Слайд 1Новый подход к организации контроля достижений планируемых результатов на уроках
истори
Слайд 2Учитель должен знать чему научил,
учащийся чему научился.
Е. Н. Ильин
Слайд 3В стандарте профессионального образования в качестве одной из базовых компетентностей
современного учителя выделена компетентность в педагогическом оценивании: умение осуществлять контроль
и оценивание с учётом индивидуальных особенностей и возможностей и учащихся, делегировать контрольно-оценочную функцию учителя ученику, создавать психологическую комфортность каждому ученику в процессе контроля и оценивания и т. п.
Слово «контроль» теперь употребляется редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие –современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
Слайд 5ФЗ -273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», СТАТЬЯ 28. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
Контроль достижений планируемых результатов
на уроках истории и обществознания
Слайд 6Согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе
системы оценок для промежуточной аттестации учащихся» (то есть любой, кроме
выпускного тестирования).
Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены «Положением о нормах оценок по предметам», которое принимается на уровне учебного заведения и может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
Противоречие: работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ, ОГЭ определяет уровень в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями.
Слайд 7Мониторинг учебных достижений - это совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих
наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания
к знанию. С.Е. Шишов и В.А. Кальней
Данная модель мониторинговых исследований включает в себя три этапа:
I этап – подготовительный. Этап постановки целей и их максимальное уточнение, формулировки учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придаётся первоочередное значение).
II этап – деятельностный. Этап разработки учебных материалов (инструментария), организации всего хода обучения в соответствии с учебными целями, оценки текущих результатов.
При разработке средств контроля нужно учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Поэтому эффективным средством при организации мониторинга учебных достижений является разработка разноуровневых средств контроля, что помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха».
III этап – коррекционный. Этап коррекции знаний и умений обучающихся, направленный на достижение поставленных целей.
Слайд 8В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие
систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и
углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной информации.
Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается двумя процедурами:
1) формированием накопленной оценки, складывающейся из текущих и тематических учебных
достижений;
2) демонстрацией интегрального результата изучения курса в ходе выполнения итоговой работы.
Это позволяет также оценить динамику образовательных достижений обучающихся.
Слайд 9Формы и методы контроля достижений
Слайд 10ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ проводится на каждом учебном занятии; он оценивает степень
усвоения учебного материала конкретного занятия (устный опрос и письменные (тестовые) задания и
др.
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА по предмету проводится на начало учебного года (большой ключевой темы). Цель: определение базового уровня знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ проводится по окончании изучения темы . Цель: проверка факта достижения обязательных для всех образовательных целей.
Слайд 11ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА (зачет).
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОЙ РАБОТЫ
Каждый тематический зачет
состоит из двух частей: обязательной и дополнительной.
Обязательная часть зачета нацелена
на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала. Она и составляет собственно содержание тематического зачета, и по ее выполнению определяется, сдал учащийся зачет (достиг обязательного уровня овладения темой) или не сдал его.
При составлении тематических зачетов ставилась задача обеспечить достаточную полноту проверки на обязательном уровне, этим объясняется большое число заданий обязательной части. Для более полного охвата основных обязательных умений, формируемых при изучении конкретной темы, в ряде случаев составлены неидентичные по содержанию, но близкие по сложности варианты зачета с тем, чтобы в них в совокупности были представлены все основные типы заданий по данной теме.
Дополнительная часть зачета направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Ее выполнение позволяет ученику получить дополнительное поощрение, например одну из повышенных оценок "4" или "5". Основное назначение дополнительной части – дать посильную нагрузку сильным учащимся, предоставить возможность продемонстрировать свои достижения тем, кто может и хочет освоить физику на более высоком, нежели обязательный, уровне. Задача полноты охвата материала на повышенном уровне не ставится: для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он полностью владеет обязательными результатами обучения и при этом справляется с решением некоторых более сложных задач.
Слайд 12Классы учебно-познавательных задач
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний,
2) учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний,
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций,
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества,
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации
Слайд 13Классы учебно-практических и учебно-познавательных задач (продолжение)
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные
на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции,
7)учебно-практические и
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
8)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
9)учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся
Слайд 14В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В ЦЕЛЯХ ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ФОРМЫ:
промежуточные устные или письменные опросы;
черновик письменной работы;
проект исследования;
тезисы или текст
доклада;
участие в дискуссии или дебатах;
выполнение лабораторных исследований;
вопросы для самоанализа и самооценивания.
Слайд 16ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМООЦЕНИВАНИЯ
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что…
Наиболее трудным мне показалось ….
Я думаю, это потому, что
…
Самым интересным было …
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее
______________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________
Слайд 17«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в
диалоге.
Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку»
Алгоритм самооценки (вопросы к
ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?
Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
САМООЦЕНКА
Слайд 18СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИЛИ ГРУППОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
подготовка мини-урока для младших школьников;
подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение
протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий проектной/исследовательской работы, обсуждение и презентацию.
Слайд 19ИТОГОВАЯ РАБОТА = предметные планируемые результаты +способность решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи
Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и
способов учебных действий по данному предмету (учебно-познавательные, учебно-практические задания)
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность обучающегося выполнять такие учебно-познавательные, учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения.
Слайд 20НА ЭТАПЕ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫЯВЛЯЮТСЯ:
способы контроля и оценки достижения планируемых результатов, которые могут быть
перенесены из существующей образовательной системы без изменений;
способы контроля и оценки, требующие корректировки;
способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему;
способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.
Слайд 21Урок развивающего контроля
Этапы:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное
оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в
работе ошибок.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Слайд 22Структура уроков развивающего контроля
8
5
2
Актуализация и пробное учебного действия
Построение проекта коррекции
выявленных затруднений
Решение заданий творческого уровня
Мотивирование к учебной деятельности.
Локализация индивидуальных затруднений
Рефлексия
контрольно-коррекционной деятельности)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обобщение затруднений во внешней речи
Реализация построенного проекта
7
Слайд 23С 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата
реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО). В апреле 2016
года были проведены ВПР по истории и обществознанию.
Всероссийские проверочные работы проводятся с целью совершенствования механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС; развития информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации; содействия процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования. Их результаты должны содействовать развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Слайд 24У учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся,
но их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что
существуют на выпускном экзамене.
Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.