Разделы презентаций


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Лекция 4. Методы социального

Содержание

Контактная информация:Клочкова Татьяна Николаевна,доцент кафедры социологии и психологии, к.соц.н., доцентведущий научный сотрудник Центра научных исследований и разработки проектов+7903-043-25-20tak-nn@mail.ru

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 4. Методы социального прогнозирования
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2017

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯЛекция 4. Методы социального прогнозированияНИЖНИЙ НОВГОРОД2017

Слайд 2Контактная информация:
Клочкова Татьяна Николаевна,
доцент кафедры социологии и психологии, к.соц.н., доцент
ведущий

научный сотрудник Центра научных исследований и разработки проектов
+7903-043-25-20
tak-nn@mail.ru

Контактная информация:Клочкова Татьяна Николаевна,доцент кафедры социологии и психологии, к.соц.н., доцентведущий научный сотрудник Центра научных исследований и разработки

Слайд 3 1. Экстраполяция 2. Сценарий будущего 3. Компьютерное моделирование 4. Историческая аналогия 5. Метод

экспертных оценок 6. Метод суда, или адвокат дьявола
План лекции

1. Экстраполяция 	2. Сценарий будущего 	3. Компьютерное моделирование 	4. Историческая аналогия 	5. Метод экспертных оценок 	6.

Слайд 4 Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления,

позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта

прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20

Методы социального прогнозирования

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и

Слайд 5 исторический (рассмотрение каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный (рассмотрении

явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не

только данной, но и других наук, изучающих эти явления); системный (исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных социальных системах); структурный (устанавливает причины исследуемого явления, объясняет его структуру); системно-структурный (рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого и расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии

Общие научные методы и подходы к исследованию:

исторический (рассмотрение каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; 	комплексный (рассмотрении явлений в их взаимозависимости,

Слайд 6 Классификация по степени общности: 1) общенаучные методы - используемые практически во

всех научных дисциплинах: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, гипотеза, дедукция, аналогия,

классификация, типологизация, систематизация, системный анализ, аксиоматический метод и т.д. 2) интернаучные методы – используются в нескольких науках, более конкретны по сравнению с общенаучными: методы экспертных оценок, экстраполяция, различные виды моделирования, методы математической статистики и др.) 3) частнонаучные методы – используются лишь в отдельных конкретных науках, по мере интеграции наук таких методов становится все меньше.

3.1. Классификация методов прогнозирования

Классификация по степени общности: 	1) общенаучные методы - используемые практически во всех научных дисциплинах: наблюдение, эксперимент, анализ,

Слайд 7 Классификация по степени формализации: 1) Интуитивные методы – применяются тогда, когда

объект прогноза либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически

учесть влияние многих факторов практически невозможно. В этих случаях обычно прибегают к опросу экспертов. Полученные индивидуальные и коллективные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования. 2) Формализованные методы – предполагают использование количественных аналитических моделей (экстраполяцию). Являются действенными лишь тогда, когда величина глубины упреждения укладывается в рамки эволюционного цикла. При возникновении в рамках прогнозного периода «скачка» в развитии объекта прогноза необходимо использовать интуитивные методы.

3.1. Классификация методов прогнозирования

Классификация по степени формализации: 	1) Интуитивные методы – применяются тогда, когда объект прогноза либо слишком прост, либо

Слайд 8 Классификация по способу организации получения прогнозной информации: 1) методы экспертных оценок;

2) трендовое моделирование, или экстраполяция и интерполяция тенденций, закономерности развития

которых достаточно хорошо известны; 3) аналитическое моделирование (сценарное, матричное, сетевое, имитационное, игровое и т.д.).

3.1. Классификация методов прогнозирования

Классификация по способу организации получения прогнозной информации:  1) методы экспертных оценок;  2) трендовое моделирование, или

Слайд 9 3.2. Методы экспертных оценок Принципы применения: значение имеют три методологические

проблемы: - подбор экспертов, - процедура их работы, - обработка высказанных мнений Важно:

не противопоставлять метод экспертных оценок математическому моделированию социальных процессов, а их гармонично сочетать Плюс: оперативные и относительно недорогие, незаменимы в условиях дефицита времени, информации или иных ресурсов

3.1. Классификация по способу организации получения прогнозной информации

3.2. Методы экспертных оценок  	Принципы применения: значение имеют три методологические проблемы: - подбор экспертов, - процедура

Слайд 10 Эксперт – человек, имеющий специальные знания и опыт в области,

к которой относится объект экспертизы. Эксперт в широком смысле противопоставляется

тем, кто по тому или иному кругу знаний или деятельности имеет только общие представления на уровне обыденного сознания Ценность эксперта в значительной степени зависит от того, в какой мере он способен: 1) объективно подойти к рассмотрению данной проблемы, 2) искренне высказать свое истинное мнение, 3) отстоять свою точку зрения или изменить свою позицию под давлением ранее не известной ему информации и новых доказательств

3.2. Методы экспертных оценок
3.2.1. Практика отбора экспертов

Эксперт – человек, имеющий специальные знания и опыт в области, к которой относится объект экспертизы. Эксперт в

Слайд 11 формальные (степень компетентности эксперта: ученая степень и звание, должностное положение,

стаж работы в той области, которая касается объекта прогноза, количество

опубликованных работ, число ссылок на эти работы в работах других авторов (индекс цитируемости), мнения об эксперте его коллег и т.д.); неформальные (любознательность, нестандартность мышления, способность легко отказаться от сложившихся стереотипов, знакомство с новейшей информации по интересующей проблеме, хорошо развитая интуиция, широкий кругозор и эрудиция)

Критерии отбора экспертов

формальные (степень компетентности эксперта: ученая степень и звание, должностное положение, стаж работы в той области, которая касается

Слайд 12 Размер группы - количество специалистов по какой-либо достаточно узкой проблеме

не превышает 20-50 человек Необходимо обеспечить представительство не только «внутренних»

(т.е. связанных с ведомством, организующим экспертизу), но и «внешних» экспертов, способных наиболее объективно рассмотреть проблему «Внутренние» эксперты: наиболее доступны организаторам исследования; часто наиболее осведомлены по многим аспектам изучаемой проблемы, так как по должности занимались её изучением

3.2.2. Состав экспертных групп

Размер группы - количество специалистов по какой-либо достаточно узкой проблеме не превышает 20-50 человек  	Необходимо обеспечить

Слайд 13 Документальный метод (подбор экспертов, исходя из их социально-демографических характеристик). Экспериментальный

метод (две разновидности): – проверка эффективности работы отдельных экспертов на основе

изучения их работы в прошлом; – составление специальных тестов. (Недостаток: не каждый кандидат в эксперты выразит согласие на тестирование и будет подвергать свою репутацию испытанию).

3.2.3. Методы отбора экспертов

Документальный метод (подбор экспертов, исходя из их социально-демографических характеристик). 	Экспериментальный метод (две разновидности): – проверка эффективности

Слайд 14 Методы голосования: 1) «метод исключения» –кандидаты, которые считаются приемлемыми для

роли экспертов, вычеркиваются выборщиками. Проходят лица, набравшие наибольшее количество голосов.

Такой отбор может производиться в насколько туров, в последнем, обычно третьем туре, происходит ранжировка кандидатов; 2) метод выставления баллов выборщиком каждому кандидату. Этот метод применяется судьями в спортивных соревнованиях; 3) метод попарного сравнения всех кандидатов: «кубковый» (или олимпийский). Случайным образом отбираются два кандидата, производят выбор одного из них голосованием, затем для сравнения подыскивается новый кандидат и т.д.; 4) метод «снежного кома» в несколько туров. В первом туре кандидаты в эксперты выдвигаются небольшим числом «начальных» кандидатов (10 – 20 человек) Отобранным кандидатам предлагают во втором туре назвать своих кандидатов В течение 3-4 стадий список из 1000-2000 имен

3.2.3. Методы отбора экспертов

Методы голосования: 	1) «метод исключения» –кандидаты, которые считаются приемлемыми для роли экспертов, вычеркиваются выборщиками. Проходят лица,

Слайд 15 Метод самооценки эксперта: каждый кандидат высказывает мнение о своей

осведомленности в той или иной области. «Метод приятелей», т.е.

отбор экспертов из числа знакомых (чаще всего на практике).

3.2.3. Методы отбора экспертов

Метод самооценки эксперта:  каждый кандидат высказывает мнение о своей осведомленности в той или иной области.

Слайд 16 Первый вариант экспертного опроса («разовый» обмен мнениями между экспертами в

условиях личных контактов): - «мозговая атака» (несколько её разновидностей) - обычная дискуссия -

обычный опрос - синектический метод

3.2.4. Процедура работы экспертов. Варианты экспертного опроса

Первый вариант экспертного опроса («разовый» обмен мнениями между экспертами в условиях личных контактов): 	- «мозговая атака» (несколько

Слайд 17 «Мозговая атака», или метод коллективной генерации идей (8-10 чел. в

группе) Каждый из участников имеет право выступать много раз Критика предыдущих выступлений

и скептические замечания не допускаются Продолжительность - не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников Метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объектов прогнозирования

3.2.4. Процедура работы экспертов
Первый вариант экспертного опроса

«Мозговая атака», или метод коллективной генерации идей (8-10 чел. в группе) 	Каждый из участников имеет право выступать

Слайд 18Разновидности «мозговой атаки»: - метод деструктивной генерации идей (цель - всесторонняя критика

каких-либо идей); - метод «635» (6 участников, каждый из которых должен

записать по 3 идеи в течение 5 минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, каждый за полчаса запишет в свой актив 18 идей, всего – 108);

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Первый вариант экспертного опроса

Разновидности «мозговой атаки»:  - метод деструктивной генерации идей (цель - всесторонняя критика каких-либо идей);  -

Слайд 19 Обычная дискуссия разновидность – синектический метод (или метод соотнесенной оценки) Это строго алгоритмизированная

и управляемая дискуссия Цель - в сжатые сроки получить согласованное мнение

по небольшому числу конкретных проблем. Предполагается, что в процессе одного заседания эксперты выступают «по кругу» несколько раз. После каждого «круга» позиции экспертов должны сближаться

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Первый вариант экспертного опроса

Обычная дискуссия разновидность – синектический метод (или метод соотнесенной оценки)  	Это строго алгоритмизированная и управляемая дискуссия

Слайд 20 Многотуровые (от двух и более) модификации методов первой группы: -

метод «комиссий» (группа экспертов за «круглым столом» обсуждает ту или

иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения) Недостатки метода - группа экспертов в поисках единого мнения руководствуется логикой компромисса, а также в возможности субъективного влияния одних экспертов на других

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Методы второй группы

Многотуровые (от двух и более) модификации методов первой группы: 	- метод «комиссий» (группа экспертов за «круглым

Слайд 21 Анонимные опросы экспертов в организационном и экономическом отношениях являются наиболее

легкими и по сути мало отличаются от обычных массовых опросов Массовые

опросы населения представляют прогностическую информацию (предвыборные опросы и т.д.). Метод «интервью» - беседа с экспертом по схеме «вопрос-ответ» (интервьюер в соответствии с разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта) Аналитический метод - тщательная самостоятельная работа эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Выводы эксперт оформляет в виде докладной записки

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Методы третьей группы

Анонимные опросы экспертов в организационном и экономическом отношениях являются наиболее легкими и по сути мало отличаются от

Слайд 22 Метод «Дельфи», или дельфийский опрос – многотуровый анонимный опрос

экспертов. Принципы: - отказ от личных контактов экспертов в ходе опроса, -

проведение опроса в несколько туров в форме анкет-вопросников, - ознакомление экспертов во втором и последующих турах с результатами опроса в предшествующих турах Обработанная информация сообщается экспертам, которые могут корректировать свои прежние оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением (до 3-4 раз) В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта Виды многоступенчатых опросов : - логические методы анализа «дерево целей», - прогнозные сценарии, - таблицы взаимного влияния и т.д.

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Методы четвертой группы

Метод «Дельфи», или дельфийский опрос – многотуровый анонимный опрос экспертов. Принципы: - отказ от личных контактов

Слайд 23 1.Эксперты бывают недовольны, когда работа начинается с чистого листа. Некоторые

начальные, данные организаторами предварительные оценки способствовали бы лучшему уяснению экспертами

их задач. 2.Значительные затраты времени. 3.Иногда эксперту приходится высказывать суждения по вопросам, не относящимся к сфере его компетентности. 4. Не всегда ясно, когда будет получено достаточное количество информации и следует закончить опрос. 5.Метод исключает непосредственные контакты между экспертами, а иногда они бывают очень полезны

3.2.4. Процедура работы экспертов.
Методы четвертой группы. Недостатки метода «Дельфи»

1.Эксперты бывают недовольны, когда работа начинается с чистого листа. Некоторые начальные, данные организаторами предварительные оценки способствовали бы

Слайд 24 Основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции Экстраполяция – это изучение

сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза

и перенос их на будущее. Выявленная в этом случае и перенесенная на будущее тенденция получила название «тренд», или трендовая (или экстраполяционная) модель Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза Прогнозная экстраполяция фактическое развитие увязывает с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе

3.3. Методы трендового моделирования. Метод экстраполяции

Основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции 	Экстраполяция – это изучение сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых

Слайд 25 Экстраполяция относительно эффективна для прогнозирования экономических и демографических процессов,

но эти методы практически бесполезны в политическом прогнозировании – там

необходимы гораздо более сложные модели. Даже в экономике, где процессы считаются относительно устойчивыми, трендовые модели могут применяться для периода упреждения продолжительностью не более чем 5-7 лет Экстраполяция не способна учитывать сознательное воздействие на существующие тенденции в развитии прогнозируемых объектов и процессов

3.3. Методы трендового моделирования. Метод экстраполяции

Экстраполяция относительно эффективна для прогнозирования экономических и демографических процессов, но эти методы практически бесполезны в политическом

Слайд 26Экстраполяция
— это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо

явления (процесса), либо всего объекта или явления на будущее

Пример: ряд

чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что сле­дующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4

Экстраполяция— это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), либо всего объекта или явления

Слайд 27Виды экстраполяции

Виды экстраполяции

Слайд 28Процесс экстраполирования:
Формулирование задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта,

обсуждение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию объекта, определение допустимой дальности

прогноза
Выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности
Сбор и систематизация данных, проверка однородности данных и их сопоставимости
Выявление тенденций изменения изучаемых величин статистического анализа
Процесс экстраполирования:Формулирование задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта, обсуждение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию объекта,

Слайд 29Метод экстраполяции эффективен для прогноза на 5-7 лет.
Причина: социальные

процессы развиваются по кривым, близким к логической функции.

Метод экстраполяции эффективен для прогноза на 5-7 лет. Причина: социальные процессы развиваются по кривым, близким к логической

Слайд 30Интерполяция(интерполирование)
способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся набору известных значений.
Базируется на построении динамических

временных рядов
позволяет рассчитать на основе выявленной закономерности не последний член

ряда, а находящийся в середине или в любой другой части ряда.
получил широкое распространение в естественных науках
В области общественных наук используется при построении нормативных прогнозов
Интерполяция(интерполирование)способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся набору известных значений.Базируется на построении динамических временных рядовпозволяет рассчитать на основе выявленной закономерности

Слайд 31Вывод
Экстраполяция - один из наиболее распространенных методов краткосрочного прогнозирования экономических

явлений, заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых

тенденций экономического развития и перенос их на будущее
Цель такого прогноза - показать, к каким результатам можно прийти в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью, при воздействии тех же факторов на объект прогнозирования

Вывод	Экстраполяция - один из наиболее распространенных методов краткосрочного прогнозирования экономических явлений, заключается в изучении сложившихся в прошлом

Слайд 32МЕТОД СЦЕНАРИЕВ
Цель метода - заглянуть в будущее, спрогнозировав варианты развития

существующих ситуаций
Сценарий – это тот вариант развития будущего, которое наступит,

если мы будем действовать определенным образом с учетом существующих обстоятельств
Варианты сценариев:
- оптимистичный;
- пессимистичный;
- реалистичный

МЕТОД СЦЕНАРИЕВ	Цель метода - заглянуть в будущее, спрогнозировав варианты развития существующих ситуаций	Сценарий – это тот вариант развития

Слайд 33Этапы разработки сценариев
1 этап
- постановка вопроса;
- выявление проблемы;
- формулирование задачи
2

этап
Определение факторов, влияющих на объект сценария
3 этап
Определение критериев оценки
4 этап
Определение

результатов
5 этап
Этап реализации


Этапы разработки сценариев	1 этап	- постановка вопроса;	- выявление проблемы;	- формулирование задачи2 этап	Определение факторов, влияющих на объект сценария3 этап	Определение

Слайд 34Возможности метода разработки сценариев
- ясно видеть ситуацию, понимать ее дальнейшее

развитие,
- находить благоприятную среду и возможные угрозы,
- выявлять новые направления

деятельности или пути развития;
- повышать маневренность организации в быстро меняющихся условиях внешней среды

Возможности метода разработки сценариев	- ясно видеть ситуацию, понимать ее дальнейшее развитие,	- находить благоприятную среду и возможные угрозы,	-

Слайд 35 Модель – органическая составная часть любого прогноза. Любой прогноз

начинается с того, что происходит мысленное перенесение в будущее какого-либо

явления, а завершается тем, что это явление в будущем воспроизводится в более или менее упрощенном виде – в виде модели. Иначе говоря, всякий прогноз начинается с экстраполяции (в широком смысле слова) и всегда завершается прогностической моделью.

3.4. Методы прогнозного моделирования

Модель – органическая составная часть любого прогноза. Любой прогноз начинается с того, что происходит мысленное перенесение

Слайд 36 Написание сценария – это метод, с помощью которого устанавливается логическая

последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации,

может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования. Разработка сценария подталкивает к комплексному учету тех деталей и процессов, которые легко упустить при использовании более простых методов.

3.4. Методы прогнозного моделирования.
3.4.1. Метод прогнозных сценариев

Написание сценария – это метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя

Слайд 37 Основой прогнозного сценария является анализ взаимных воздействий – исследование

того, как тенденции в одной области влияют на тенденции в

другой. Анализ взаимных воздействий начинается с составления списка отобранных аспектов изучаемой проблемы, после чего составляется матрица их взаимовлияния: каждый аспект размещается как по вертикальной, так и по горизонтальной оси, определяется тип, значимость и вероятность их взаимодействий (взаимовлияние экономических, политических, военных, технологических и идеологических факторов в динамике цен на энергетические ресурсы на международном рынке). Прогнозный сценарий всегда является альтернативным, составляется как минимум в трех вариантах.

3.4. Методы прогнозного моделирования.
3.4.1. Метод прогнозных сценариев

Основой прогнозного сценария является анализ взаимных воздействий – исследование того, как тенденции в одной области влияют

Слайд 38 Разновидностью метода прогнозных сценариев является так называемая синоптическая итерация –

написание сценария в шести разных областях (демография, психология, социология, технология,

политика и экономика) с последующим их объединением путем итерации, т.е. повтором их комплексного совмещения на разных этапах развития.

3.4. Методы прогнозного моделирования.
Морфологический анализ
Метод аналогии
Игровые методы моделирования
Комплексные методики прогнозирования

Разновидностью метода прогнозных сценариев является так называемая синоптическая итерация – написание сценария в шести разных областях (демография,

Слайд 39Метод моделирования
Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения

объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик
7

Метод моделирования	Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков

Слайд 40Прогнозирование с использованием моделей включает в себя:
ее разработку,
экспериментальный анализ,


сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния объекта,
уточнение

и корректировку модели

8

Прогнозирование с использованием моделей включает в себя:ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими

Слайд 41Классификация методов моделирования
Методы
моделирования
Математические
модели
Информационные
модели
Логические
модели
Метод сценария
Исторические аналогии
Модели потоков

научных публикаций
Анализ патентной информации
Статистические модели
Экономико-математические
Имитационные модели

Классификация методов моделированияМетоды моделированияМатематические моделиИнформационные моделиЛогические моделиМетод сценарияИсторические аналогииМодели потоков научных публикацийАнализ патентной информацииСтатистические моделиЭкономико-математическиеИмитационные модели

Слайд 42Понятие «панели»
Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям,

при которых предмет исследования остается постоянным.
Члены панели — эксперты,

которые с определенными оговорками остаются постоянными

Метод «Панельный опрос экспертов»

Понятие «панели»Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, при которых предмет исследования остается постоянным. Члены

Слайд 43Виды панелей

Виды панелей

Слайд 44Панельный опрос
Преимущества:
1) дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с

итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений;


2) позволяет оценить динамику мнений и предпочтений.
3) обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.

многоразовый опрос, проводимый через определенные временные интервалы на одной и той же совокупности с целью исследования социальных явлений и процессов в их динамике.

Панельный опрос Преимущества:1) дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности

Слайд 45определение значимости социальных целей исследуемого объекта, которую следует рассматривать в

плане решения социальных проблем.

важность
актуальность
использование метода деструктивной отнесенной оценки, касающегося:


группы экспертных интуитивных методов,
коллективного обсуждения
генерации новых идей.

