Слайд 1Урок-практикум.
Обобщение изученного материала. Подготовка к ЕГЭ.
«Это непростое простое повторение?!...» 11
класс.
Учитель: Цывкина Т. С.,
МОУ СОШ №8
города Ржева
Слайд 2Цели урока
Учебные.
1.Обобщить изученный материал на примере частей Б,
С.
2. Проверить меру готовности обучающихся к сдаче
ЕГЭ.
Развивающие.
1. Развитие творческих способностей обучающихся.
2. Отработка умения быстрого и правильного ответа на заданный вопрос без выбора вариантов ответа.
Воспитательные.
1. Воспитание способности внимательно слушать и оценивать ответы одноклассников.
2. Обучение умению работать в парах и группах.
3. Прививать чувство любви к природе и уважения к окружающим.
Слайд 3Используемые технологии
Технология исследовательской деятельности:
- фактуальный уровень;
- подтекстовый уровень;
- концептуальный уровень.
Проблемно-развивающая технология:
- организация деятельности учителя по построению диалогов с обучающимися;
- формирование критического мышления учащихся;
- монологического ответа;
- навыка речевого общения обучающихся.
Технология адаптированной системы обучения:
- увеличение времени самостоятельной работы на уроке;
- совмещение индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы;
- воспитательное воздействие, доверие к каждому ученику и принятие точки зрения обучающихся;
- дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания.
Слайд 4Работа с текстом
(1) Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии,
на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)
Я видел Плещеево озеро около Переславля-Залесского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) И озеро Синевир в Карпатах.
(6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром.
(7) Нам было жаль расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.
(8) Было осеннее утро. (9) Туманное и неяркое. (10) Иногда начинал накрапывать дождь. (11) Пахло дымком и осенними листьями . (12) Мы сидели на берегу и молча прощались с озером. (13) Было тихо. (14) Но тишина эта не была пустой. (15) Она была полной. (16) В ней было множество звуков. (17) Нужно было только молчать и молча вслушиваться в тишину.
(18) На берегу шелестели деревья. (19) И шелест прибрежной ивы был не похож на шелест дубов. (20) Дубы росли подальше от берега, и лист их звучал совсем по-другому. (21) Шуршал камыш в зарастающем заливчике. (22) 3а лесом на поле хлопотливо стучал трактор. (23) Падали желуди. (24) Они падали то поодиночке, так что можно было сосчитать каждый шлепок в отдельности, то сливаясь в неразличимо быструю дробь.
(25) Птицы в лесу уже не пели. (26) Они по-осеннему вскрикивали. (27) Наверно, учили перед дальней дорогой свои путевые команды и сигналы.
(28) Тишина была полна звуков. (29) Каждый звук был полон смысла. (30) Тишину можно было читать, как книгу.
(31) Но тут на берегу появились две женщины и один мужчина. (32) Они только что приехали сюда и теперь осматривали окрестности. (33) При этом они делились впечатлениями. (34) Мы услышали голоса приезжих задолго до того, как они вышли из лесу.
(35) Они шли вместе, но кричали так, будто между ними километры и от того, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь.
(З6) Они кричали о том, как они хорошо позавтракали в ресторане на берегу. (37) И о том, какое это красивое озеро. (38)0 его красоте даже в путеводителе написано. (39) Хотя, если разобраться, ничего особенного. (40) Рица на Кавказе, конечно, красивее. (41) 0ни острили и хохотали. (42) Острили они глупо, хохотали громко, и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.
(43) Теперь на озере ничего нельзя было услышать. (44) Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве.
(45) Приезжие скрылись за поворотом тропинки, но их голоса еще долго доносились до нас.
(46) И только когда они ушли совсем далеко, снова стало тихо.
(47) И тогда можно было снова услышать, как в озере плещется рыба, а на землю падают желуди.
(48) И тишина снова стала полной смысла.
(С. Львов).
Слайд 5Работа в группах
1 ГРУППА
В каком отрывке из
текста выражено мнение, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с точкой зрения автора текста?
1)
Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром.
2) Тишину можно читать, как книгу.
3) О красоте Пюхяярве пишут в путеводителях, но, если разобраться, в нём ничего особенного. Рица на Кавказе, конечно, красивее.
4) Приезжие острили глупо, говорили и смеялись недопустимо громко.
Слайд 62. ГРУППА
Какие предложения образуют канву повествования? Докажите.
1) 1, 3-6,
7, 8, 10, 18, 22, 23, 26, 31-34, 36, 46.
2)
7, 31, 34, 43, 45, 46.
3) 8, 18, 25-26, 28, 31, 36, 41, 45.
4) первые предложения каждого абзаца.
Слайд 71 ГРУППА
3) О красоте Пюхяярве пишут в путеводителях,
но, если разобраться, в нём ничего особенного. Рица на Кавказе,
конечно, красивее.
2 ГРУППА
2) 7, 31, 34, 43, 45, 46.
Ответы
Слайд 8Работа в парах: составление цитатного плана
План.
«Жаль расставаться с Пюхяярве».
«Тут на берегу появились люди».
« Услышали голоса приезжих».
«Теперь
на озере ничего нельзя было услышать».
«Голоса еще долго доносились до нас».
«Когда они ушли… далеко, снова стало тихо».
Слайд 9Вопросы и задания повышенной сложности
Работа с классом
1 Из предложений 3-7
выпишите глагол, который образован суффиксальным способом.
2. Из предложений 19-22 выпишите
все прилагательные.
К каким разрядам эти прилагательные относятся?
3. Какие виды подчинительной связи Вы знаете?
Напишите, какой вид связи используется в подчинительных словосочетаниях из предложения 46.
Слайд 104. Какие предложения Вы знаете по наличию второстепенных членов? Чем
они отличаются друг от друга?
− Среди
предложений 8-17 найдите полные НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ предложения. Напишите их номера.
5. Что Вы знаете об уточняющих членах предложения? Какие члены предложения могут уточняться?
Какое из предложений 1-7 осложнено уточняющим обстоятельством? Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 24—48 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных образа действия. Напишите
номер этого предложения.
Слайд 117. −Назовите притяжательные местоимения?
−На что они указывают? Как изменяются?
Найди отличие!
О его красоте даже
в путеводителе написано. Я увидел его издалека.
− А какие слова мы называем однокоренными? Примеры.
− Среди предложений 34-48 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренного слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 12Ответы
1. Расставаться.
2. Прибрежный, похож.
3. Примыкание.
4. 13, 15.
5. 1.
6. 35.
7. 38.
Слайд 13Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются
языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка.
«Автор прекрасно делает пейзажные зарисовки, только изредка используя___(предложения 9, 14, 26) и (например, в предложениях 22, 27). Он передаёт состояние природы главным образом с помощью таких средств, как____(предложения 18, 19, 21, 22),____(предложения 17, 28, 30)...»
Список терминов:
фразеологизмы;
парадокс;
олицетворение;
аллитерация;
эпитеты;
ирония;
ряды однородных членов;
уточняющие члены предложения;
парцелляция;
гипербола.
Слайд 14Ответ №8
«Автор прекрасно делает пейзажные зарисовки, только изредка используя 5
(предложения 9, 14, 26) и 3 (например, в предложениях 22,
27). Он передаёт состояние природы главным образом с помощью таких средств, как 4 (предложения 18, 19, 21, 22), 2 (предложения 17, 28, 30)...»
Слайд 15Творческая работа
Памятка.
1. Формулировка проблемы зависит от личного восприятия текста.
2. Сформулированная вами проблема должна полностью соответствовать авторской позиции.
Слайд 17Комментарий учителя
При написании сочинения не забудьте выстраивать рассуждение логично, четко,
последовательно.
Вступление.
Основная часть состоит из следующих компонентов: сформулированная проблема,
ее комментарий, авторская позиция, собственное мнение, аргументы (не менее двух).
Заключение.
Слайд 18Подумай и ответь
Почему в конце имени урока поставлено 3 знака?!...