Слайд 1НОВЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ТЕХНОЛОГИИ –
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УМК «Технология. 5-9 классы»
под
ред. В.М. Казакевича
Слайд 2КРУГ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Авторская концепция УМК «Технология. 5-9 классы»: от ручного
труда к роботизированному производству
Проектирование рабочей программы учебного предмета «Технология» в
соответствии с требованиями Концепции, ФГОС и ПООП ООО
Слайд 3ЧТО ТАКОЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА?
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ образовательной
организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности
Рабочая программа – это учебная
программа, разработанная педагогом на основе Примерной основной образовательной программы для конкретной образовательной организации и определённого класса, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Слайд 4ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 1. Изучить нормативную базу
Федеральный закон «Об
образовании в РФ»
Концепция преподавания учебного предмета «Технология»
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (далее – ФГОС ООО)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее – ПООП ООО)
Образовательная программа образовательной организации
Письмо Минобрнауки России «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 г. № 08-1786
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»
ФГОС
ПООП
Образовательная программа
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»
П.9. «ПООП разрабатываются … на
основе ФГОС…»
П.10. «ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП,
являющейся государственной информационной системой»
Слайд 7ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»
П.7. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность
…, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с
учётом соответствующих ПООП»
Слайд 8КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Концепция … представляет собой систему взглядов
на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития
предметной области «Технология»
Слайд 9КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Цель технологического образования – формирование технологической
грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций.
Для достижения этой цели
необходимо решить следующие задачи:
модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения …; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений …
Слайд 10КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Для достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее
ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека …
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности …
создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования
Слайд 11ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
УМК ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Школа России
Перспектива
УМК «Технология» под
ред. В.М. Казакевича
Серия «Моя
будущая профессия»
Слайд 12КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Слайд 13ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология»
является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до
внедрения результата»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
… на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, … технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, …
Слайд 14КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
… целесообразно интегрировать ИКТ в учебный
предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать … преподавание
ИКТ в предметной области «Технология» …
оценивание результатов проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования
Слайд 15КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
… необходимо использовать ресурсы организаций дополнительного
образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков (включая «Кванториумы», ЦМИТы,
Фаблабы), специализированных центров компетенций (включая Ворлдскиллс), …
Слайд 16ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1
УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3
Стандарт включает в
себя требования к:
Слайд 17ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 18ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная программа – документ,
рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательную часть содержания обучения и
параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана.
Слайд 19ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 20ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 21ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 22ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 23ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП)
Рабочие программы учебных предметов
входят в состав
образовательной программы образовательной организации (далее – ОП ОО)
Авторские программы учебных
предметов
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 24ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
«О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ОТ 28.10.2015 Г. № 08-1786
В соответствии с ФГОС рабочие программы
учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Слайд 25ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
«О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ОТ 28.10.2015 Г. № 08-1786
В соответствии с ФГОС рабочая программа
должна содержать
пояснительную записку
общую характеристику учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
содержание учебного предмета
тематическое планирование
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с письмом Минобрнауки России рабочая программа должна содержать
пояснительную записку
общую характеристику учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» ………………. РРРРРРРРР,
Содержание учебной программы
Календарно-тематическое планирование
описание учебно-методического и материально-технического
Слайд 26ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
«О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ОТ 28.10.2015 Г. № 08-1786
Авторские программы учебных предметов, разработанные в
соответствии с требованиями ФГОС и с учётом ПООП, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов.
Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Слайд 27Рабочие программы (по учебным предметам)
НОО
ДО
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральные государственные образовательные
стандарты
Примерные основные образовательные программы
Концепция преподавания учебного предмета «Технология»
Конституция Российской Федерации
ФГОС ДО
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ФГОС СОО
ПООП ДО
ПООП НОО
ПООП ООО
ПООП СОО
ООО
СОО
Слайд 28ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 1. Изучить нормативную базу
Шаг 2. Выбрать
программу по учебному предмету и ………….соответствующий ей учебник из ФПУ
Федеральный
перечень учебников ………………………………………… Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников …»
Слайд 29ТЕХНОЛОГИЯ
АЛЬТЕРНАТИВА УЧЕБНИКАМ, ИСКЛЮЧЁННЫМ ИЗ ФПУ
Технология. Под ред. Казакевича В.М. (5-9)
Альтернатива
Технология.
Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В.
(5-8) (Вентана-Граф)
Технология. Сасова
И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт / Под ред. Сасовой И.А. (5-8) (Вентана-Граф)
Технология. Казакевич В.М., Молева Г.А., Кожина О.А. и др.
(5-8) (Дрофа)
Технология. Синица Н.В.,
Симоненко В.Д. и др.
(5-9) (Вентана-Граф)
Исключённые из ФПУ учебники
Слайд 30ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 1. Изучить нормативную базу
Шаг 2.
Выбрать программу по учебному предмету и
соответствующий ей учебник из
ФПУ
Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной
авторской рабочей программе с целями, сформулированными
в ПООП, а также с целями и задачами ОП ОО
Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации ОП ОО
Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Слайд 31ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 4. Оформить планируемые результаты
Планируемые результаты представляют
собой личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, выраженные в действиях
обучающихся и реально измеримые
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает ФГОС, ПООП и ОП ОО
Слайд 32РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Слайд 33ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 5. Оформить содержание учебной
программы
Сопоставить содержание
авторской рабочей программы с содержанием ПООП по предметной области «Технология».
Слайд 34СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Название темы (раздела)
Расписать содержание учебного материала в заданной
последовательности
Необходимое количество часов для изучения темы (раздела)
Слайд 35ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 6. Оформить календарно-тематическое планирование.
Структурировать содержание
учебного материала определив
последовательность тем и количество часов на изучение
каждой
Слайд 36ПООП ООО, п.3.1., в редакции от 28.10.2015
При проведении занятий по
… технологии (5–9 кл.), информатике, а также по физике и
химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп
http://fgosreestr.ru
Слайд 37ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 38ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Шаг 6. Оформить календарно-тематическое планирование.
Структурировать содержание
учебного материала определив
последовательность тем и количество часов на изучение
каждой
Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Создать контролирующие материалы
Шаг 7. Экспертиза учебной рабочей программы:
рассмотрение учебной рабочей программы на заседании методического объединения
согласование учебной рабочей программы зам. директора по учебной работе
утверждение учебной рабочей программы директором общеобразовательного учреждения
Слайд 39КРУГ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Авторская концепция УМК «Технология. 5-9 классы»: от ручного
труда к роботизированному производству
Современный урок технологии: есть ли на уроке
место для ЭФУ?
Проектирование рабочей программы учебного предмета «Технология» в соответствии с требованиями Концепции, ФГОС и ПООП ООО
Слайд 40ЛИНИЯ УМК «ТЕХНОЛОГИЯ» ПОД РЕД. В.М. КАЗАКЕВИЧА
НОВИНКА ФПУ
Знакомство как
с традиционными, так и с современными и перспективными технологиями
Особенности УМК:
Универсальный
курс: не содержит гендерного подхода, возможен для обучения как в городских, так и в сельских школах.
Практические, исследовательские и проектные задания для работы в учебных кабинетах, мастерских и на пришкольном участке.
Актуальная информация о мире профессий в различных сферах производства.
Богатый иллюстративный и наглядный материал.
Слайд 41СОСТАВ УМК «ТЕХНОЛОГИЯ. 5-9 КЛАССЫ»
ПОД РЕД. В. М. КАЗАКЕВИЧА
Рабочая
программа
Учебник
Учебник в электронной форме
Рабочая тетрадь (скоро)
Методическое пособие с поурочными разработками
В работе: Рабочая тетрадь
Слайд 43МОДУЛИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ЧАСТИ
1 часть – теоретическая
2 часть –
практическая
Слайд 44РАССКАЗЫВАЕТ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ
В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА
Слайд 45УЧИТЫВАЕТ ОСОБЕННОСТИ КАК ГОРОДСКИХ, ТАК И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Слайд 46с 5 по 8 классы
с 5 по 9 классы
Технология. Методическое
пособие. 5-9 классы
По 2 часа в неделю с 5 по
7 класс и 1 час в неделю в 8 классе
По 2 часа в неделю с 5 по 9 класс
(в 8 классе – за счёт регионального компонента,
в 9 классе – за счёт времени на предпрофильную подготовку учащихся)
УЧИТЫВАЕТ ДВА ВАРИАНТА РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Слайд 47МОДУЛЬ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект и реклама
Этапы проекта
Проектная
документация
Методы разработки новых идей
Экономическая оценка проекта
Слайд 48МОДУЛЬ. ПРОИЗВОДСТВО
Техносфера
Производство и труд
Предметы, средства и продукты труда
Современные средства контроля
качества
Слайд 49МОДУЛЬ. СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Общая классификация технологий
Техническая документация
Культура производства и
труда
Современные технологии
Слайд 50МОДУЛЬ. СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Составить иллюстрированную технологию производства продуктов труда
Прочитать
и выполнить технический рисунок, эскиз, чертеж
Прочитать и составить технологическую карту
для изготовления изделия
Провести самооценку личной культуры труда
Изготовить изделие на 3D-принтере
Слайд 51МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Техника и её виды
Рабочие органы, передаточные
механизмы, двигатели и органы управления техникой
Автоматизация
Роботизация
Слайд 52МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Правила поведения и безопасной работы в
учебной мастерской
Слайд 53МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Выполнить технологические операции ручными не электрифицированными
инструментами
Слайд 54МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Выполнить технологические операции ручными не электрифицированными
инструментами
Слайд 55МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Выполнить технологические операции электрифицированными инструментами
Слайд 56МОДУЛЬ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ И МАШИН
Выполнить технологические операции электрифицированными инструментами
Слайд 57МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Виды материалов
Технологии механической
и термической обработки материалов
Производственные технологии обработки материалов
Современные технологии
Слайд 58МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Провести лабораторные исследования
свойств различных материалов
Слайд 59МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Провести лабораторные исследования
свойств различных материалов
Выполнить ручные операции по обработке конструкционных и текстильных
материалов
Слайд 60МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Провести лабораторные исследования
свойств различных материалов
Выполнить ручные операции по обработке конструкционных и текстильных
материалов
Изготовить простые изделия для быта из конструкционных и текстильных материалов
Слайд 61МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Провести лабораторные исследования
свойств различных материалов
Выполнить ручные операции по обработке конструкционных и текстильных
материалов
Изготовить простые изделия для быта из конструкционных и текстильных материалов
Изготовить простые изделия из современных материалов
Слайд 62МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ
Энергия и её виды
Технологии
получения, преобразования и использования разных видов энергии
Слайд 63МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Информация и её виды
Знаки
и символы как средства отображения информации
Технологии получения информации
Технологии записи и
хранения информации
Слайд 64МОДУЛЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Социальные технологии и человеческие потребности
Виды социальных технологий
Технологии коммуникации
Социологические
исследования
Маркетинг и технологии менеджмента
Слайд 65МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Технологии производства, обработки и приготовления пищи
Рациональное
питание
Слайд 66МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Культурные растения и агротехнологии
Дикорастущие растения и технологии их
использования
Грибы и технологии их выращивания
Современные технологии в растениеводстве
Слайд 67МОДУЛЬ. ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Основные технологии животноводства
Технологии содержания животных
Технологии кормления животных
Технологии разведения
и клонирования животных
Слайд 68УМК «ТЕХНОЛОГИЯ. 5–9 КЛ.»
ПОД РЕД. В. М. КАЗАКЕВИЧА ПОЗВОЛИТ
УЧЕНИКАМ:
узнать о роли техники и технологий в развитии общества
получить целостное
представление о техносфере
оценить свой потенциал, определить
интересы и склонности
применить на практике знания по различным школьным предметам
попробовать себя в исследовательской
и проектной деятельности
получить информацию о профессиях и рынке труда
задуматься о социальных и экологических последствиях развития технологий
Слайд 69Хангуев Константин Борисович
ведущий методист редакции технологического образования для школ
АО
«Издательство «Просвещение»
Е-mail: KKhanguev@prosv.ru