Слайд 1Общая характеристика конфликта
Слайд 2План
Сущность конфликта.
Объект и предмет конфликта.
Конфликт как тип трудных ситуаций.
Типология и
классификация конфликтов.
Функции конфликтов.
Слайд 3Подходы к пониманию конфликта:
Конфликт - столкновение сторон, сил. Понятия «конфликт»
и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему.
Конфликт- столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъект конфликтного взаимодействия - отдельный человек, либо люди и группы людей.
Слайд 4Социальный конфликт -
наиболее острый способ развития и завершения
значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии
субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к, другу.
Слайд 5Внутриличностный конфликт -
негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур
внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и
задерживающее принятие решения.
Слайд 6Объект конфликта –
это та ценность, по поводу которой
возникает столкновение интересов противоборствующих сторон.
Объект конфликта – это причина, повод к конфликту.
Слайд 7Предмет конфликта —
это объективно существующая или воображаемая проблема,
лежащая в основе конфликта.
Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Слайд 8Объект конфликта может быть:
истинным, реальным и потенциальным, ложным, иллюзорным;
явным и
латентным (скрытым).
Объект конфликта становится таковым только тогда,
когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует.
Слайд 9Объект конфликта может:
характеризоваться неделимостью;
иметь релятивистский характер.
При анализе
конфликта порой непросто выявить его подлинный объект.
Слайд 10Конфликт
Реалистический:
является средством достижения какой-либо цели
есть реальная цель
конфликт стабилен
важен оппонент
Нереалистический:
является
средством необходимости разрядки напряжения
нет реальной цели
конфликт быстро заканчивается
важно агрессивное поведение
само по себе
Слайд 11Ситуация -
сложная субъективно-объективная реальность, где
объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной
значимости для участников ситуации.
Слайд 12Виды ситуаций:
простая (повседневная) – для личности, группы все обычно, она
действует в нормальном режиме;
трудная (напряженная, сложная, экстремальная) – требования к
личности и группе выходят за пределы нормы.
Слайд 13Трудная ситуация -
характеризуется разбалансированностью системы «задача — личные
возможности и (или) мотивы—условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека.
Степень рассогласования определяет уровень трудности ситуации.
Слайд 14Общие признаки трудной ситуации:
наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на
пути реализации каких-либо целей, мотивов;
состояние психической напряженности как реакция личности
на
трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
заметное изменение привычных параметров деятельности,
поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
Слайд 15Трудные ситуации могут иметь 3 уровня:
I) трудность как потенциальная угроза
(проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблемные ситуации социального взаимодействия,
внутриличностные затруднения);
Слайд 16Трудные ситуации могут иметь 3 уровня:
2) трудность как непосредственная, уже
готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности,
предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты);
3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, бытийные ситуации, потери, конфликтные ситуации, и внутриличностные кризисы).
Слайд 17Основные виды трудных ситуаций:
трудные ситуации деятельности (человеку противостоит профессиональная задача);
Бытийные
(противостоит среда – природная, бытовая, техногенная),
социального взаимодействия (противостоит др.
человек или группа),
внутриличностного плана (противодействие самому себе).
Слайд 18Трудные ситуации деятельности:
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается
в обычных обстоятельствах, требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной
устойчивости.
Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.
Экстремальные ситуации - крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Слайд 19Трудные бытийные ситуации
Ситуации неизвестности – человек попадает в неизвестную
обстановку (заблудился в лесу, в горах и т.д.) или стечения
обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему быть.
Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека (серьезная болезнь, ситуации хирургической операции, различные бытовые травмы, падение в воду не умеющих плавать, пожар, наводнение, остановка лифта между этажами, и т.д.).
Ситуации потери - потери уже произошли и личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь.
Слайд 20Трудные ситуации социального взаимодействия
Проблемная ситуация - наличие противоречия и
положительное или нейтральное отношение субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная
напряженность невелика. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Слайд 21Предконфликтная ситуация - высокая степень психической напряженности. Сторонами или одной
из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального
или физического ущерба. Формируется негативное отношение к другому, готовность противодействовать.
Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»).
Слайд 22Трудные ситуации внутриличностного плана
Внутриличностные затруднения — относительно несложные проблемы
внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного
выхода, отсутствия решения проблемы.
Вутриличностные конфликты —острота протекания зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы.
Слайд 23Типология конфликтов
В зависимости от сферы проявления:
экономические,
политические,
в том числе межнациональные,
бытовые,
культурные,
семейные,
трудовые и др.
Слайд 24по интенсивности (низкой, средней, высокой),
по длительности (долгосрочные, краткосрочные),
по ресурсам
(материальные, духовные, социальные),
по степени ограниченности в пространстве и времени,
по субъектам,
по количеству участников;
в зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов (конструктивные, деструктивные),
по степени разработанности нормативных способов их разрешения,
по характеру отношений подчиненности (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).
Слайд 25Деструктивные функции конфликтов:
негативное воздействие на психическое состояние его участников,
психологическое
и физическое насилие,
стресс,
формируется негативный образ другого — «образ врага»,
снижается
эффективность деятельности оппонентов,
Слайд 26Деструктивные функции конфликтов:
закрепляются в социальном опыте личности и группы насильственные
способы решения проблем,
отрицательное влияние на развитие личности,
нарушается система коммуникаций, взаимосвязей
в коллективе, организации,
отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе, на социально-психологический климат,
ослабляется ценностно-ориентационное
единство группы, происходит снижение групповой сплоченности,
ухудшается качество совместной деятельности коллектива.
Слайд 27Конструктивные функции конфликтов
устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу
несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т.п.
позволяет
более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем,
позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;
Слайд 28Конструктивные функции конфликтов
является источником развития личности, межличностных отношений,
может улучшить качество
индивидуальной деятельности,
при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает
свой авторитет у окружающих.
выступает средством самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими,
средством активизации социальной жизни группы или общества.
высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы.
может выполнять функцию сплочения
группы перед лицом внешних трудностей.