Слайд 1Информатика. Спецглавы
Направление: Инфокоммуникационные технологии и системы связи
2012 год
Лекция 2
Слайд 2Объектно-ориентированный подход в программировании
Объектная декомпозиция задачи
Объект имеет:
имя
набор свойств
состояние
модель поведения
Объекты взаимодействуют
между собой с помощью своих интерфейсов
Слайд 3Понятия объектно-ориентированного программирования (ООП)
Объект (object)
Класс (class)
Свойство (property)
не изменяющиеся в течение
времени
изменяющиеся в течение времени (переменные состояния)
Метод (method)
Состояние (state)
переходы между состояниями
Сообщение
(message)
Слайд 4Принципы ООП
Инкапсуляция
Полиморфизм
Наследование
Слайд 5Инкапсуляция
Свойства
Методы
Другие объекты
Слайд 6Класс в C++
Объявление класса
class MyClass
{
public:
// доступно всем
private:
// доступно только данному
классу
protected:
//доступно классу и его наследникам
};
Создание объекта
MyClass MyObject;
Слайд 7Объявление класса
class Person
{
public:
Person();
std::string GetName();
void SetName(std::string val);
int GetYear();
void SetYear(int val);
private:
std::string Name;
int Year;
};
Слайд 8Реализация функций-членов класса
Person::Person()
{
//Конструктор по умолчанию
}
void Person::SetName(std::string Nval)
{
Name = Nval;
}
void Person::SetYear(int val)
{
Year = val;
}
Слайд 9Реализация функций-членов класса (2)
std::string Person::GetName()
{
return Name;
}
int
Person::GetYear()
{
return Year;
}
Слайд 10Программа с использованием объекта
int main(int argc, char** argv)
{
Person
P; // Вызов конструктора по умолчанию
P.SetName("Anita");
P.SetYear(1978);
cout << P.GetName() <<" "<< P.GetYear()<< endl;
return 0;
}
Слайд 11Конструирование класса, моделирующего работу устройства
Переменные, определяющие состояние устройства:
наличие электропитания (да,нет)
наличие
бумаги (да, нет)
выполнение задания на печать (да, нет)
Методы:
включить/выключить
добавить бумагу
убрать бумагу
отправить
задание на печать
остановить печать
просмотреть текущее состояние принтера
Устройство: принтер
Слайд 13Объявление класса Printer (Printer.h)
class Printer
{
public:
Printer();
virtual ~Printer();
void
on_off();
void set_print();
void stop_print();
void paper_out();
void put_paper();
void show();
private:
int is_on;
int is_print;
int has_paper;
};
Слайд 14Реализация методов класса Printer (1) (Printer.cpp)
#include "Printer.h"
#include
using namespace std;
Printer::Printer():
is_on(0), is_print(0), has_paper(0)
{
}
Printer::~Printer()
{
}
Слайд 15Реализация методов класса Printer (2)
void Printer::on_off()
{
is_on = !is_on;
is_print = 0;
}
void Printer::set_print()
{
if (is_on&&has_paper) is_print=1;
}
void Printer::stop_print()
{
is_print=0;
}
Слайд 16Реализация методов класса Printer (3)
void Printer::paper_out()
{
has_paper=0; is_print=0;
}
void Printer::put_paper()
{
has_paper=1;
}
void Printer::show()
{
if(!is_on) cout
else
if(!has_paper) cout <<"No paper!" << endl;
else
if (is_print) cout <<"Printing"< else cout << "Ready!" <}
Слайд 17Главная функция (main.cpp)
#include
#include "Printer.h"
using namespace std;
int main()
{
Printer
Pr;
int command, end=1;
Pr.show();
Слайд 18Главная функция (продолжение)
while (end)
{
cout
' ;
cin
>> command;
switch (command)
{
case 1: Pr.on_off(); Pr.show(); break;
case 2: Pr.set_print(); Pr.show(); break;
case 3: Pr.stop_print(); Pr.show(); break;
case 4: Pr.paper_out(); Pr.show(); break;
case 5: Pr.put_paper(); Pr.show();break;
default: end=0;
}
}
return 0;
}
Слайд 19Диаграмма файлов (компонентов) проекта
Слайд 20Перегрузка функций
Пример – стандартная математическая функция возведения в степень pow()
long
double pow(long double,int);
long double pow(long double,long double);
float pow(float,int);
float pow(float,float);
double pow(double,int);
double
pow(double,double);
Слайд 21Перегрузка методов класса
Пример – класс «Графический редактор»
Объявление класса
class Draw
{
char* message;
public:
Draw
();
~Draw ();
void Paint (); // Рисует текст
void Paint (int, int,int,int);
// Рисует
// прямоугольник
void Paint (int, int, int); // Рисует окружность
} ;
Слайд 22Пример – класс «Графический редактор»
Реализация методов (1)
Draw::Draw ()
{
message = new
char [10];
strcpy (message, “text”);
}
Draw::~Draw ()
{
delete[ ] message;
// message = NULL;
}
Слайд 23Пример – класс «Графический редактор»
Реализация методов (2)
void Draw::Paint ()
{
std::cout
message
int cy2)
{
std::cout << “Рисуем прямоугольник” << std::endl;
}
void Draw::Paint (int cx1, int cy1, int r)
{
std::cout << “Рисуем окружность” << std::endl;
}
Слайд 24Пример – класс «Графический редактор»
Функция main ()
int main ()
{
Draw draw;
draw.Paint
(); // Рисует текст
draw.Paint (1,1,10,15); // Прямоугольник
draw.Paint (5,5,10); // Окружность
return
0;
}
Слайд 25Виды конструкторов
Конструктор по умолчанию
Конструктор с параметрами
Копирующий конструктор
class Person
{
char* Name;
int Year;
public:
Person
(); // Конструктор по умолчанию
Person (char*, int); // Конструктор
// с
параметрами
Person (const Person&); // Копирующий
// конструктор
~Person (); // Деструктор
// Другие методы
} ;
Слайд 26Конструктор по умолчанию
Реализация
Person::Person ()
{
}
или
Person::Person ()
{
Name = new char[7];
strcpy(Name,”Noname”);
Year = 0;
}
Вызов
конструктора по умолчанию
Person MyPerson;
Слайд 27Конструктор с параметрами
Реализация
Person::Person (char* N, int Y)
{
Name = new char[strlen(N)+1];
strcpy
(Name, N);
Year = Y;
}
Вызов конструктора с параметрами
Person MyPerson(“Ann”,1990);
Слайд 28Конструктор с параметрами по умолчанию
Реализация конструктора
Person::Person (
char* N=“Noname”, int Y=0)
{
Name
= new char[strlen(N)+1];
strcpy (Name, N);
Year = Y;
}
Вызов конструктора
Person MyPerson (“Ann”,1990);
// или
Person MyPerson;
Слайд 29Конструктор со списком инициализации
Реализация конструктора
Person::Person (
char* N, int Y): Name(new
char[strlen(N)+1]),Year(Y)
{ //Если свойство Name - указатель
strcpy(Name,N);
}
Вызов конструктора
Person MyPerson (“Ann”,1990);
Слайд 30Копирующий конструктор
Реализация
Person::Person (const Person& P)
{
Name = new char[strlen(P.Name)+1];
strcpy (Name, P.Name);
Year
= P.Year;
}
Вызов копирующего конструктора
Person MyPerson(“Ann”,1990);
Person NewPerson(MyPerson);
Слайд 31Деструктор
Реализация
// по умолчанию
Person::~Person ()
{
}
// для рассматриваемого примера
Person::~Person ()
{
delete[ ] Name;
}
Вызов деструктора – явный вызов не требуется.