Слайд 1Николай Степанович Гумилёв (1886 - 1921)
акмеизм
Слайд 3Акмеизм (кларизм, адамизм)
Символизм в 1910 г. изживает свои возможности. А.Блок
пишет в дневнике: «Никаких символизмов больше» (т.е. собраний, кружков, встреч).
В
журнале «Аполлон» (пушкинское крыло символизма) печатается статья Кузьмина о кларизме («О прекрасной ясности»). Споря с символистской теорией искусства, Кузмин выдвинул тезис рациональной продуманности произведений – «кларизм», в противовес мистически интуитивному постижению мира через ряд символов и соответствий.
Слайд 4Н. С. Гумилёв. Заблудившийся трамвай
Важно, что это баллада (страшный, динамический
сюжет) и элегия (ритм, ямб 4-стопный, рифмовка перекрестная АВАВ)
Писатель
работал над «Заблудившимся трамваем» на протяжении 1919 года. Наконец, через два года, в 1921-м, произведение вышло в «Огненном столпе» (сборник) – видном литературном журнале того времени.
Баллада - жанр, возникший "из любви поэта к таинственному и чудесному", поэтому изначально баллада близка тематике "хоррора". Традиционно этот жанр определяется как лиро-эпико-драматический, источниками которого являются устное народное творчество, мифологический и героический эпос и др.
Слайд 5Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны
лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на
его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Слайд 6Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву,
через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.
И, промелькнув у
оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»
Слайд 7Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо
брюквы
Мёртвые головы продают.
В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал
палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Слайд 8Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же
теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?
Как
ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
Слайд 9И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на
меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею
православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!
Слайд 10Валерий Брюсов — Конь блед
1
Улица была — как буря. Толпы
проходили,
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем
яростный людской поток.
Вывески, вертясь, сверкали переменным оком
С неба, с страшной высоты тридцатых этажей;
В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком
Выкрики газетчиков и щелканье бичей.
Лили свет безжалостный прикованные луны,
Луны, сотворенные владыками естеств.
В этом свете, в этом гуле — души были юны,
Души опьяневших, пьяных городом существ.
Слайд 112
И внезапно — в эту бурю, в этот адский шепот,
В
этот воплотившийся в земные формы бред,-
Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,
Заглушая
гулы, говор, грохоты карет.
Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
В воздухе еще дрожали — отголоски, крики,
Но мгновенье было — трепет, взоры были — страх!
Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть…
Полосами яркими, как пряжей пышных ниток,
В высоте над улицей вдруг разгорелась твердь.
Слайд 123
И в великом ужасе, скрывая лица,- люди
То бессмысленно взывали: «Горе!
с нами бог!»,
То, упав на мостовую, бились в общей груде…
Звери
морды прятали, в смятенье, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей,- в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Да еще безумный, убежавший из больницы,
Выскочил, растерзанный, пронзительно крича:
«Люди! Вы ль не узнаете божией десницы!
Сгибнет четверть вас — от мора, глада и меча!»
Слайд 134
Но восторг и ужас длились — краткое мгновенье.
Через миг в
толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье,
Было
все обычном светом ярко залито.
И никто не мог ответить, в буре многошумной,
Было ль то виденье свыше или сон пустой.
Только женщина из зал веселья да безумный
Всё стремили руки за исчезнувшей мечтой.
Но и их решительно людские волны смыли,
Как слова ненужные из позабытых строк.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.