Слайд 1Презентация на тему:
«Новые художники»
Подготовила студентка 500 группы
Рощупкина Дарья
Слайд 2Введение
В 1970 годы начался процесс открытия раннее закрытой сферы в
ленинградской культуре - неофициального искусства. В 1974 и 1975 годах
прошли выставки в ДК Невский и ДК им. Газа, и сразу после этого во второй половине 70-х годов стало формироваться новое поколение художников и деятелей культуры, которые не ощутили страшного пресса со стороны органов государственной безопасности. Художники делали произведения для очень маленьких помещений, это были очень маленькие работы, редко превышавшие полметра по одной из сторон. В 1981 году было создано Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства и Клуб литераторов, параллельно развивалось и рок-движение. В 1981 году был основан ленинградский рок-клуб, который, собственно, стал точкой, где сходились многие молодые люди для обсуждения своих интересов в области новой культуры.
Слайд 3Создав Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства, художники ввели пункт, что членом
Товарищества может быть только тот человек, основной целью жизни которого
является занятие изобразительным искусством.
Вот как об этом рассказывает основатель Новых художников Тимур Новиков: «поскольку я уже к тому времени был несколько лет членом группы “Летопись” и ощущал вполне себя сформировавшемся художником-авангардистом и даже официально успел показать свои работы на нескольких авангардистских выставках я возмутился и сказал: “А искусство не является основным смыслом и целью моей жизни. Я чувствую в своей жизни гораздо больше интересного в самых разных сферах духовности, музыки, литературы». После этого произошел небольшой скандал и разборка внутри коллектива художников, вследствие которого Новиков стал первым изгнанным из Товарищества художником.
История появления «Новых художников»
Слайд 4Создание группировки
Тогда стало очевидно, что современные художники - бюрократы еще
хуже, чем их официальные коллеги.
«Я решил: пора создать альтернативное художественное
сообщество. И в 1982 году, незадолго перед смертью Леонида Ильича Брежнева, мне довелось создать группу «Новые художники», в которую вошли художники Иван Сотников, Олег Котельников, Евгений Козлов, Кирилл Хазанович, и в дальнейшем уже в течение 1980-х годов этот коллектив постоянно расширялся». Поскольку участникам «Новых художников» было от 18 до 23, то старшие товарищи из ТЭИИ относились к ним несерьёзно, считая молодыми и необразованными.
Конечно же, социально это были люди, никак не подкрепленные никаким статусом. Некоторые из них имели художественное образование, в основном, среднее специальное, но основная масса не имела вообще никакого художественного образования, а интересовалась искусством по зову души и сердца.
Слайд 5Деятельность группы
Простота, открытость и доступность — основные принципы работы группы. Ее
деятельность начиналась с квартирных выставок и регулярных сходок. Художники отличались
независимостью, отстранялись от формальных институтов и активно практиковали самообразование. Им было свойственно низкое качество материалов и стилистическая однородность. Одна из основополагающих тенденций в творчестве группы — «дикость», «первобытный хаос», цвет, а затем и форма воспринимались, как стихия.
Слайд 6Деятельность группы
Выставки проходили в неординарных местах: в садах, на пляжах
за городом, в лесу, на улице. Первая официальная выставка состоялась
в 1979 году. В группу тогда входили: Елена Фигурина, Михаил Горошко, Александр Васильев, Леонид Федоров, Тимур Новиков, Нина Алексеева, Нелли Полетаева и Борис Кошелохов. Позднее к ним присоединились Иван Сотников и Евгений Козлов.
Слайд 7Скоро к группе “Новые художники” примкнул и ряд других деятелей,
например, художник Вадим Овчинников, Владислав Брониславович Гуцевич, Юрий Николаевич Циркуль,
Сергей Анатольевич Бугаев, Инал Савченков и Андрей Крисанов. И еще ряд других деятелей культуры, которые часто интересовались не только живописью, но и другими видами деятельности в области искусства. Потом к группе стали примыкать музыканты, например, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Сергей Курехин, Игорь Веричев.
Развитие организации
Слайд 8Группировка «Новых»
В 1983 году было создано объединение «Новые композиторы», которое
должно было включать в себя музыкантов, относящихся к группировке «Новых».
Собственно, «Новые художники» - это была только часть группировки “Новых”, поскольку одновременно существовал и «Новый театр», «Новое литературное объединение», «Новые композиторы». Издавался журнал “Новость”. И, таким образом, объединялись силы этого нового поколения.
Слайд 9Профессиональные выставки
В 1996 году по инициативе Тимура Новикова Центром современного
искусства Дж. Сороса была издана антология «Новые художники». Куратор Екатерина
Юрьевна Андреева провела две выставки «Новых художников»: «Удар кисти» (Русский музей, 2010) и «Новые идут!» (Московский музей современного искусства). К ним изданы каталоги с биографиями художников («Удар кисти») и хроникой деятельности группы, подготовленной Ксенией Новиковой .
Слайд 10«Новые художники» в наши дни
В 2014 году в Великобритани представили
выставку «Клуб друзей», посвященную андеграундным течениям из России. Выставка представляла
творчество объединений «Новые художники» и «Новая Академия» и показывала альтернативную историю России 1980х и 1990х годов.
В 2016 году творчество «Новых художников» было представлено на выставке «Коллекция!» в Центре Помпиду и вошло в собрание музея.
В 2020 году состоялась первая выставка картин Цоя, где были представлены работы из архива Наталии Разлоговой, куратором экспозиции выступил Дмитрий Мишенин.