Задача метода «Панельный опрос экспертов»

определение значимости социальных целей исследуемого объекта, которую следует рассматривать в плане решения социальных проблем. важностьактуальностьиспользование метода деструктивной

Слайд 46Метод деструктивной отнесенной оценки
метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством

двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется

правилам коллективной генерации идей, а правила второй отличаются тем, что предписывается критика идей, высказанных на первой сессии.
Метод:
основан на хорошо известных правилах проведения одной экспертизы
принадлежит к классу управляемых экспертных опросов со степенью свободы высказываний экспертов
рассчитан на конструктивную критику и получение оригинальных, нетривиальных оценок
Метод деструктивной отнесенной оценки метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из

Слайд 47Сущность техники получения экспертных оценок
стимулирование творческого потенциала экспертов с

помощью критики предложенных оценок
выработка новых оценок приемами «мозговой атаки»
Эффективность

техники - при вынесении оценок, предполагающих ряд альтернативных вариантов, один из которых может быть расценен как оптимальный по заранее заданным критериям.
Сущность техники получения экспертных оценок стимулирование творческого потенциала экспертов с помощью критики предложенных оценок выработка новых оценок

Слайд 48Этапы процедуры метода деструктивной отнесенной оценки
1. Составление проблемной записки
постановки

проблемы и перечня задач опроса
описание процедуры опроса
формулировку предмета обсуждения
2.

Формирование экспертной группы

оптимальная численность
наличие модераторов, генераторов, хорошо знакомых хотя бы с одним из аспектов рассматриваемой проблемы людей, специалистов из разных областей

Этапы процедуры метода деструктивной отнесенной оценки1. Составление проблемной записки постановки проблемы и перечня задач опросаописание процедуры опроса

Слайд 493. Генерация идей – «мозговой штурм»
четкие и сжатые высказывания
критика категорически

запрещена
каждый эксперт может выступать много раз, но не подряд
идеи должны

возникать здесь и сейчас
поощряется комбинирование идей – развитие, совершенствование.
ведущий помогает участникам раскрепоститься, концентрирует внимание на проблеме

4. Систематизация идей

перечень всех высказанных идей;
каждая идея формулируется в общепринятых терминах,;
выявляются дублирующие или взаимодополняющие идеи, которые сводятся в комплексы;
идеи классифицируются по группам, и создается пере­чень групп в логичес­ком порядке значимости;
составляется записка (доклад), представляющая собой тезисы-вопросы

3. Генерация идей – «мозговой штурм»четкие и сжатые высказываниякритика категорически запрещенакаждый эксперт может выступать много раз, но

Слайд 505. Деструкция идей и выдвижение контридей
рассмотрение каждой из систематизированных идей

только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению

6.

Подведение итогов

оценка критических замечаний
составление списка практически применимых идей.

5. Деструкция идей и выдвижение контридейрассмотрение каждой из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути

Слайд 51Вывод
Использование метода панельного опроса позволяет уточнить и систематизировать экспертные оценки

социальных целей исследуемого объекта, необходимые для разработки проблемно-целевой модели, которая

может выступать в роли исходной (базовой) модели прогноза социального явления
Вывод	Использование метода панельного опроса позволяет уточнить и систематизировать экспертные оценки социальных целей исследуемого объекта, необходимые для разработки

Слайд 52Метод комиссий
Метод комиссий – это метод прогнозирования, суть которого заключается

в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного

и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации
Метод комиссий	Метод комиссий – это метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается

Слайд 53 Этот метод состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для

выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате тайного

или открытого голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии




При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» — способом назначения. Обычно это 10—12 человек. Для получения качественного прогноза в методах и методе лицом к лицу предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение
Этот метод состоит в открытой дискуссии по 	обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения 	экспертов. Коллективное мнение определяется

Слайд 54Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов

и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается,

что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов







В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы 
Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений

Слайд 55Достоинства и недостатки
Преимущества: - Возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения

обоснования экспертных оценок - Этот метод при умелом использовании способствует созданию

творческой обстановки в группе экспертов и разработке альтернатив решения
Достоинства и недостатки	Преимущества: - Возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок - Этот метод

Слайд 56Достоинства и недостатки
Недостатки: - Отсутствие анонимности, что может приводить к довольно

сильным проявлениям конформизма со стороны экспертов, присоединяющихся к мнению более

компетентных или авторитетных специалистов даже при наличии противоположной собственной точки зрения. - Дискуссия часто сводится к полемике наиболее авторитетных экспертов. - Другой существенный негативный фактор — различная активность экспертов, не всегда связанная с их компетентностью. - Кроме того, публичность высказываний может приводить к нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно в процессе дискуссии изменилось.
Достоинства и недостатки	Недостатки: - Отсутствие анонимности, что может приводить к довольно сильным проявлениям конформизма со стороны экспертов,

Слайд 57Вывод
Поэтому организаторы экспертизы должны уделить особое внимание подбору экспертов: привлекать специалистов,

обладающих независимостью мнений, устойчивостью к мнению большинства (нон-конформистов), способных не

поддаваться «магии авторитета» и, кроме того, способных работать в команде, психологически совместимых Существует и третья сторона, которая регулирует ход экспертизы и выносит окончательное решение
Вывод	Поэтому организаторы экспертизы должны уделить особое внимание подбору экспертов: привлекать специалистов, обладающих независимостью мнений, устойчивостью к мнению

Слайд 58 Представляет собой одну из разновидностей деловых игр. Обсуждение поставленной задачи

реализуется в виде судебного процесса: моделируется "процесс над проблемой". Выбираются

"адвокат", "прокурор", "судья", "присяжные" и другие участники "процесса
Каждый отстаивает свою точку зрения, касающуюся анализируемого или прогнозируемого явления
Окончательный вердикт определяется в два этапа: голосование "присяжных" и конкретизация решения "судьями"

Адвокат дьявола, или метод суда

Представляет собой одну из разновидностей деловых игр. Обсуждение поставленной задачи реализуется в виде судебного процесса: моделируется

Слайд 59What for?..
Чаще всего этот метод используется
в отношении «дилеммных» проблем.


Однако, его можно «расширить»,
поочередно выдвигая «иски» по
разным альтернативам

и меняя
местами «защитников» и
«обвинителей»
What for?..Чаще всего этот метод используется в отношении «дилеммных» проблем. Однако, его можно «расширить», поочередно выдвигая «иски»

Слайд 60Участники игры

Участники игры

Слайд 63Алгоритм игры

Алгоритм игры

Слайд 65Список литературы
Основная литература:
1.Агапов П.В., Афанасьев В.В., Качура Г.Н. Социальное прогнозирование:

Учеб. пособие. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 272

с.
2. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 260 с. 3.Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Учебное пособие. – М., 2009.
4.Воробьёв С.А. Основы социального прогнозирования. Учебное пособие. – Н.Новгород, 2008. – 86 с.
5.Киселева, А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие / А.М. Киселева. - Омск : Омский государственный университет, 2014. - 240 с. - ISBN 978-5-7779-1690-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237300 (12.11.2014). 6.Степочкина, Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка : учебное пособие / Е.А. Степочкина. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 236 с. - ISBN 978-5-4458-5679-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226141 (11.11.2014)

Список литературы		Основная литература:	1.Агапов П.В., Афанасьев В.В., Качура Г.Н. Социальное прогнозирование: Учеб. пособие. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»,

Слайд 66 Дополнительная литература: 1. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях

рынка: учеб. пособие / Л. П. Владимирова. - 4-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Дашков и К`, 2004. - 399 с. 2. Желтов А.В. Герман Кан. Исследовательская организация «Конструирование Будущего» [электронный ресурс]. URL: http://future-designing.org/ 3. Кузьмин, Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: учеб. пособие / Б. В. Кузьмин. - М.: Приор, 2002. - 138 с. 4. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование : [учеб. пособие»] / Р.В. Леньков. - М.: ЦСП и М, 2013. - 192 с. 5. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для вузов / В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 240 с. 6. Новейший философский словарь. Академик [электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru 7. Фахрутдинова А.З. Прогнозирование и планирование. Учебное пособие. – Новосибирск, 2013

Литература

Дополнительная литература:  	1. Владимирова, Л.П.  Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л.

Слайд 67 Электронные издания 1.Киселева, А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное

пособие / А.М. Киселева. - Омск : Омский государственный университет,

2014. - 240 с. - ISBN 978-5-7779-1690-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237300 (12.11.2014). 2.Степочкина, Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка : учебное пособие / Е.А. Степочкина. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 236 с. - ISBN 978-5-4458-5679-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226141 (11.11.2014) 3. Бесстужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование http://uchebnik-online.com/64/10.html

Литература

Электронные издания  1.Киселева, А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие / А.М. Киселева. -

Слайд 68Спасибо за внимание!

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Спасибо за внимание!НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика