Разделы презентаций


Об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования Заместитель

Содержание

О новой тарифной и антимонопольной политикепоэтапное устранение перекрестного субсидирования;перебалансировка тарифов, с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с ними товарными рынками;отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования
Заместитель руководителя ФАС России,


А.Н. Голомолзин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
апрель 2018 года, г. Ялта

Об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулированияЗаместитель руководителя ФАС России, А.Н. ГоломолзинФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБАапрель 2018 года, г.

Слайд 2О новой тарифной и антимонопольной политике
поэтапное устранение перекрестного субсидирования;
перебалансировка тарифов,

с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с

ними товарными рынками;
отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования и контроля на основе анализа рынка;
«погружение в цифру» процедур принятия решений;
запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого инновационного роста экономики);
роль регулятора в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий для инвестирования, входа новых участников, повышения эффективности существующих.



О новой тарифной и антимонопольной политикепоэтапное устранение перекрестного субсидирования;перебалансировка тарифов, с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми,

Слайд 3Перспективы регулирования тарифов в 2017 - 2025 годах (форсайт -прогноз

региональных регуляторов, регулируемых компаний, экспертов)

Перспективы регулирования тарифов в 2017 - 2025 годах (форсайт -прогноз региональных регуляторов, регулируемых компаний, экспертов)

Слайд 4

Законодательное обеспечение

Законодательное обеспечение

Слайд 5Системные проблемы тарифной политики
Цели, принципы, методы
регулирования естественных монополий
Закон «Об электроэнергетике»
Закон

«О теплоснабжении»
Закон «О водоснабжении
и водоотведении»
Закон «О газоснабжении»
Закон «Об основах

регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

Закон «О естественных монополиях»

Подзаконные акты

Системные проблемы тарифной политикиЦели, принципы, методырегулирования естественных монополийЗакон «Об электроэнергетике»Закон «О теплоснабжении»Закон «О водоснабжении и водоотведении»Закон «О

Слайд 6Проконкурентное регулирование
Новый понятийный аппарат (субъект естественной монополии, потребитель, пользователь, инфраструктура),

основные подходы регулирования естественных монополий
Закон «О защите конкуренции»
Единые принципы, цели,

методы ценового регулирования естественных монополий

Закон «Об основах ценового регулирования»

Отраслевые особенности

Отраслевые законы, основы ценообразования

Проконкурентное тарифное законодательство

Проконкурентное регулированиеНовый понятийный аппарат (субъект естественной монополии, потребитель, пользователь, инфраструктура), основные подходы регулирования естественных монополийЗакон «О защите

Слайд 7Взаимосвязь регулируемых рынков и сопряженных рынков
Естественные монополии пользуются работами (услугами)

с конкурентных рынков (труд, сырье, материалы, капитал, др.). Косвенно конкурируя

на рынках своих услуг, естественные монополии прямо участвуют на конкурентных сопряженных рынках;
Покупателями услуг естественных монополий могут быть конечные пользователи, а также потребители, работающие на конкурентных рынках (генераторы, перевозчики, операторы связи, авиакомпании, др);
Поставщики должны оказывать услуги с учетом спроса, при этом и потребители, и пользователи - иметь возможность управлять спросом;
Страновые условия конкуренции меняются при расширении географических границ рынка зарубежными странами (морские порты, аэропорты, газовые компании и др.). Национальное ценообразование должно учитывать конъюнктуру внешних рынков.
Взаимосвязь регулируемых рынков и сопряженных рынковЕстественные монополии пользуются работами (услугами) с конкурентных рынков (труд, сырье, материалы, капитал,

Слайд 8Проконкурентное регулирование
Субъект естественной монополии
Владение/использование инфраструктуры
Наличие доминирующего положения по итогам

анализа рынка
Пользователь
Потребитель
(конечное потребление услуг ЕМ)
Приобретение услуг/использование инфраструктуры ЕМ для производства
Взаимодействие

СЕМ
Проконкурентное регулированиеСубъект естественной монополииВладение/использование инфраструктуры Наличие доминирующего положения по итогам анализа рынкаПользовательПотребитель(конечное потребление услуг ЕМ)Приобретение услуг/использование инфраструктуры

Слайд 9Дополнения в Закон «О конкуренции»: основы регулирования естественных монополий
Уточнение понятий

естественная монополия, инфраструктура;
Введение/изменение/прекращение регулирования на основе анализа состояния конкуренции на

рынке.
3. Обеспечение баланса интересов производителей и потребителей (восстановление их прав).
4. Установление принципов и порядка недискриминационного доступа к регулируемым услугам.
5. Долгосрочность и предсказуемость тарифного регулирования
6. Независимость принимаемых тарифных решений, открытость, объективность, недискриминационность по отношению к потребителям и поставщикам.
7. Контроль экономической концентрации в рамках Закона о конкуренции (обеспечение конкуренции и недопущение ущемления интересов потребителей).


Дополнения в Закон «О конкуренции»: основы регулирования естественных монополийУточнение понятий естественная монополия, инфраструктура;Введение/изменение/прекращение регулирования на основе анализа

Слайд 10единые принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов);

порядок принятия тарифных

решений с учетом специфики тарифных методов;

порядок утверждения и исполнения инвестиционных

программ, финансируемых из тарифных источников;

порядок взаимодействия федерального и региональных тарифных регуляторов;

порядок рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам

Проект закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

единые принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов);порядок принятия тарифных решений с учетом специфики тарифных методов;порядок утверждения

Слайд 11Методы тарифного регулирования, применяемые в ФАС России
Метод предельной цены
Метод предельной

выручки
Регуляторный контракт
Метод бенчмаркинга
Меню контрактов
Нетарифные (косвенные) методы регулирования
Затратный метод
Метод индексации
Метод ЭОЗ

и НП

Установление предельного индекса (инфляция – Х-фактор

Установление предельной цены

Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB)

Метод сравнения аналогов

Метод сравнения расходов

Мониторинг цен (тарифов)

Прямое ценовое регулирование

Косвенное ценовое регулирование

Формы применения регулирования

Методы тарифного регулирования, применяемые в ФАС РоссииМетод предельной ценыМетод предельной выручкиРегуляторный контрактМетод бенчмаркингаМеню контрактовНетарифные (косвенные) методы регулированияЗатратный

Слайд 12

Долгосрочное тарифное регулирование и инвестиции

Долгосрочное тарифное регулирование и инвестиции

Слайд 13О роли регуляторов и компаний в развитии инфраструктуры
Развитие с

учетом стадий жизненного цикла инфраструктуры: необходимость увеличения мощностей для удовлетворения

спроса, реконструкция и модернизация, инвестиции для удовлетворения дополнительных требований (безопасность, экология и др.), повышение эффективности эксплуатации, внедрение новых технологий, повышение качества услуг, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования.
Инфраструктурные инвестиции стимулируются путем: прямой поддержки; государственным участием; использования процедур, аналогичных с госзакупками; ГЧП, концессии, приватизации.
В ОЭСР управление инфраструктурой - обязанность самих хозсубъектов, а регуляторы не должны их подменять. Общее понимание, что не нужно возвращаться к модели регулирования по методу "затраты плюс".
Роль регулятора в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий для инвестирования, входа новых участников, повышения эффективности существующих.  
О роли регуляторов и компаний в развитии инфраструктуры Развитие с учетом стадий жизненного цикла инфраструктуры: необходимость увеличения

Слайд 14

Структурные реформы

Структурные реформы

Слайд 15О структурных реформах
Происходит поэтапный переход естественных монополий к конкурентному рынку.

Существует стандартный пакет реформ в электроэнергетике, в газовой сфере, на

транспорте, включающий в себя ряд взаимосвязанных элементов (опыт стран ОЭСР):
Разделение по видам деятельности;
Регулирование тарифов естественных монополий;
Приватизацию;
Внедрение конкуренции в опте и/или в рознице;
Обеспечение регулируемого или договорного доступа третьих лиц к сети.
Важно при этом создавать коммерческую инфраструктуру рынков:
систему договорных отношений;
организацию коммерческой инфраструктуры (совет рынка, биржевой комитет, торговая площадка и др. формы);
правила рынков;
механизмы адаптации к происходящим изменениям на рынке, в технологиях.

О структурных реформахПроисходит поэтапный переход естественных монополий к конкурентному рынку. Существует стандартный пакет реформ в электроэнергетике, в

Слайд 16Планы на 2017 год
Утвержден Указом Президента РФ.
Предусматривает конкретные мероприятия

и поручения, в частности поручения Правительству России утвердить планы развития

конкуренции в различных отраслях экономики.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти разрабатываются отраслевые дорожные карты развития конкуренции.
Национальный план развития конкуренции стимулирует переход от естественно-монопольного к конкурентному состоянию в отраслях экономики.

Национальный план развития конкуренции

Планы на 2017 год Утвержден Указом Президента РФ.Предусматривает конкретные мероприятия и поручения, в частности поручения Правительству России

Слайд 17Публичная декларация целей и задач на 2018 год:
Реализация Национального плана

развития конкуренции в Российской
Федерации на 2018-2020 годы
Совершенствование антимонопольного регулирования

в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации, а также механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер
Создание эффективных механизмов противодействия картелям. Продвижение на международном уровне инициативы ФАС России о принятию международной Конвенции о борьбе с картелями
Развитие биржевой торговли наличными товарами (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, минеральные удобрения, и др.) и товарными деривативами на внутреннем рынке, а также биржевой торговли экспортной российской нефтью
Активное содействие внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ и муниципальных образованиях в целях реализации принципов государственной политики по развитию конкуренции

Публичная декларация на 2018 год

Публичная декларация целей и задач на 2018 год:Реализация Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020

Слайд 18Биржевой комитет

Биржевой комитет

Слайд 19Биржевой комитет
по газу
по углю
по запуску и развитию торгов поставочными биржевыми

контрактами на экспортируемую нефть (Бенчмарк)
по развитию организованных торгов агропродукцией (сахар

, зерно )

по развитию торгов лесом и лесоматериалами

Подкомитеты

Комитеты

по рассмотрению вопросов имеющихся сложностей при оплате услуг за пользование путями общего и необщего пользования, и иных законодательно неурегулированных случаев, влекущих за собой нарушение ритмичности хозяйственной деятельности участников рынка нефтепродуктов

Проектные рабочие группы

по вопросам нормативно-правового закрепления накопления и использования запасов нефтепродуктов нефтяных компаний и вывода нефтеперерабатывающих производств в ремонт

по проработке предложений, касающихся усовершенствования положений совместного Приказа ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 № 3/15/3

по вопросу организации движения регулярных грузовых поездов с нефтепродуктами, приобретаемыми на бирже, и регистрации ставок предоставления грузовых вагонов для перевозок грузов, стоимости услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом

по развитию торгов минеральными удобрениями

Биржевой комитет

по нефти и нефтепродуктам

Биржевой комитетпо газупо углюпо запуску и развитию торгов поставочными биржевыми контрактами на экспортируемую нефть (Бенчмарк)по развитию организованных

Слайд 20

«Погружение в цифру»

«Погружение в цифру»

Слайд 21Ценовая (тарифная) заявка
Направляется в электронном виде в орган регулирования
Не менее

чем за 30 дней до ее направления в орган регулирования

размещается на сайте «ЕИАС» (кроме гостайны) для публичного обсуждения

Дело об установлении цен (тарифов)

Экспертиза органа регулирования

Принятие решения коллегиальным органом и публикация тарифного решения

«Погружение в цифру» тарифного регулирования и информатизация процессов принятия решений

Ценовая (тарифная) заявкаНаправляется в электронном виде в орган регулированияНе менее чем за 30 дней до ее направления

Слайд 22«Погружение в цифру»: ФГИС ЕИАС
Федеральная государственная информационная система
«Единая информационная

аналитическая система» ФАС России

«Погружение в цифру»: ФГИС ЕИАСФедеральная государственная информационная система «Единая информационная аналитическая система» ФАС России

Слайд 23
Связь: от перебалансировки и дерегулирования тарифов к антимонопольному контролю на

национальном и глобальном рынках в условиях цифровой экономики

Связь: от перебалансировки и дерегулирования тарифов к антимонопольному контролю на национальном и глобальном рынках в условиях цифровой

Слайд 24Методы, применяемые при расчете тарифов в отрасли общедоступной электросвязи и

общедоступной почтовой связи
Метод экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли (ЭОЗ

и НП) (краткосрочное регулирование)

Установление предельной цены

Почта
Телеграф
Телефонная связь

Установление фиксированной цены

Телерадиовещание

Метод предельного ценообразования (долгосрочное регулирование)

Установление коэффициента максимально допустимого изменения тарифа.
Применяется после достижения тарифов ЭОЗ и НП

Косвенный метод регулирования

Мониторинг тарифов

Не прямое ценовое регулирование. Оператор тарифы рассчитывает самостоятельно, но регулятор имеет право предписывать ему пересмотр цен

введение стандартов раскрытия информации субъектами регулирования в целях обеспечения информационной прозрачности рынков для потребителей)

Методы, применяемые при расчете тарифов в отрасли общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связиМетод экономически обоснованных затрат и

Слайд 25Электросвязь – тарифы движитель прогресса
Перебалансировка тарифов по группам потребителей и

по местной и дальней связи проведена за пять лет
Установление

инвестиционно привлекательной платы за установку телефона в зависимости от стоимости этой услуги у альтернативных операторов
Управление абонентами потреблением услуг связи путем принятия пакета тарифных планов, включая повременную оплату телефонного соединения
Развитие конкуренции на рынке дальней связи
Следствием проконкурентной тарифной политики стали рост объемов оказываемых услуг и инвестиций, повышение цифровизации сетей, вход на рынок новых участников и внедрение новых услуг.
Электросвязь – тарифы движитель прогрессаПеребалансировка тарифов по группам потребителей и по местной и дальней связи проведена за

Слайд 26Влияние операторов на рынке услуг телефонной связи
Ни один из операторов

фиксированной связи не обладает возможностью оказывать решающее влияние на рынок
Ни

один из операторов фиксированной связи не обладает возможностью единолично оказывать решающее влияние на рынок
Влияние операторов на рынке услуг телефонной связиНи один из операторов фиксированной связи не обладает возможностью оказывать решающее

Слайд 2729 ноября 2016 г. на первом заседании Рабочей группы установлен

план по отмене национального и «внутрисетевого» роуминга 10 Апреля 2017 г.

ФАС России начато антимонопольное расследование


Национальный роуминг:

03 августа 2017 г.
ФАС России возбуждены дела в отношении
операторов «Большой четверки»

22 марта 2018 г.
ФАС России приняты Решения по делам.

Итог:
Операторы связи добровольно устранили
нарушения.
Снижения стоимости на услуги связи в
национальном роуминге составили:
- Голос в 5 раз (10,9 руб./мин. → 2 руб./мин.)
- СМС в 2,5 раза (5 руб./шт. → 2 руб./шт.)
- Интернет в 5 раз (10,90 руб./Мб → 2 руб./Мб)

Внутрисетевой роуминг:

24-27 июля 2017 г. ФАС России выданы Предупреждения в адрес операторов «Большой четверки»

31 января 2018 г.
Операторы отчитались о ходе исполнения Предупреждений.

Срок исполнения Предупреждения для Tele2 продлен по 31 мая 2018 г.

5-12 марта 2018 г.
Возбуждены Дела в отношении МТС, ВымпелКом, МегаФон


Внутрисетевой и национальный роуминг

29 ноября 2016 г. на первом заседании Рабочей группы установлен план по отмене национального и «внутрисетевого» роуминга

Слайд 28Международный роуминг

В 2010 году - Совет Глав Правительств СНГ утвердил

доклад МСАП по телекоммуникациям, включая меры по улучшению ситуации по

роумингу.
В 2010 году – Рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении операторов «большой тройки» при ценообразовании в роуминге (Россия – Казахстан), по результатам которого произошло кратное снижение тарифов в международном роуминге.
Дальнейшее снижение тарифов в международном роуминге осуществлялось операторами связи самостоятельно.
В 2012 году на очередном заседании МСАП создана Международная рабочая группа по вопросам развития рынков международной связи в роуминге
В 2014 году на 3 заседании Международной рабочей утверждены принципы справедливого роуминга
В 2014 году: предложения по внесению изменений в Договор о евразийском экономическом союзе, закрепляющие принципы справедливого роуминга. Проект находится на рассмотрении Стран – участниц.
В Мае 2016 года: Предложения МСАП частично учтены в Соглашении об условиях осуществления межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи в государствах-участниках СНГ.
Международный роумингВ 2010 году - Совет Глав Правительств СНГ утвердил доклад МСАП по телекоммуникациям, включая меры по

