет.
Основные причины возникновения синдрома:


- родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- инфекционные заболевания

ребенка и лечение антибиотиками;
- чрезмерное использование памперсов;
- депривация (недостаток телесного контакта);
- общий наркоз;
- предыдущий синдром.

Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_1

Возраст ребенка: от рождения до 1,5 лет.Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга;

Слайд 17Признаки синдрома:
- психическое развитие проходит с нарушением возрастных норм

(со смещением этапов);
- лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки);


- неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, раньше или позднее);
- нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота);
- нарушение формулы сна, трудности с засыпанием;
- гипотонус мышц (переразгибание суставов, плоскостопие, сколиоз, открытый рот и т.д.);
- гипертонус мышц (кривошея, срыгивания, хождение на цыпочках и т.д.;
- искажение моторного развития (тики, заикания, тремор);
- обилие пигментных пятен и родинок;

Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_2

Признаки синдрома: - психическое развитие проходит с нарушением возрастных норм (со смещением этапов); - лицевые асимметрии (асимметрия

Слайд 18Признаки синдрома:
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм,

слюнотечение, трудности с глотанием, нарушения зрения и слуха;
- выраженные

девиации языка (высунутый язык, движения языка во рту);
- вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец);
- несформированность моторной асимметрии: псевдолеворукость, обоерукость;
- низкий иммунитет;
- аллергия, диатез, нарушение работы эндокринной системы;
- энурез (до 7-9- лет), энкопрез;
- не формируются навыки опрятности;

Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_3

Признаки синдрома: - нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение, трудности с глотанием, нарушения зрения и

Слайд 19Признаки синдрома:
- у девочек изменение полового развития, в дальнейшем

нарушение цикла, сложности с зачатием;
- искажение порогов болевой чувствительности;
-

школьная дезадаптация;
- нарушение фонематического анализа, сложности с ударением;
- проявление неуклюжести;
- незрелость эмоциональной сферы;
- невротические страхи;
- раздражительность и агрессивные проявления.

Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур_4

Признаки синдрома: - у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием;- искажение порогов

Слайд 20Возраст ребенка: от 1,5 до 7-8 лет.
Основные причины возникновения синдрома:


- родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- инфекционные заболевания ребенка

и лечение антибиотиками;
- депривация (недостаток телесного контакта);
- общий наркоз;
- эмоциональный стресс;
- раннее начало формирования учебных навыков;
- все предыдущие синдромы.

Синдром функциональной несформированности правого полушария_1

Возраст ребенка: от 1,5 до 7-8 лет.Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга;-

Слайд 21Признаки синдрома:
- недостаточность развития пространственных представлений;
- нарушение дифференциации

эмоций;
- склонность к обильному фантазированию;
- штамповый характер речи

и поведения;
- в речи многословность и нравоучения (резонерство);
- нарушение ритма речи;
- нарушение постановки ударений;
- истеричность и демонстративность;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- агрессивные проявления.

Синдром функциональной несформированности правого полушария_2

Признаки синдрома: - недостаточность развития пространственных представлений; - нарушение дифференциации эмоций; - склонность к обильному фантазированию; -

Слайд 22Возраст ребенка: от рождения до 7-8 лет.
Основные причины возникновения синдрома:


- родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- внутричерепное давление;


- общий наркоз;
- эмоциональный стресс;
- все предыдущие синдромы.

Синдром функциональной несформированности межполушарных связей (мозолистого тела)_1

Возраст ребенка: от рождения до 7-8 лет.Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга;

Слайд 23Признаки синдрома:
- нарушение вектора сканирования текста с листа;
-

несформированность фонематического слуха;
- аномия (отсутствие связи между образом и

словом);
- несформированность ведущей руки;
- сниженный фон настроения;
- повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам;
- эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи;
- неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.);
- нарушена социальная адаптация к новым условиям;
- недостаточная дифференциация эмоций;
- непонимание юмора в карикатурах и шутках.

Синдром функциональной несформированности межполушарных связей (мозолистого тела)_2

Признаки синдрома: - нарушение вектора сканирования текста с листа; - несформированность фонематического слуха; - аномия (отсутствие связи

Слайд 24Возраст ребенка: от 7-8 до 9-10 лет.
Основные причины возникновения синдрома:


- родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- внутричерепное давление;


- общий наркоз;
- эмоциональный стресс;
- все предыдущие синдромы.

Синдром функциональной несформированности левой височной области_1

Возраст ребенка: от 7-8 до 9-10 лет.Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга;

Слайд 25Признаки синдрома:
- неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи,

воспринимаемой на слух;
- «проглатывание» окончаний;
- не развиты эмоциональная

выразительность и интонации речи;
- в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка;
- не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость;
- размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости;
- слухо-речевая память развита недостаточно;
- дислексия.

Синдром функциональной несформированности левой височной области_2

Признаки синдрома: - неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух; - «проглатывание» окончаний; -

Слайд 26Возраст ребенка: от 9-10 лет до 12-15 лет.
Основные причины возникновения

синдрома:
- родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- внутричерепное

давление;
- общий наркоз;
- эмоциональный стресс;
- все предыдущие синдромы.

Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_1

Возраст ребенка: от 9-10 лет до 12-15 лет.Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного

Слайд 27Признаки синдрома:
- эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения);
- капризы;


- быстрая утомляемость;
- равнодушие ко всему окружающему;
- недостаточность саморегуляции,

произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности;
- нарушена социальная адаптация к новым условиям;
- упрощение программ в жизни;
- привлечение внешних опор при выполнении задания (потребность в помощи);
- не формируется система правил;

Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_2

Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - капризы; - быстрая утомляемость; - равнодушие ко всему

Слайд 28Признаки синдрома:
- восприятие и память, как правило, бывают в

пределах возрастной нормы.
- агрессивные проявления, особенно при попытках регламентировать

их деятельность;
- нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым);
- снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей;
- школьная программа усваивается с трудом;
- речь бедная, фразы примитивные;
- слова, предлоги, слоги - не дописываются;
- в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи.

Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_3

Признаки синдрома: - восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. - агрессивные проявления, особенно

Слайд 29Возрастная динамика:
- в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций;
-

в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы

полевого поведения, повышенная отвлекаемость;
- к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе.

Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела_4

Возрастная динамика:- в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; - в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное

Слайд 30Алгоритм обеспечения успешного психического развития

Первым шагом к обеспечению успешного психического

развития нормативных детей и детей с отклонениями в психическом развитии

является решение неврологических проблем.
В связи с этим, перед началом коррекционно-развивающих занятий рекомендуется провести медицинское обследование ребенка (нормативно развивающегося и с проблемами в психическом развитии):
- допплерография (УЗИ сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника, проверяется кровоснабжение мозга);
- электроэнцефалография (проверяется соответствие степени развития структур головного мозга возрасту ребенка);
- рентген шейных отделов позвоночника (проверяется наличие смещения шейных позвонков).
С данными медицинского обследования необходимо проконсультироваться у детского невролога и мануального терапевта (остеопата), при необходимости провести лечение.
Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы.
После медицинского обследования и лечения психологические, логопедические и дефектологические занятия будут более эффективными (!).
Алгоритм обеспечения успешного психического развитияПервым шагом к обеспечению успешного психического развития нормативных детей и детей с отклонениями

Слайд 31Рекомендуемая литература

Ефимов О.И. Школьные проблемы. СПб., 2004.
Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных.

М., 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

М., 2002.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009.
Рекомендуемая литератураЕфимов О.И. Школьные проблемы. СПб., 2004.Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика