Слайд 1з
а
к
о
н
о
д
а
т
е
л
ь
н
о
–
н
о
р
м
а
т
и
в
н
а
я
б
а
з
а
Слайд 2ПРИНЦИПЫ
Концепция открытых систем (Open System Environment Reference Model)
CALS технологии (Continuous
Acquisition and Life cycle Support) – непрерывная информационная поддержка жизненного
цикла изделий
Работа в компьютерной инфраструктуре (КИС) в приложениях CAD/CAE/CAM с использованием БАЗ данных и ЗНАНИЙ через системы PDM/PLM электронного документооборота инженерных данных
Слайд 3ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Термином жизненный цикл (ЖЦ) принято отражать совокупность процессов и
этапов развития организмов живой природы, технических систем, продуктов производства от
моментов зарождения или появления потребности их создания и использования до прекращения функционирования или применения. Это соответствует всеобщему закону развития любых изделий, событий или процессов между их началом и концом, которые определяют цикл их создания, существования и применения.
Слайд 4Общая модель жизненного цикла сложной системы
основные этапы с последующей адаптацией
каждого из них в модели жизненного цикла конкретной системы:
-
определение потребностей;
- исследование и описание основных концепций;
- проектирование и разработка;
- испытания системы;
- создание и производство;
- распространение и продажа;
- эксплуатация;
- сопровождение и мониторинг;
- снятие с эксплуатации (утилизация).
Слайд 5ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Каскадная модель жизненного цикла
Слайд 6ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Модели жизненного цикла
Слайд 7ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Спиральная модель жизненного цикла
Слайд 8Жизненный цикл
Замысел, потребность
ТЗ на ОКР
Комплект КД
Комплект ЭД
Комплект РД
Новый замысел
Слайд 9Стоимость жизненного цикла
СЖЦ => MIN
© 2003 НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"
www.cals.ru
Слайд 10Данные, используемые в ходе жизненного цикла изделия
1. Данные о процессах
и среде
2. Данные об
изделии
3. Данные о ресурсах
Слайд 12CALS
Continuous Acquisition and Life cycle Support – непрерывная информационная поддержка
поставок и жизненного цикла.
Предполагается, что речь идет о сложной
наукоемкой продукции, которая требует создания, преобразования и передачи между различными участниками ЖЦ больших объемов технической информации.
Информационная Поддержка процессов жизненного цикла Изделий (ИПИ) – адекватный русскоязычный аналог понятия CALS.
Слайд 13Главный принцип ИПИ
информация, однажды возникшая на каком-либо этапе ЖЦ, сохраняется
в информационной системе и становится доступной всем участникам этого и
других этапов (в соответствии с имеющимися у них правами пользования этой информацией).
Слайд 14
Маркетинг, предконтрактные
работы
Разработка и проектирование,
подготовка производства
Производство
Продажи и поставки, ввод
в действие
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Базовые технологии управления данными:
об изделии,
о процессах и среде, о ресурсах
Базовые принципы
Системность подхода к организации информационной поддержки ЖЦ изделия, информационная интеграция, отделение данных от программ
Безбумажная организация процессов, электронный документооборот
Управление, минимизирующее затраты, совершенствование процессов
Параллельный инжиниринг
Ориентация на международные стандарты в области ИТ
Ориентация на готовые (коммерческие) решения
Базовые управленческие технологии:
Управление проектами, заданиями, производством, конфигурациями, качеством, ИЛП
Концептуальная модель CALS
Слайд 16Управление
конфигурацией
Управление
конфигурацией
Конструкторская и те
хнологическая
подготовка
производства
Конструкторская и технологическая подготовка производства
Данные об
изделии
PDM
Производство
Производство
Материально-
техническое
снабжение
Материально-
техническое
снабжение
Система
менеджмента
качества
Система
менеджмента
качества
Интегрированная ло
гистическая
поддержка
эксплуатации
Интегрированная логистическая
поддержка эксплуатации
И И С
ERP/MRP
CAE/CAD/CAM
ILP
TQM
АСУП
Информационная интеграция процессов ЖЦ
Слайд 17Концепция открытых систем
"Открытая система - это система, которая состоит из
компонентов, взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы»
"Исчерпывающий и согласованный
набор международных стандартов информационных технологий и профилей функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала"
Слайд 18свойства открытых систем
- расширяемость/масштабируемость -extensibility/scalability;
мобильность (переносимость) – portalility;
интероперабельность
(способность к взаимодействию с другими системами) – interoperability;
- дружественность к
пользователю, в т.ч. - легкая управляемость - driveability.
Слайд 19Стандарт
(по определению ISO): Технический стандарт или другой документ, доступный
и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах
тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, признанными на национальном, региональном и международном уровнях.
Слайд 20Эталонная модель (Reference Model)
Структурированное множество понятий и их взаимосвязей
для некоторой предметной области, осуществляющее концептуальную структуризацию данной области и
имеющее достаточно обобщенное описание. По существу эталонная модель является формой метазнаний, определяющих принципиальную декомпозицию или архитектурную спецификацию конкретной предметной области.
Слайд 21архитектура открытой системы
Описания (reference model) с точки зрения:
- пользователя (пользовательский
интерфейс),
- проектировщика системы (среда проектирования),
- прикладного программиста (системы
и инструментальные средства /среды программирования),
- системного программиста (архитектура ЭВМ),
- разработчика аппаратуры (интерфейсы оборудования).
Слайд 23эталонные модели:
Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (Basic Reference Model
for Open Sysnems Interconnection - RM-OSI)
Руководство по окружению открытых
систем POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments - RM API)
Эталонная модель для открытой распределенной обработки (Reference Model for Open Distributed Processing - RM-ODP)
Эталонная модель управления данными (Reference Model for Data Management - RM DF)
Эталонная модель машинной графики (Reference Model of Computer Graphics - RM CG)
Эталонная модель текстовых и офисных систем (ISO/IEC TROTSM-1), а также общая (general) модель распределенных офисных приложений
методы аттестационного тестирования;
основы общей безопасности (generic security frameworks);
качество OSI-сервиса (Quality of Service for OSI).
Слайд 24классификация базовых спецификаций:
Базовые функции ОС: определяются стандартами по окружению открытых
систем POSIX
Функции управления базами данных: язык баз данных SQL (Structured
Query Language); информационно-справочная система IRD (Information Resource Dictionary System); протокол распределенных операций RDA (Remote Data base Access); PAS Microsoft на открытый прикладной интерфейс доступа к базам данных ODBC API
Функции пользовательского интерфейса: MOTIF из OSF для графического пользовательского интерфейса (GUI); X Window вместе с GUI и телекоммуникациями; стандарты для виртуального терминала (Virtual Terminal - VT), GKS (Graphical Kernel System), PHIGS (Programmers Hierarchical Interactive Graphics System), а также CGI (Computer Graphics Interface)
Функции взаимосвязи открытых систем: спецификации сервиса и протоколов, разработанные в соответствии с моделью OSI; стандарты для локальных сетей (IEEE 802); спецификации сети Internet
Слайд 25классификация базовых спецификаций:
Функции распределенной обработки: вызов удаленной процедуры RPC (Remote
Procedure Call), фиксация, параллельность и восстановление CCR (Commitment, Concurrency and
Recovery); протокол надежной передачи (RT); обработка распределенной транзакции DTP (Distributed Transaction Processing); управление файлами, доступ к файлам и передача файлов FTAM (File Transfer, Access and Management); управление открытыми системами (OSI Management); API для доступа к сервису Object Request Broker (ORB) в архитектуре CORBA и API, определяющий базовые возможности такого сервиса (Commom Object Services - COS 1), язык спецификации интерфейсов объектов IDL (Interface Definition Language) и его проекции на объектно-ориентированные языки
Распределенные приложения: спецификации специальных сервисных элементов прикладного уровня модели OSI, стандартов Internet, OMG, X/Open. Как, например: система обработки сообщений MHS (Message Handling System - X.400), служба справочника (The Directory - X.500); спецификации распределенных приложений с архитектурой клиент-сервер и распределенных объектных приложений
Слайд 26классификация базовых спецификаций:
Структуры данных и документов, форматы данных: средства языка
ASN.1 (Abstract Syntax Notation One), предназначенного для спецификации прикладных структур
данных - абстрактного синтаксиса прикладных объектов; форматы метафайла для представления и передачи графической информации CGM (Computer Graphics Metafile); спецификация сообщений и электронных данных для электронного обмена в управлении, коммерции и транспорте EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commence and Trade); спецификации документов: спецификации структур учрежденческих документов ODA (Open Document Architecture); спецификации структур документов для производства, например: SGML (Standard Generalized Markup Language); языки описания документов гипермедиа и мультимедиа, например: HyTime, SMDL (Standard Music Description Language), SMSL (Standard Multimedia/Hypermedia Scripting Language), SPDS (Standard Page Description Language), DSSSL (Document Style Semantics and Specification Language), HTML (HyperText Markup Language); спецификация форматов графических данных, например: форматов JPEG, JBIG и MPEG
ISO DIS 10918-1,2, Joint Photographic Expert Group (JPEG).
ISO DIS 11172-1,2, Moving Pictures Expert Group (MPEG).
спецификации инструментальных окружений (в частности, языков реализации и их библиотек) и CASE-окружений
Слайд 27Профиль (Profile)
Набор, состоящий из одного или более базовых стандартов, содержащий
указание области применимости, список выбранных классов сервиса, тестовых наборов, опций
и параметров базовых стандартов и ISP, необходимых для выполнения конкретной прикладной функции
Слайд 28Профиль (Profile)
По классам аппаратно-программных средств:
- среда рабочих станций,
- среда
серверов процессов,
- среда серверов данных,
- среда транзакций,
-
среда реального времени,
- среда суперкомпьютеров.
По проблемно-ориентированным областям применения:
- интегрированные производственные системы,
- информационные системы (системы информационного обслуживания) с удаленным доступом к ресурсам,
- системы автоматизации учреждений,
- системы автоматизации банков,
- системы автоматизации научных исследований,
- системы передачи данных.