Слайд 29Цифровые гиганты теснят реальный сектор

Цифровые гиганты теснят реальный сектор

Слайд 30ФАС России пресекает недобросовестные практики крупных иностранных корпораций в России:
Дело

в отношении компании Google
ФАС России и Google заключили мировое соглашение:

Google устранил все ограничения для производителей смартфонов по предустановке конкурирующего ПО, в том числе поиска. Google разработал и вводит активное «окно выбора», предоставляющего потребителю выбор приложения поиска. Google также оплатила штраф в размере 438 млн.руб. в бюджет РФ.
Дела в отношении компании Apple
ФАС России выдала предупреждение компании по делу о сервисном обслуживании. Apple открыла сервисный центр на территории России (ремонт и замена экранов).
ФАС России признала Apple рус. виновной в координации цен на Iphone 6. Противоправные действия прекращены, что может привести к снижению цен.
Дело в отношении компании Microsoft
Microsoft выполнила предупреждение ФАС России, выданное в рамках дела: установила порядок двустороннего взаимодействия с разработчиками антивирусного ПО, включая приемлемые сроки адаптации (2 недели), изменила уведомления пользователям, устранила все призывы сменить антивирусное ПО на Windows defender.

Новая экономическая реальность

ФАС России пресекает недобросовестные практики крупных иностранных корпораций в России:Дело в отношении компании GoogleФАС России и Google

Слайд 31Особенности анализа цифровых рынков
Многосторонность, связанность с другими товарами – оценка

всех аспектов рынка и его взаимосвязей, которые влияют на поведение

продавцов и покупателей, определение продуктовых границ рынка, на определение долей субъектов на рынке.
Глобальный характер обращения – определение географических границ товарного рынка с учетом деятельности продавцов, потребителей, возможно, национальных особенностей потребления (включая нормативные требования к обращению товара или связанных с ним товаров).
Многообразие способов монетизации – определение продуктовых границ товарного рынка, состава продавцов и покупателей в том числе с учетом обращения товаров на смежных товарных рынках. Тот факт, что товар (услуга) потребителю предоставляется бесплатно, не значит, что продавец не получает от этого экономическую выгоду.

Особенности анализа цифровых рынковМногосторонность, связанность с другими товарами – оценка всех аспектов рынка и его взаимосвязей, которые

Слайд 32Государственная политика конкуренции
- Активное содействие развитию конкуренции в РФ -

приоритетное направление деятельности органов власти всех ветвей и уровней. - Основополагающий

принцип гос. политики по развитию конкуренции - совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

Государственная политика конкуренции - Активное содействие развитию конкуренции в РФ - приоритетное направление деятельности органов власти всех

Слайд 33Ведется работа по подготовке «пятого антимонопольного пакета» поправок, который, в

том числе призван оптимизировать законодательство для повышения эффективности регулирования в

эпоху цифровой экономики:

Модернизация законодательства

Дополнить и уточнить понятийный аппарат
Установить признание доминирующего положения компании, использующей цифровые платформы, когда сетевые эффекты или обладание «большими данными» дает ему возможность оказывать решающее воздействие на условия обращения товара
Исключить иммунитеты на запреты, установленные в 10 и 11 статьях Закона о защите конкуренции, для действий, связанных с правами на интеллектуальную собственность
Ввести цену сделки в качестве критерия контроля экономической концентрации
Ввести механизм «доверенного лица», как инструмента мониторинга исполнения предписания на инновационных рынках
Ужесточить ответственность за неисполнение предписания в рамках контроля экономической концентрации

Ведется работа по подготовке «пятого антимонопольного пакета» поправок, который, в том числе призван оптимизировать законодательство для повышения

Слайд 34

Транспорт нефти и нефтепродуктов

Транспорт нефти и нефтепродуктов

Слайд 35Необходима гибкость инвестиционного процесса регулируемых компаний в увязке с отраслевым

планированием и тарифным регулированием
Планируемые при начале строительства объемы перекачки нефти

в 2,4 раза превысили фактические объемы по завершению строительства.
Фактическая стоимость проекта превысила планируемую в 2 раза.

Первоначально планируемый тариф составлял 238,1 руб. Заявляемый тариф: 692 руб.
Решение принятое ФАС: Тариф: 399,1 руб.
(для окупаемости проекта в течение 30 лет, с возможностью его уменьшения по мере увеличения объемов перекачки)

Необходима гибкость инвестиционного процесса регулируемых компаний в увязке с отраслевым планированием и тарифным регулированиемПланируемые при начале строительства

Слайд 36Предпосылки для изменения метода регулирование сферы транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом
Внутренний

рынок

Экспорт

Предпосылки для изменения метода регулирование сферы транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортомВнутренний рынокЭкспорт

Слайд 37Организация биржевой торговли нефтепродуктами через Оператора Товарных Поставок (ОТП)

Биржа
Покупатель
ОТП
виртуальный

срок перемещения товара
1 сутки
Продавец

Организация биржевой торговли нефтепродуктами через Оператора Товарных Поставок (ОТП) БиржаПокупательОТПвиртуальный срок перемещения товара1 суткиПродавец

Слайд 38Роль Оператора Товарных Поставок



Оператор Товарных Поставок совместно с РДК

является гарантом перехода прав собственности на нефтепродукты, приобретенные на биржевых

торгах.
Переход прав собственности на нефтепродукты осуществляется в кратчайшие сроки (максимум на вторые сутки).
Оперативность передачи прав собственности достигается за счет автоматизированной системы и постоянного обмена информацией между Оператором Товарных Поставок, РДК и Биржей.

Договор хранения

Торговый товарный счет

Торговый товарный счет

Договор хранения

РДК

Продавец

Покупатель

Базис биржевой торговли

Оператор товарных поставок

Биржа

Роль Оператора Товарных Поставок Оператор Товарных Поставок совместно с РДК является гарантом перехода прав собственности на нефтепродукты,

Слайд 39Качество?? Срок доставки?? Регулярность??
Малый объем
Проблематика перевозки нефтеналивных грузов

Качество?? Срок доставки?? Регулярность??  Малый объемПроблематика перевозки нефтеналивных грузов

Слайд 40Формирование индексов цен:
предоставления вагонов;
перевозки.
Предложение ФАС России – регулярное грузовое

движение

Формирование индексов цен: предоставления вагонов;перевозки.Предложение ФАС России – регулярное грузовое движение

Слайд 41

Рынки услуг аэропортов: недискриминационный доступ гарантирован, конкуренция возможна

Рынки услуг аэропортов: недискриминационный доступ гарантирован, конкуренция возможна

Слайд 42Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах
22 июля 2009 года

Правительство РФ по представлению ФАС России утвердило Правила обеспечения доступа

к услугам субъектов естественных монополий в
аэропортах (вступили в силу 22.10.2009 г.)

Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта (выделение слотов, наземное обслуживание, услуги ТЗК):
Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям
Приоритетность оказания услуг
Стандарты раскрытия информации об услугах
Порядок разрешения споров
Возможность строительства альтернативных ТЗК

Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах22 июля 2009 года Правительство РФ по представлению ФАС России утвердило

Слайд 43Конкуренция между аэропортами
Примечания:
Двусторонненаправленные стрелки между двумя аэропортами означают, что оба

данных аэропорта воспринимают друг друга, как конкурирующие между собой аэропорты.

Односторонненаправленные стрелки между двумя аэропортами означают, что аэропорт, от которого исходит стрелка, считает своим конкурентом другой аэропорт, в сторону которого стрелка направлена.Аэропорты, соединенные двусторонненаправленными стрелками одного цвета образуют группу конкурирующих между собой аэропортов в рамках одних географических границ рынка.
Конкуренция между аэропортамиПримечания:Двусторонненаправленные стрелки между двумя аэропортами означают, что оба данных аэропорта воспринимают друг друга, как конкурирующие

Слайд 44Концепция формирования представительных котировок авиаперевозок

Концепция формирования представительных котировок авиаперевозок

Слайд 45


Природный газ

Природный газ

Слайд 46На рынках газа за последние 20 лет произошли процессы акционирования

и реструктуризации в соответствии с Указом Президента № 426.
Был

принят в 1999 году закон «О газоснабжении в Российской Федерации», который определил институциональные рамки и направление развития сектора в условиях рынка.
Произошло организационное обособление по видам деятельности: добыча, транспорт, хранение, распределение и сбыт газа, с созданием соответствующих юридических лиц в этих сферах.
Развился сектор независимых добывающих компаний, рынок из монопольного превратился в олигопольный с коллективным доминированием не одной компании, а трех, а также с наличием других компаний этого сектора.
На рынках газа за последние 20 лет произошли процессы акционирования и реструктуризации в соответствии с Указом Президента

Слайд 47В два этапа, через создание электронной торговой площадки Межрегионгаза, пришли

к развитию биржевой торговли газом. С 2014 года началась промышленная

биржевая торговля природным газом на СПбМТСБ.
По итогам 2017 года на бирже продано более 20 млрд.м3.
Создана коммерческая инфраструктура, включающая наряду с биржей, деятельность клиринговой организации, оператора товарной поставки.
Порядка 50% всего проданного газа в России реализуется по свободным ценам биржевого и внебиржевого сегмента. При этом регулируемые оптовые цены на газ для прочих (кроме населения) потребителей устанавливаются с учетом мировой конъюнктуры с возможностью применения мер защиты внутреннего рынка (последние два года такие меры не требовались, поскольку цены соответствовали уровню NetBack).

В два этапа, через создание электронной торговой площадки Межрегионгаза, пришли к развитию биржевой торговли газом. С 2014

Слайд 48Либерализация рынка газа
Брокеры трейдеры

РГК, в том числе независимых
1-7 группы потребителей
Крупные

промышленные потребители
Население

Газотранспортные организации
Газораспределительные организации
Социальные потребители

Газпром МРГ Поставка –организатор транспортировки (оператор

товарных поставок)

Ценовые индикаторы

Либерализация рынка газаБрокеры трейдерыРГК, в том числе независимых1-7 группы потребителейКрупные промышленные потребителиНаселениеГазотранспортные организацииГазораспределительные организацииСоциальные потребителиГазпром МРГ Поставка

Слайд 49≤ 40 %
Снижение неравномерности поставок газа потребителям в Российской Федерации
10

≤ 40 %Снижение неравномерности поставок газа потребителям в Российской Федерации10

Слайд 50Проблемы формирования тарифов регулируемых поставщиков газа
Рост затрат
Аренда сетей между зависимыми

обществами
Погоня за капитализацией
Переоценка активов
Повышение тарифа
Принцип тарифообразования
Тариф
=
Сумма затрат
Объем поставки
Механизм потери доли

рынка

Снижение объемов поставки из за ухода потребителей к независимым поставщикам, предлагающим более выгодные тарифы

Рост численности персонала и фонда оплаты труда

Действующие принципы и подходы к тарифообразованию не являются оптимальными для регулируемых поставщиков газа и приводят к росту тарифов, а соответственно и потере рынка.

Снижение объема поставки

Проблемы формирования тарифов регулируемых поставщиков газаРост затратАренда сетей между зависимыми обществамиПогоня за капитализациейПереоценка активовПовышение тарифаПринцип тарифообразованияТариф=Сумма затратОбъем

Слайд 52ФАС осуществляет проконкурентное регулирование, направленное на оптимизацию расходов в регулируемых секторах,

приоритет интересов потребителей, единство подходов к регулированию и доступность инфраструктуры на недискриминационных условиях.


Затратный

метод может быть эффективным

Эффективность закупок

Целевое использование средств, учитываемых ранее в тарифе

Исключения из тарифа «излишних» расходов (ДМС, представительские расходы)

Бенчмарк

Оптимизация расходов

ПЕРЕСМОТР БАЗЫ ТАРИФА
с учетом:

Снижение в среднем тарифов на 5-10 %, что в сумме например только по 12 компаниям дает совокупно свыше 300 млн.руб.

ФАС осуществляет проконкурентное регулирование, направленное на оптимизацию расходов в регулируемых секторах, приоритет интересов потребителей, единство подходов к регулированию и доступность

Слайд 53Оценочные объемы годового дохода сегментов рынка газоснабжения, млн. рублей
Очевидно,

что основной финансовый потенциал на рынке газоснабжения относится к сегменту

«продажа газа». Следовательно, регулируемый поставщик может получить максимальную прибыль именно от продаж. В этом случае нет смысла зарабатывать на технологическом присоединении, эксплуатации сетей или продаже оборудования. Основная задача – увеличение объёмов потребления!

Продажа газа

1 гр. : 13 500 2-7 гр.: 3 900

86,6%

Транспор- тировка
1 800
9%

Строи- тельство
800
4%

Торговля
88
0,4%

Вспомогательные виды деятельности

Основной вид деятельности

Тариф

Рынок

Таким образом, структура рынка подталкивает к:
формированию максимально рыночных условий для определения цены газа;
- снижению стоимости технологического присоединения, вплоть до отказа от платы за ТП (поставщику газа нужен не заработок на ТП, а новый потребитель);
- Снижение стоимости строительства и эксплуатации через применение ресурсного метода, выделение и выведение на рынок рыночных видов деятельности.

Эффективная бизнес-модель в сфере газа

Оценочные объемы годового дохода сегментов рынка газоснабжения, млн. рублей Очевидно, что основной финансовый потенциал на рынке газоснабжения

Слайд 54Обеспечение социально-экономического развития региона;
Улучшение качества оказываемых услуг;
Увеличение объема оказываемых услуг;
Оптимизация

используемой и вновь вводимой инфраструктуры;
Оптимизация затрат и прибыли (безубыточности);
Закрепление основных

принципов регулирования;
Обеспечение установления долгосрочных тарифов.

Синергия антимонопольных и тарифных полномочий

Антимонопольное регулирование

Тарифное регулирование

Регуляторный контракт (соглашение)

Обеспечение социально-экономического развития региона;Улучшение качества оказываемых услуг;Увеличение объема оказываемых услуг;Оптимизация используемой и вновь вводимой инфраструктуры;Оптимизация затрат и

Слайд 55Дерегулирование способствует развитию рынков услуг морских портов
Российской Федерации

Дерегулирование способствует развитию рынков услуг морских портов Российской Федерации

Слайд 56Конкуренция и дерегулирование в портах
Конкуренция может быть, как в порту,

так и между портами, а также между российскими и зарубежными

портами. Условия конкуренции присутствуют в большинстве сегментов этого рынка, как в морских, так и в речных портах.
При оценке последствий дерегулирования тарифов принципиальным является то, насколько растут объемы оказываемых портами услуг, и в какой мере создаются благоприятные условия для инвестиций в развитие новых портов и портовых мощностей.
В последние годы сфера услуг портов является одной из наиболее успешно развиваемых по динамике перевалки морских грузов, динамике развития портовых мощностей, динамике и уровню инвестиций, конкурентоспособности с зарубежными портами.

Конкуренция и дерегулирование в портах	Конкуренция может быть, как в порту, так и между портами, а также между

Слайд 57Динамика развития портовых мощностей России (млн тонн)
8

Динамика развития портовых мощностей России (млн тонн)8

Слайд 58Дерегулирование и контроль – две стороны одной медали
Принятые решения по

дерегулированию позволили сохранить благоприятные экономические результаты.
Дерегулирование не означает, что ситуация

на рынке будет бесконтрольной. Осуществляется мониторинг применения дерегулированных цен (тарифов). На порты распространяются общие нормы антимонопольного законодательства, и они могут применяться в отношении компаний-нарушителей.
Кроме этого, должны существовать правила недискриминационного доступа, которые гарантируют доступ к инфраструктуре и услугам, относящимся к сферам естественных монополий в портах.
Являются ли естественной монополией услуги использования причалов?
Дерегулирование и контроль – две стороны одной медалиПринятые решения по дерегулированию позволили сохранить благоприятные экономические результаты.Дерегулирование не

Слайд 59

Рынки пассажирских железнодорожных перевозок: от гибких тарифов к динамическому ценообразованию

Рынки пассажирских железнодорожных перевозок: от гибких тарифов к динамическому ценообразованию

Слайд 60Гибкий график регулирования тарифов (плацкартные и общие вагоны)

Гибкий график регулирования тарифов (плацкартные и общие вагоны)

Слайд 61Тарифная политика и рост экономики
Вследствие эффективной тарифной политики большая часть

пассажирских перевозок стала не только безубыточной, но прибыльной. Рост стоимости

перевозок за счет роста качества транспортного обслуживания.
Промышленность получила возможность внедрять новые разработки, так были созданы новые типы вагонов (вагон "Люкс", вагон – трансформер и др.).
Железнодорожное машиностроение дало один из наиболее существенных вкладов в прирост ВВП, обеспечив нужное качество этого роста с высокой добавленной стоимостью. 
Тарифная политика и рост экономикиВследствие эффективной тарифной политики большая часть пассажирских перевозок стала не только безубыточной, но

Слайд 62Полигоны внедрения в систему динамического ценообразования в ОАО «ФПК»
В соответствии

с решением ФАС России с 1 марта 2013 г. в

дерегулированном сегменте перевозок ОАО «ФПК» внедрена система динамического ценообразования.

Транспортное плечо 500-1500 км

По состоянию на 2016 год
более 100 направлений

Прирост пассажиропотока:

2013г. - 2,8%

2014г. - 11,3%

Необходимым условием внедрения системы динамического ценообразования является конкуренция

2015г. - 9,6 %

2016 г. - 9,57 %

Полигоны внедрения в систему динамического ценообразования в ОАО «ФПК»В соответствии с решением ФАС России с 1 марта

Слайд 63

Рынки грузовых железнодорожных перевозок: дерегулирование вагонной составляющей, приток инвестиций, ликвидация

дефицита

Рынки грузовых железнодорожных перевозок: дерегулирование вагонной составляющей, приток инвестиций, ликвидация дефицита

Слайд 64Динамика грузооборота и рабочего парка в 2003-2013 гг.
Динамика грузооборота в

2003-2013 гг., млрд. ткм
Среднегодовой темп роста 3,5%
Среднегодовой грузооборот 3,1%
Динамика рабочего

парка в 2003-2013 гг., тыс. вагонов
Динамика грузооборота и рабочего парка в 2003-2013 гг.Динамика грузооборота в 2003-2013 гг., млрд. ткмСреднегодовой темп роста 3,5%Среднегодовой

Слайд 65Поэтапное достижение баланса парка вагонов, тыс.штук

Поэтапное достижение баланса парка вагонов, тыс.штук

Слайд 66Дерегулирование как эффективная мера государственной политики
Дерегулирование антимонопольным органом тарифов привело

за период 2003 - 2013 гг. к полностью либерализованному рынку

оперирования вагонами.
Созданы условия для привлечения инвестиций в отрасль (порядка 1 трлн. руб.).
Размер парка вагонов возрос к 2003 году более чем на 35%, что полностью решило проблему дефицита вагонов на сети.

Грузовладельцы были гарантированно обеспечены погрузочным ресурсом при снижении ставок маржинальной доходности операторов более чем в 2 раза.
Совокупные транспортные затраты грузовладельцев снизились до уровня «минус 8-10%» от тарифа общего парка.

Дерегулирование как эффективная мера государственной политикиДерегулирование антимонопольным органом тарифов привело за период 2003 - 2013 гг. к

Слайд 67Организованная торговля услугами в сфере железнодорожного транспорта
Существующий«Внебиржевой» сегмент
Сегмент организованных торгов
Организованная

торговая площадка
Грузовые вагоны
Оператор; собственник вагона
Регулярные грузовые железнодорожные перевозки, в т.ч.:
-

Нефтеналивные грузы
ускоренные контейнерные поезда
перевозки в изотермических вагонах
перевозки грузобагажа (грузобагажные и почтовобагажные поезда)

Перевозчик; грузоотправители

Грузоотпра-вители

перевозчик

Локомотивная тяга (перспектива)

Предоставление вагономест

Перевозчики, владельцы вагонов, грузоотправители

Владелец инфраструктуры

ОАО «РЖД»

Начнется работа не по регулируемым ценам (тарифам), а по индикаторам цен организованных торгов, в том числе:
- Цен перевозки;
- Услуг предоставления
вагонов, локомотивов,
путей необщего
пользования.


Независимые операторы

ОАО «ФГК»

ОАО «ПГК»

Владелец локомотива

Перевозчики

Организованная торговля услугами в сфере железнодорожного транспортаСуществующий«Внебиржевой» сегментСегмент организованных торговОрганизованная торговая площадкаГрузовые вагоныОператор; собственник вагонаРегулярные грузовые железнодорожные

Слайд 68Услуги, предлагаемые для реализации через организованные торги

Услуги, предлагаемые для реализации  через организованные торги

Слайд 69Организаторы контейнерных поездов в качестве перевозчиков по ЦИМ КОТИФ
Конвенция о

международных перевозках по железной дороге
(The Convention concerning International Carriage

by Rail (англ.) Convention relative aux transports internationaux ferroviaires (франц.). Сокращенно - COTIF) :
Статья 3. Определения
В целях правильного понимания настоящих Правил используются термины:
а) «перевозчик» обозначает договорного перевозчика, с которым отправитель заключил договор перевозки на основании настоящих Правил либо последующего перевозчика, который несет ответственность в соответствии с условиями данного договора;
б) «заменяющий перевозчик» обозначает перевозчика, который не заключал договора перевозки с отправителем, но которому перевозчик, предусмотренный в пункте а), доверил полностью или частично осуществить железнодорожную перевозку
Организаторы контейнерных поездов в качестве перевозчиков по ЦИМ КОТИФКонвенция о международных перевозках по железной дороге (The Convention

Слайд 70Устраняемые опасения относительно допуска независимых перевозчиков на инфраструктуру
а) Независимые

перевозчики отберут у ОАО «РЖД» объемы перевозок высокодоходных грузов, в

результате чего у компании усилится дефицит средств для поддержания и развития инфраструктуры;

б) Независимые перевозчики будут в условиях конкуренции произвольно эксплуатировать свои магистральные локомотивы, что понизит эффективность работы локомотивного парка ОАО «РЖД», и вызовет дезорганизацию управления движением поездов.

Устраняемые опасения относительно допуска независимых перевозчиков на инфраструктуру а) Независимые перевозчики отберут у ОАО «РЖД» объемы перевозок

Слайд 71Функции и схемы работы организаторов контейнерных поездов (ОКП) в сегментах

рынка сферы перевозок

Функции и схемы работы организаторов контейнерных поездов (ОКП) в сегментах рынка сферы перевозок

Слайд 72Среднемесячное количество грузовых поездов регулярного обращения устойчивых потоков нефтяных грузов

в адрес Северокавказской ЖД

Среднемесячное количество грузовых поездов регулярного обращения устойчивых потоков нефтяных грузов в адрес Северокавказской ЖД

Слайд 73

Электро- и теплоэнергия

Электро- и теплоэнергия

Слайд 74Достигнуты ли цели реформирования, которые декларировались на всех этапах реформирования

отрасли? *
Цели реформирования:
Повышение эффективности электроэнергетики на базе развития конкурентных

рыночных процедур через реализацию рыночных стимулов к повышению эффективности предпринимательской деятельности при снижении уровня государственного участия и государственного регулирования в конкурентных секторах электроэнергетического рынка.
Обеспечение необходимых (но не избыточных) темпов развития объектов и систем электроэнергетики для надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей
Создание рыночных условий для привлечения необходимых объемов инвестиций в развитие отрасли


Показатели функционирования электроэнергетики в рамках целевой модели (в 2008-2015 гг.) - не дают оснований говорить о достижении поставленных целей

* Основные итоги реформы электроэнергетики и электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г.

Достигнуты ли цели реформирования, которые декларировались на всех этапах реформирования отрасли? *Цели реформирования: Повышение эффективности электроэнергетики на

Слайд 75Электроэнергетика России: с 1992 г. – серьезно реформирована*
Акционирование и

приватизация, перевод на коммерческие принципы хозяйствования организаций отрасли (отказ

от административных методов гос. планирования и руководства)
Разделены конкурентные и монопольные виды деятельности. Генерация выведена из вертикально-интегрированных структур, сформированы важные (но не все) условия для прямого, конкурентного взаимодействия потребителей и производителей электроэнергии (в действующей модели - не реализованы)
С 2008 г. функционирует «конкурентная модель рынка электрической энергии», на оптовом рынке постепенно формируются рыночные механизмы взаимодействия и саморегулирования (процедуры НП «Совет рынка»)
Инфраструктура оптового рынка: НП «СР», ОАО «АТС», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Россети»
Создан комплекс НПД, определяющих порядок функционирования организаций электроэнергетики и взаимоотношения на рынках электрической энергии (закон «Об электроэнергетике», правила функционирования оптового и розничных рынков и пр.)
Создана система гос. регулирования: (ФАС, РЭК) - тарифное и антимонопольное регулирование
Косвенное регулирование оптового рынка – через правила рынка, антимонопольные меры и использование механизмов предельных цен (price-cap), (устанавливаются через НП «Совет рынка» с участием гос. представителей)
На «новых» принципах - розничный рынок – через местные монополии - энергосбытовые компании, перепродающие электроэнергию оптового рынка потребителям. При этом ЭСК, собирая от потребителей денежные средства, оплачивают поставку энергии и услуг всех остальных субъектов рынка.
В 2008-2016 гг. - крупные инвестиции и ввод генерирующих мощностей за счет механизма ДПМ (внерыночный механизм, с высокими затратами и перекладыванием на потребителей всех рисков, - финансовых, ошибок в размещении объектов и их избыточности). Введение ДПМ сдерживает инвестиционную привлекательность действующей генерации (вне ДПМ)

* Основные итоги реформы электроэнергетики и электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г.

