Слайд 1Ободова Эвелина,
32 группа, 3 курс
Общая характеристика административных правонарушений в области
охраны историко-культурного наследия
Слайд 2Государственная политика Беларуси в сфере культуры направлена на сохранение самобытности
культуры белорусского народа и национальных традиций, возрождение, сохранение и развитие
культурного наследия, обеспечение доступности культурных ценностей для всего населения, интеграцию в систему всемирной культуры на правах равноправного участника.
Охрана историко-культурного наследия гарантируется Конституцией Республики Беларусь и основана на ряде нормативных правовых актов.
Слайд 3Родовым объектом данных правонарушений является совокупность близких между собой общественных
отношений, составляющих в своей совокупности правила охраны историко-культурного наследия.
Под охраной
историко-культурного наследия согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 98-З «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» следует понимать систему организационных, правовых, экономических, материально-технических, научных, информационных и (или) иных мер, направленных на выявление материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, придание материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности, учет, сохранение, восстановление, содержание и использование историко-культурных ценностей, осуществляемые в целях сохранения и приумножения историко-культурного наследия.
Слайд 4Объективная сторона данной категории правонарушений выражается как в действии (в
ст. 19.4 КоАП – уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей), так
и бездействии (в ст. 19.2 КоАП – невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей), а также как в действии, так и бездействии (ст. 19.3 – нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям).
Слайд 5По конструкции объективной стороны правонарушения, предусмотренные гл. 19 КоАП, как
правило, с формальным составом, некоторые – с материальным (например, ст.
19.4 КоАП предусматривает ответственность за совершение действий, повлекших уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей).
Слайд 6В некоторых правонарушениях рассматриваемой главы в качестве обязательного признака объективной
стороны указано место совершения правонарушения. Так, согласно ст. 19.7 КоАП
«Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ», правонарушением является проведение поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции.
Слайд 7Субъект правонарушений в области охраны историко-культурного наследия общий – физические
лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. По ряду правонарушений (ст. 19.2–19.5
КоАП) субъектами помимо физических лиц являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также должностные лица (специальный субъект).
Следует отметить, что согласно ст. 4.3 КоАП за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП) и за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП) административной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста.
Слайд 8Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется, как правило, умышленной, редко –
неосторожной формой вины (ст. 19.4 КоАП).
В качестве взыскания за совершение
правонарушений, предусмотренных гл. 19 КоАП, предусматривается штраф.
Слайд 9Охрана историко-культурного наследия представляет собой целую систему мероприятий организационного, правового
и экономического характера. Особое внимание охране наследия уделено и в
КоАП, в гл. 19 которого предусмотрено семь статей, регламентирующих административную ответственность за совершение правонарушений в области охраны историко-культурного наследия.