Слайд 1Новые «вызовы»
в образовании
Слайд 2Новые «вызовы»
в образовании:
Развитие национальной системы образования – ключевой элемент
глобальной конкуренции и одна из наиболее важных ценностей;
Ориентация на развитие
человека как цель, результат и условие инновационного развития общества;
Актуализация построения инновационного образования;
Слайд 3Новые «вызовы»
в образовании:
Инновационное образование:
Направлено на развитие человека с культурой
инновационного поведения, т.е.
а) инновационного;
б) ответственного;
в)способного творчески мыслить и находить нестандартные
решения;
г) умеющего понимать и осваивать новое;
Слайд 4Направлено на развитие человека с культурой инновационного поведения, т.е.
д) быть
открытым и способным выражать свои мысли;
е) умеющего понимать и осваивать
новое;
ж)формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Слайд 5Инновационное образование:
2)Учитывает различия человека (индивидуальные и социальные, возрастные и жизненные,
культурные, религиозные), его индивидуальность и таланты;
3) Ориентировано на решение жизненных
проблем человека.
Слайд 6Отличительные черты современного образования:
ориентация общества на непрерывность качественного образования;
глобальная информатизация
общества;
Слайд 7обеспечение качества общего и профессионального образования:
стандарты: по 110 профессиям НПО
по 84 специальность
по 145 программам бакалавриата
10 уровня магистратуры
ориентация на вхождение в единое европейское образовательное пространство
Слайд 8Новые направления развития образования в 21веке:
ориентация
на разработку моделей обучения «лицом
к лицу» при возрастающем участии учащихся в процессах приобретения и
передачи знаний, включая процессы создания и распространения контента;
на создание моделей обучения с учетом возможностей новогоинформационного пространства и многообразия образовательных траекторий;
Слайд 9Новые направления развития образования в 21веке:
на поиск моделей обучения, основанных
на моральных и этических ценностях;
на усиление научно-исследовательского обеспечения инновационного образования;
на
изменения в современном обществе, которое характеризуется как пост-индустриальное илиинформационное.
Слайд 10Информационное общество:
обеспечивается легкий и свободный доступ к
информации по всему миру, основным предметом труда является информация и
знание, а орудием труда – информационные-коммуникационные технологии.
Ключевая тенденция информационного общества – последовательное возрастание роли информации и знания.
Слайд 11Специфические черты науки в информационном обществе:
возрастает ответственность ученых перед обществом;
изменяются
средства научного познания;
в науке происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств
отдельных наук;
изменяется характер решаемых наукой проблем: комплексные проблемы, имеющие фундаментальную социально-практическую и социально-культурную значимость;
Слайд 12Специфические черты науки
в информационном обществе:
возрастает потребность радикальных перемен в
подготовке научных кадров;
наука представляет собой источник нравственных ценностей.
Важно: в современной науке осуществляется переход от стратегии преимущественно дисциплинарного, предметно-фундаментального развития научного познания к проблемно-ориентированным формам научно-исследовательской деятельности.
Слайд 13Функции научно-исследовательской деятельности:
аналитическую(осмысление реальной действительности, ее анализ, оценка);
ориентационную (осведомленность в
условиях реальной жизни, практике, в человеческих отношениях, политике и религии,
выбор оптимальных из них);
прогностическую(предвидение изменений в природе и обществе, в человеке и познании);
информационную(обеспечение связи и взаимопонимания между странами, общественными системами, отраслями производства, наукой, культурой и др.);
инновационную(проникновение открытий в науку, общественную практику, культуру, здравоохранение и образование);
моделирующую(создание идеальных схем, моделей происходящих процессов и явлений, прошлого, настоящего и грядущего);
системообразующую(образование из разрозненных сведений, фактов системы знаний, представлений в виде концепций и теорий, определяющих сознание и самосознание человека и человечества);
оптимизирующую(обеспечение оптимального решения проблем, возникающих перед человеком и обществом).
Слайд 14Что важно для современного исследователя?
Необходимо научиться:
- находить
- оценивать
сравнивать возможные альтернативы
решений
прогнозировать
моделировать
анализировать возможное решение образовательных и социальных проблем
Слайд 15Методология – учение о методе, теории метода.
Методология (в широком смысле)
– философская исходная позиция научного познания.
Методология ( в узком смысле)
– теория научного познания в конкретных научных познаниях.
Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, которое дает характеристику компонентов исследования: объекта, предмета, задач, исследовательских средств, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Слайд 16Стратегия
исследовательского поиска:
ведущая идея;
концепция;
замысел;
логика исследования.
Слайд 17Ведущая идея:
Определение проблемы исследования: нечто неизвестное в науке. Сущность проблемы
– противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между
разными объяснениями, интепретациями фактов.
Необходимо выключить и сформулировать противоречия как соотношения между тем, что требуется (практикой, идеалами, ценностями, нормативными актами и т.д.) и тем, что имеется в практике и науке реально на момент подобного анализа.
Источник проблемы-узкие места, затруднения.
Слайд 18Переход от практической задачи к научной проблеме:
1) определить, какие научные
знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;
2) установить, имеются ли
эти знания в науке, если знания есть и их необходимо только отобрать и систематизировать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний нет, то возникает проблема;
3) для выделения проблемы изучить то, что известно, включая смежные вопросы;
4) обобщить результаты анализа и вычленить главнее противоречие, которое и необходимо сформулировать как проблему.