Электроэнергетика России: с 1992 г. – серьезно реформирована* Акционирование и приватизация, перевод на коммерческие принципы хозяйствования организаций

Слайд 76
Тенденции развития рынков электрической энергии и мощности
Конкурентный

и регулируемый сектор
Регулируемый сектор
Потребитель платит за систему
Развитие собственной генерации –


следствие избыточной нагрузки на потребителя секторами, в которых цены не формируются на основе рыночного отбора
Тенденции развития рынков электрической энергии и мощностиКонкурентный и регулируемый секторРегулируемый секторПотребитель платит за системуРазвитие

Слайд 77Проблемы рынка электроэнергии и теплоты
Потери в сетях РФ выросли

в 1990-2014 г.г. на 30%, и по уровню более чем

в 2 раза превышают показатели США, Германии и Китая. При отсутствии роста электропотребления значительно выросли активы сетей (протяженность ЛЭП 110 кВ на 30%, мощность трансформаторов на 45%). Доля затрат на сети в 2 раза превышает аналогичные показатели развитых стран.
Нет экономических стимулов для вывода из эксплуатации неэффективной генерации. В балансе сохраняется и оплачивается потребителями свыше 40 000 МВт (на 30-40% выше сверх требуемого резерва) эл. мощности, часть из которой - вынужденная генерация.
По данным ВШЭ стоимость сооружения мощностей электростанций в 1990-2014 г.г. в России выросла в 2 раза и в 2 раза превышает стоимость строительства в развитых странах. Численность персонала на единицу мощности возросла на 29%. Средний возраст оборудования ТЭС, составляющих основу ЕЭС России, составляет 33 года, в Америке – 27 лет, в Западной Европе (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Голландия, Швейцария) - 28 лет, Китай – 14 лет, Индия – 24 года, ЮАР – 14 лет.
КПИ топлива в РФ с 1992 года снизился с 57 до 53%, (в Дании и Финляндии - стран, где также как в России в балансе много когенерации, вырос с 52 до 80%).
Формирование и развитие конкурентных отношений поставщиков и потребителей рынка электро- и теплоэнергии сформировались только на оптовом рынке, где создана коммерческая инфраструктура (торговая система) (НП «Совет рынка» и его ДЗО: ОАО «АТС», ОАО «ЦФР»). Но эта инфраструктура охватывает лишь деятельность пары сотен участников оптового рынка. Тогда как основная часть - 3,4 млн. организаций - потребителей электроэнергии не охвачены конкурентными отношениями.
Проблемы рынка электроэнергии и теплоты Потери в сетях РФ выросли в 1990-2014 г.г. на 30%, и по

Слайд 78После 2008 г. (ликвидации РАО «ЕЭС России») в отрасли потеряны

ряд важнейших элементов управления*
В действующей структуре управления - не

нашли практического применения и оказались не реализованными в должной степени центры компетенции важнейших систем управления ЕЭС России:
развитием электроэнергетики
управления общей системной эффективностью ЕЭС России
управления процессами реформирования и развития отношений на ЭЭР
До 2008 г. указанные специальные системы управления традиционно выгодно отличали российскую электроэнергетику в сравнении с аналогичными отраслями в экономически развитых странах
Именно потеря (снижение качества работы) с 2008 г. указанных важнейших элементов системы управления ЕЭС России, (которые должны быть адаптированы к современным условиям) привели к возникновению ряда системных проблем, существенно снижающих в конечном итоге эффективность ЭЭР:
неуправляемому росту активов в электроэнергетике при критичном уровне износа оборудования;
потере системы контроля и оценки показателей эффективности ЕЭС России как обязательного элемента для планирования и организации ее развития;
замедлению (даже к сворачиванию) реформ и процесса развития конкурентных механизмов на ЭЭР;

* Ключевые проблемы российского электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

После 2008 г. (ликвидации РАО «ЕЭС России») в отрасли потеряны ряд важнейших элементов управления* В действующей структуре

Слайд 80Опережающие инвестиции в строительство электростанций и сетевых объектов в отсутствие

спроса привели к падению отраслевой эффективности и росту платежей*
Затраты потребителей

на развитие генерации
и сетевого комплекса в 2007 – 2016 годах составили 7,7 трлн руб.

Источники: Росстат, Минэнерго России

В 2007 - 2016 годах введено:
34,6 ГВт мощности тепловых электростанций, в том числе по ДПМ
более 180 тыс. МВА трансформаторной мощности
Более 175 тыс. км линий электропередачи

В итоге:
избыток мощности в ЕЭС увеличился до 55 ГВт
сетевой тариф на услуги по передаче электроэнергии увеличился в 3,5 - 4 раза

647

697

Загрузка электросетевых объектов по данным ПАО «Россети,» не превышает 30%.
Технологический и ценовой аудит 14 проектов ОАО «ФСК ЕЭС», проведённый в 2014 году, выявил избыточные объекты, отказ от сооружения которых позволит оптимизировать инвестпрограмму сетевой компании на 40,3 млрд руб. (Заключение НП «Национальное объединение технологического и ценового аудита», июнь 2015 г.)
* Ассоциация «Сообщество потребителей энергии»

Опережающие инвестиции в строительство электростанций и сетевых объектов в отсутствие спроса привели к падению отраслевой эффективности и

Слайд 81По данным экспертов и контролирующих органов, собранные с потребителей средства

расходуются нерационально и неэффективно*
Мощность электростанций по ДПМ стоит
на 30%

дороже, чем мощность аналогичных объектов, построенных промышленными предприятиями

тыс. руб./кВт

Источник: «Совет рынка», данные компаний

Электроэнергия некоторых объектов ДПМ ТЭС обходится потребителям существенно дороже электроэнергии от объектов ДПМ ВИЭ

Источник: Ассоциация «НП Совет рынка»

Среднеотпускная одноставочная цена объектов ДПМ
(с учетом платежа за мощность)

Пример: Электроэнергия от объекта ДПМ Троицкая ТЭЦ (КИУМ= 2%) обходится потребителям в 5,7 раз дороже солнечной электростанции по ДПМ ВИЭ и в 3 раза дороже, чем электроэнергия от дизельной генерации
* Ассоциация «Сообщество потребителей энергии»

По данным экспертов и контролирующих органов, собранные с потребителей средства расходуются нерационально и неэффективно*Мощность электростанций по ДПМ

Слайд 82Рост финансовой нагрузки на потребителей усиливает стимулы к сокращению электропотребления

в энергосистеме и поиску потребителями альтернативных решений*
млрд кВтч
Среднегодовой рост выработки

блок-станций промышленных предприятий составляет 3,2%
на фоне стагнации потребления в ЕЭС

Если выгоду для потребителей от ДПМ в РСВ «поглотили» платежи за мощность, то зачем переплачивать?
*Ассоциация «Сообщество потребителей энергии»

Источник: АО «СО ЕЭС», годовые отчеты о функционировании ЕЭС России

Источник: АО «СО ЕЭС», Минэнерго России

МВт

Динамика вводов генерирующего оборудования, включая объекты промышленных предприятий, построенных вне ДПМ, договоров с новыми АЭС и ГЭС и без статуса «вынужденной» генерации

Без ДПМ и статуса вынужденной генерации в 2009 – 2016 годах построено 7,1 ГВт генерирующей
мощности

Рост финансовой нагрузки на потребителей усиливает стимулы к сокращению электропотребления в энергосистеме и поиску потребителями альтернативных решений*млрд

Слайд 83Потребители подавляющую часть электрической энергии покупают у местных монополий -

энергосбытовых компаний*
ЭСК-ГП и иные ЭСК, совместно с электросетями (опираясь на

правила рынка и систему гос. регулирования) монополизируют рынок, формируют монопольные цены (тарифы) на ЭЭ, продаваемую на РРЭ , препятствуют конкурентному поведению его субъектов.

Правилами рынка практически запрещены сделки по покупке ЭЭ Потребителями у Генерации, минуя ЭСК, в том числе - запрещены сделки по покупке ими ЭЭ от «ближайших» источников генерации с учетом стоимости транспорта от точек генерации

Т.е. Потребителям действующим Правилами не предоставлено право выбора ЭЭ от каких-либо конкурирующих (альтернативных) поставщиков исходя из ценовых сигналов в точках их подключения к сети

Ни ЭСК, Генерация не формируют альтернативные предложения по объемам и ценам, актуализированным в точках подключения потребителей к электрическим сетям, - вся генерация ЭЭ, за мизерным исключением, поставляется на ОРЭМ.

Это изымает с рынка значительную часть генерации, которая была бы более выгодна для конкретных покупателей в конкретных точках подключения их электрооборудования к сети

* Ключевые проблемы российского электроэнергетического рынка/ Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Потребители подавляющую часть электрической энергии покупают у местных монополий - энергосбытовых компаний*ЭСК-ГП и иные ЭСК, совместно с

Слайд 84Генерация не может предложить на рынок весь имеющийся ресурс: итог

– монопольно завышенные цены*
Важно !!! – Структура поставщиков (ОГК, ТГК

и др.) в целом готова к конкурентному рынку. Сформированы конкурирующие между собой ген. компании
Казалось бы - Поставщики ЭЭ могли бы конкурировать за увеличение объемов поставок потребителям, а потребители, могли бы конкурировать за покупку ЭЭ за минимальные цены
Но Генерации не разрешено поставлять электроэнергию напрямую Потребителям на основании их ценовых заявок об объемах и ценах на ЭЭ
В итоге - «конкурентная» деятельность поставщиков - не через борьбу за удовлетворение прямых запросов потребителей, а через процедуры вновь образованной монополии – под названием ОРЭМ, где - во многом монопольное ценообразование
Монопольное ценообразование как на ОРЭМ, так и на РРЭ выражается, прежде всего, в том, что потребителям не предлагается к покупке весь объем возможного производства, а только отобранная по «рыночным механизмам» ОРЭМ часть ЭЭ
Многие Ген. компании могут увеличить объемы продаж ЭЭ по более выгодным для потребителей ценам, (по сравнению с ценами ОРЭМ и РРЭ). Но действующие Правила рынка это не позволяют сделать
Ген. Компании, систематически ограничивая предложение (зачастую – вынужденно, в рамках правил рынка), не продавая дополнительные объемы электроэнергии тем, кому это выгодно – прежде всего – «близлежащим» потребителям, формируют более высокую цену на рынке

* Ключевые проблемы российского электроэнергетического рынка/ Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Генерация не может предложить на рынок весь имеющийся ресурс: итог – монопольно завышенные цены*Важно !!! – Структура

Слайд 85Искусственно, в ущерб интересам потребителей, ухудшаются условия функционирования ТЭЦ*
Ген. компании,

имеющие ТЭЦ, не имеют права поставлять ЭЭ на РРЭ по

прямым договорам с потребителями, в т. ч. с теми, которые расположены в непосредственной географической близости от ТЭЦ
Имея свободные производственные мощности – (коэффициент загрузки большинства ТЭЦ в России - меньше 0,3), ТЭЦ могли бы (и должны были бы!) предложить потребителям на рынке дополнительное количество ЭЭ по более низким, чем ЭСК ценам.
Но правила рынка прямо запрещают ТЭЦ такую деятельность. Значительная часть производственных мощностей ТЭЦ не используется, в ущерб интересам потребителей.
К искусственному изъятию с рынка значительной части ЭЭ ТЭЦ, кроме правил ЭЭР, приводит:
осуществляемая ГП балансировка электроэнергии (мощности) при трансляции цен с оптового на розничный рынки (должно быть функцией организации коммерческой инфраструктуры – оператора товарной поставки), ведущая к ограничению конкуренции с другими сбытовыми организациями;
административная по своей сути система определения балансов производства и потребления электрической энергии и мощности не отражающая процессы коммерческой балансировки;
система диспетчерского управления загрузкой электростанций, осуществляемая без учета издержек на передачу ЭЭ;
усреднение тарифов на передачу ЭЭ по региону (в рамках действующей системы гос. регулирования, - с дифференциацией тарифов только от уровня напряжения, но не от расстояния передачи). Располагающиеся в непосредственной близости от ТЭЦ потребители не пользуясь по факту большей долей электросетевых услуг, вынуждены оплачивать их по тем же тарифам, что и потребители, получающие электроэнергию от ГРЭС, АЭС, ГЭС, расположенных далеко вне городов, или расположенных в иных других регионах.

* Ключевые проблемы российского электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г.

Искусственно, в ущерб интересам потребителей, ухудшаются условия функционирования ТЭЦ*Ген. компании, имеющие ТЭЦ, не имеют права поставлять ЭЭ

Слайд 86Причины низкой эффективности отрасли – нерешенные проблемы электроэнергетического рынка*
Реформы электроэнергетической

отрасли в сфере создания конкурентного рынка не имеют логической завершенности,

прежде всего, - они не создают ни потребителям, ни поставщикам условия для конкурентного взаимодействия:
«Забыли» включить потребителей в конкурентные отношения. Потребители не оказывают конкурентного влияния на поставщиков, не могут заменить «неудобных, дорогих» поставщиков энергии и услуг, не могут покупать энергию и услуги на открытых торговых площадках и не могут многое другое, что просто и естественно осуществляется на любых конкурентных рынках.

Поставщики не могут предложить к продаже потребителям весь имеющийся ресурс, они ограничены в своих возможностях на рынке действующими правилами оптового и розничного рынка

Инфраструктура электроэнергетического рынка не оказывает необходимых (и достаточных) услуг по организации конкурентного взаимодействия субъектов рынка, и не обеспечивает условия конкурентного взаимодействия поставщиков и потребителей электрической энергии и услуг

И оптовый рынок и розничный рынок во многом можно считать рынком превалирования поставщиков электроэнергии и услуг перед потребителями;

Низкая эффективность ЕЭС России + необоснованный рост тарифов, - результат отсутствия конкурентного взаимодействия потребителей и поставщиков электроэнергетического рынка

Действующие на рынке тарифы, правила и процедуры толкают потребителей на локальные системы энергоснабжения. Это - дополнительное снижение эффективности ЕЭС России

* Ключевые проблемы действующего рынка электрической энергии / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Причины низкой эффективности отрасли –  нерешенные проблемы электроэнергетического рынка*Реформы электроэнергетической отрасли в сфере создания конкурентного рынка

Слайд 87Традиционный обзор рынка электроэнергии и основных игроков на рынке. Нидерланды.*

Потребление
Производство
Передача


Распределение
Потребители
ОРС
ОСПЭ
Производители
Трейдеры
Поставщики
Оптовый рынок
Сети
Рознич-ный рынок
Регулятор
Производство
* Доклад AC&M на семинаре УМЦ ФАС и

РСС ОЭСР, Казань, 2014 г.
Традиционный обзор рынка электроэнергии и основных игроков на рынке. Нидерланды.*ПотреблениеПроизводствоПередача РаспределениеПотребителиОРСОСПЭПроизводителиТрейдерыПоставщикиОптовый рынокСетиРознич-ный рынокРегуляторПроизводство* Доклад AC&M на семинаре

Слайд 88Смена парадигмы*
* Доклад ЦСР «Цифровой переход в электроэнергетике России», 2017

Смена парадигмы** Доклад ЦСР «Цифровой переход в электроэнергетике России», 2017

Слайд 89Современное представление о рынке электроэнергии и об основных игроках на

рынке*
* Доклад AC&M на семинаре УМЦ ФАС и РСС ОЭСР,

Казань, 2014 г.
Современное представление о рынке электроэнергии  и об основных игроках на рынке** Доклад AC&M на семинаре УМЦ

Слайд 90Internet of Energy*
- Конгломерат зрелых технологий, позволяющих в режиме реального

времени анализировать и реагировать, максимально исключая человеческий фактор из цепочки

решений, возможность быстро производить энергоемкие вычисления на основе больших массивов данных в сочетании с активным внедрением гибких/новых/быстро реагирующих бизнес-моделей дают возможность формировать гибкую, эффективную, надежную, проактивную и экономичную энергетику с участниками, напрямую влияющими на рынок и имеющими возможность взаимодействовать друг с другом напрямую (в т.ч. через телекоммуникационные сети).
- Совокупность технологий и бизнес-моделей, позволяющая гибко взаимодействовать всех со всеми (традиционные участники, просьюмеры, обычные потребители, управляющие своим спросом) в энергосистеме.

