Слайд 1О проектировании адаптированных образовательных программ в общеобразовательной организации
Соловьева Л.Г., к.п.н.,
доцент,
зав. каф. коррекционной педагогики АО ИОО
Слайд 2ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).
Адаптированная образовательная программа (АОП).
Специальная индивидуальная
программа развития (СИПР).
Слайд 3Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
АООП – программа, разрабатываемая на категорию
детей с определенным нарушением, реализуется в отдельном классе, ОО.
В ОО
организации может реализовываться несколько АООП.
Нормативно-правовым и методическим основанием для разработки АООП являются следующие документы: ФГОС → Пр.АООП (http://fgosreestr.ru/) → УМК → АООП ОО.
Структура АООП:
Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты (в зависимости от варианта программы – личностные, метапредметные, предметные или личностные и предметные), систему оценки достижения планируемых результатов).
Содержательный (программа формирования УУД (в зависимости от варианта АООП – базовых УД), программа отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, программа духовно – нравственного развития и воспитания (в зависимости от варианта АООП- нравственного развития и воспитания), программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, программа внеурочной деятельности).
Организационный (учебный план, система специальных условий).
Слайд 4Наиболее частые проблемы (ошибки)
Организационный раздел:
Не отражена (или частично отражена)
нормативно-правовая база, на основе которой составлена АООП; не прописан механизм
принятия программы и внесения в нее изменений; трудности в определении критериев оценки результатов, процедуры и состава инструментария оценивания.
Содержательный раздел:
Отсутствует описание форм и методов оценки УУД (БУД); не отмечена связь БУД с содержанием учебных предметов; в программах (Духовно-нравственное развитие, Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, Коррекционная работа, Внеурочная деятельность) не представлены формы организации деятельности, результаты освоения программ.
Организационный раздел:
Отсутствует описание социального партнерства; не представлена форма контроля за состоянием системы условий реализации АООП.
Копирование примерной АООП без учета особенностей конкретной ОО.
Слайд 5Публикации (обобщение опыта)
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). I вариант: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, 2016г.
Рабочие программы учителей и
специалистов (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью). I вариант: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ , 2016 г.
Дети с ОВЗ: проектирование рабочей документации педагога и специалиста в соответствии с требованиями ФГОС: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, 2017г.
Слайд 6Адаптированная образовательная программа (АОП)
АОП – это образовательная программа, адаптированная для
обучения одного ребенка с ОВЗ ( в том числе с
инвалидностью), разрабатывается с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ (ИНКЛЮЗИЯ).
Структура АОП не определена на федеральном уровне.
ОО создает внутренний локальный акт о порядке разработки АОП.
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с умственной отсталостью (Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 11марта 2016г.№ ВК-452/07).
Структура АОП (примерная):
Целевой (формальные данные о ребенке, характеристика с выделением ООП, цель, задачи, предполагаемые результаты);
Cодержательный (Образовательный блок - адаптированные программы изучаемых предметов (предмета). Коррекционный блок - направления работы специалистов «помогающих профессий» - учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога с обучающимся, расписание занятий)
Организационный (Индивидуальный учебный план, условия реализации.)
Слайд 7Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
СИПР – индивидуальная программа для ребенка
с выраженным нарушением интеллекта, сложным нарушением.
Структура СИПР определена на
федеральном уровне: ФГОС, Примерная АООП;
Электронный УМК по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (псковский ЦЛП)
Слайд 8Электронный УМК по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития
(псковский ЦЛП)
Cоставление СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора.
ПРИМЕРЫ
: СИПР используемых в ЦЛП; календарно-тематического планирования; авторских программ внеурочной деятельности обучающихся ( могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ); нормативно-правовых документов (положений, договоров и других локальных актов образовательной организации, которые могут быть полезны для обеспечения образовательного процесса на основе СИПР).
http://umk2.dsmatveev.ru
http://www.osoboedetstvo.ru
Слайд 9Методические рекомендации
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, ФГОС О обучающихся с умственной отсталостью (Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ
от 11марта 2016г.№ ВК-452/07).
Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности ПМПК РФ (Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 23.05.2016г. № ВК-1074/07).
Методические рекомендации по сопровождению образовательной деятельности образовательных организаций в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 20.02.2017 г. № 07-818).
О направлении рекомендаций о деятельности ПМПК (Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 21.03.2017г. № 209/03-08/2055).
Слайд 10 Деятельность ПМПК
1. Статус ребенка с ОВЗ. (ФЗ-273 ст. 2.
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Ст 5. п.5.1. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья»)
МР: «При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях».
Слайд 112. С момента введения Стандартов ПМПК определяет вариант программы обучения
(Стандарты, Пр. АООП, Методические рекомендации).
3. Заключение ПМПК обязательно для исполнения
ОО (ФЗ, МР: «Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК».)
4. ПМПК устанавливает потребность в создании специальных условий воспитания и обучения (МР: Специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную ОО, однако должны информировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в ОО, находящихся на определенной территории)
Слайд 12ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИИ
ФИО ребенка Дата рождения
Адрес регистрации:
Адрес проживания:
Относится/не относится к
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основные особенности ребенка, определяющие необходимость
создания специальных условий получения образования нуждается/не нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Рекомендации
Слайд 13ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИИ (рекомендации)
Образовательная программа
Форма обучения (в соответствии с рекомендациями
врачебной комиссии)
Режим обучения (ограниченное время пребывания ребенка в образовательной организации,
дополнительный выходной день и пр.)
Обеспечение архитектурной доступности
Специальные технические средства обучения
Предоставление услуг ассистента (помощника)- (не является педагогическим работником, оказывает помощь в питании, передвижении)
Предоставление услуг тьютора (является педагогическим работником, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса).
Специальные учебники
Другие специальные условия (Соблюдение медицинских рекомендаций ,в т. ч. относительно расположения рабочего места в классе, Охранительный педагогический режим, Занятия в системе дополнительного образования, Наблюдение и лечение у узких специалистов и т.д.)
Особые условия проведения государственной итоговой аттестации
Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи
Слайд 15КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
24-31-33
kafedrakp@yandex.ru
Архангельск, пр. Ломоносова 270, к. 27