* Энергетический центр Московская школа управления СКОЛКОВО, Москва, 2017

Internet of Energy*- Конгломерат зрелых технологий, позволяющих в режиме реального времени анализировать и реагировать, максимально исключая человеческий

Слайд 91Новые практики*
Потребители переходят к активным моделям поведения, могут реагировать

на цену («ценозависимое потребление»)
Стирается грань между производителем и потребителем

(«prosumer»), расширяется количество активных и равноправных участников рынка
Возможность выбора альтернативных решений по энергообеспечению (конкуренция по генерации, сбытам, а в некоторых случаях и сетям)
Исчезает полная зависимость потребителя от системы, можно гибко варьировать условия по надежности и качеству, возможность оптимизации общесистемного резерва, снимается острота проблемы неплатежей
Клиентский интерфейс может быть доступным для различных информационных, платежных, мониторинговых и иных сервисов
Простые и надежные процедуры идентификации субъектов и объектов для участия в энергорынке
Диверсификация первичных источников энергии, исчезает доминирование одного топлива
Агрегация регулирования малых объектов

* Концепция рынка EnergyNet / Национальная технологическая инициатива, Декабрь, 2016

Новые практики* Потребители переходят к активным моделям поведения, могут реагировать на цену («ценозависимое потребление») Стирается грань между

Слайд 92Ключевые изменения электроэнергетического рынка в ССТ ЭЭ*
По прямым договорам поставщик

(генерация) обеспечивает поставку электроэнергии (от точки генерации) в точку присоединения

потребителя к сети (или в ближайший от потребителя узел сети, в котором для потребителя определяется конкурентная цена)

Ценообразование на электрическую энергию и услуги по передаче - в точках (узлах) подключения потребителей к сетям (с учетом стоимости генерации, передачи (потерь))

Надежность – через покупку и оплату потребителем резервов по генерации и сетям. Под коммерчески востребованные потребителем уровни надежности энергоснабжения формируются уровни резервов генерации и сетей

Сети – услуги по транспорту электроэнергии по маршрутам «поставщик – покупатель».
Помимо доступа к сетям и транспорта, сети предоставляют услуги по доступу к системам информационного и коммуникационного взаимодействия, учету и балансировке, работу в режиме smart grids

Формируется региональная (в дополнение к федеральной) инфраструктура обслуживания участников рынка. Она поддерживает работу систем: а) электронных торговых площадок, б) учета и управления энергоданными, в) биллинга и расчетов между контрагентами, г) прогнозирования и развития энергосистемы, и др.

Рынок дополнительных услуг (по поддержанию узловых балансов активной и реактивной мощности, уровней напряжения и др.), с активным участием в нем потребителей

* Концептуальные подходы к развитию электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Ключевые изменения электроэнергетического рынка в ССТ ЭЭ*По прямым договорам поставщик (генерация) обеспечивает поставку электроэнергии (от точки генерации)

Слайд 93Стратегические подходы к развитию электроэнергетического рынка*
Включение в конкурентные отношения на электроэнергетическом

рынке потребителей и малой генерации. Прямые двухсторонние договоры (с участием

сетей) между производителями (Генерирующими компаниями, местной генерацией, иными поставщиками) и потребителями электрической энергии, работающими параллельно в электрической сети

Формирование организационной инфраструктуры и информационно-технологической платформы, обеспечивающих условия для прямых конкурентных отношений между потребителями и производителями электрической энергии с передачей энергии по маршруту «производитель - потребитель»

Разработка программы мер и плана переходного периода, в том числе организация разработки и утверждения нормативных правовых документов по изменению правил работы указанных рынков, зафиксированных в действующих в настоящее время правилах

Постепенный отказ от прямого государственного регулирования тарифов (в т. ч. на передачу электроэнергии), взяв за основу регулирование посредством установления принципов, методик

Разработка и реализация специальных долгосрочных соглашений субъектов рынка, направленных на повышение эффективности и распределение эффекта (по выравниванию графиков нагрузки, внедрению системы управления спросом потребителей на электроэнергию, переносу тепловой нагрузки на ТЭЦ и др.)

5

* Концептуальные подходы к развитию электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Стратегические подходы к развитию электроэнергетического рынка*Включение в конкурентные отношения на электроэнергетическом рынке потребителей и малой генерации. Прямые

Слайд 94Базовая система договоров в ССТ ЭЭ*

Организованные торги

Торговые сделки - исходя

из физики процессов производства, передачи и потребления.
Поставщики/Потребители подают заявки в

точке их подключения к сети.
Ценообразование - в точках (узлах) подключения потребителей к сети (с учетом цены генерации и издержек на транспорт).
В торговых сессиях участвуют все заявки Продавцов и Покупателей, актуальные на момент проведения торговых сессий.
По каждой заявке (и Поставщика и Потребителя) с использованием модели энергосистемы производится:
Предварительная оценка реализуемости каждого контракта (учет сетевых ограничений);
Уточнение объемов покупки/продажи с учетом потерь для каждой из точек и уточнение заявочных цен для этих точек;
Для всех точек присоединения (узлов) актуальные (еще не удовлетворенные) заявки Поставщиков/Потребителей, которые возможно удовлетворить, отображаются на портале торговой площадки в реальном времени.
К торговым сессиям допускаются платежеспособные клиенты, (договор о присоединении к торговой системе)


ФСК, МРСК,
иные Сети

Потребители
Крупные > 670 кВт и иные (население),
ЭСК – ГП, ЭСК в качестве агентов
Потребителей





Поставщики: ОГК, ТГК, иные

ОАО «СО ЕЭС»

Оператор
Орг.торгов

Региональный оператор
энергетического рынка

Договор на оказание услуг по экономическому технологическому оперативно - диспетчерскому управлению

Договоры:
- присоединение к сети;
оказание услуг по передаче э/э
Оператор товарной поставки:
- учет, балансировка


Договоры:
- присоединение к торговой площадке;
- оказание услуг по обслуживанию сделок на рынке

Договоры на поставку электроэнергии, мощности:
а) прямой двусторонний (заключен вне торговой площадки, регистрация для индикатора цен)
б) двусторонний договор, заключен на торговой площадке

Оператор
СУЭД

РЦ
П и Р

РЦ
Б и Р

* Концептуальные подходы к развитию электроэнергетического рынка / Доклад ГУУ на Методическом совете ФАС, 2016 г

Базовая система договоров в ССТ ЭЭ*Организованные торгиТорговые сделки - исходя из физики процессов производства, передачи и потребления.Поставщики/Потребители

Слайд 95Проектный офис ФАС России и Совета Рынка: проблемы и перспективы

рынка электроэнергии и теплоты и новая тарифная политика
Рынок мощности для

существующей и новой генерации.
Рынок мощности: почему генерация без сетей и потребителей?
Почему распределенная генерация развивается более быстрыми темпами, чем «большая» энергетика?
Почему в рынке неэффективна теплофикация, которая в оптимальных условиях функционирования и развития имеет лучшие показатели?
Гарантирующие поставщики, вынужденная генерация: рудименты рынка?
Могут ли сети исполнять одну или некоторые из функций коммерческой инфраструктуры?
Как решая текущие проблемы в электроэнергетике формировать будущие эффективный рынок и тарифную политику?

Проектный офис ФАС России и Совета Рынка: проблемы и перспективы рынка электроэнергии и теплоты и новая тарифная

Слайд 96Cпасибо за внимание!
www.fas.gov.ru
en.fas.gov.ru
anticartel.ru
@rus.fas
rus_fas
fas_rf (english)
fas_rus
fas_time
FASvideoTube
FAS Russia
fasrussia
international@fas.gov.ru

Cпасибо за внимание!www.fas.gov.ruen.fas.gov.ruanticartel.ru@rus.fasrus_fasfas_rf (english)fas_rusfas_timeFASvideoTubeFAS Russiafasrussiainternational@fas.gov.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика