Слайд 1Конец XIX – начало ХХ века – развитие индустриальной цивилизации,
эпоха
научно-технического прогресса
Отказ от романтических идеалов в искусстве
Развитие реалистических тенденций в
литературе
Развитие нетрадиционных направлений в литературе
Реализм
Натурализм
Неоромантизм
Декаданс (декадентство)
Символизм
Слайд 2Реализм
в западноевропейской литературе конца 19 – начала 20 века
Слайд 3Характерные черты:
Выявление уродливых сторон бытия и жизни “людей дна”.
Важно место
в произведниях занимает жизненная среда, малозначительные факты, мелочи быта, окружающие
героев детали.
На всеобщее обозрение выставлена неприглядная изнанка жизни.
Натурализм – направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX – начала ХХ вв., устремленное к бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное творение научному исследованию.
Слайд 4Эмиль Золя
Вождь и теоретик натуралистического движения, стоял в центре литературной
жизни Франции конца XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени.
1871-1893
гг. - цикл из 20 романов “Ругон-Маккары”
(Это огромная эпопея связана. Во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы).
1885 г. – роман “Жерминаль” (один из наиболее сильных, революционизирующих романов, в котором предсказывается неизбежность грандиозных социальных потрясений, многократно подчёркивается необходимость переустройства хищного капиталистического общества и создания - в том числе и насильственным путём - справедливого отношения к трудящемуся человеку).
Слайд 5Ги де Мопассан
Автор коротких рассказов, многообразных по тематике, отличающиеся тонкостью
жизненных наблюдений.
Трезво анализирует действительность, приводящую к измельчанию личности, утере духовной
цельности.
1880 г. – повесть «Пышка» принесла писателю известность.
Слайд 6Анатоль Франс
Романы «Суждения господина Жерома Каньяра», «Современная история», «Остров пингвинов».
1912
г. – роман «Боги жаждут» (посвящен событиям Великой французской революции).
1913
г. – роман «Восстание ангелов».
Не верил в разумность революционных потрясений. Заявил, что современность – это яд, но с ним надо мириться. Революции ничего не меняют , и в мире все остается по старому.
Слайд 7Р. Роллан
Автор романов «Героические жизни» (о
Микеланджело, Л.Толстом, М. Ганди).
Автор музыковедческих трудов «Музыканты прошлых дней», «Музыканты
наших дней».
Роман-поток (многотомное сочинение о жизни одного героя) «Жан Кристоф» (10 томов) – одно из лучших произведений, книга о судьбе композитора в буржуазном обществе.
Слайд 9Генрих Манн (1871-1950) – немецкий писатель
Писатель реалистического направления.
Разоблачитель окружающей
его действительности.
С сарказмом заклеймил кайзеровский милитаризм и буржуазный стиль жизни.
1914
г. – роман «Верноподданный».
1930-е гг. - роман «Юность и зрелость короля Генриха IV».
Немецкая литература
Слайд 10Томас Манн
(1875-1955) – немецкий писатель
Говорил о вырождении или исчезновении
гуманных человеческих отношений, на смену которым приходит неприкрытый индивидуализм, основанный
на «праве сильного».
1901 г. – роман «Будденброки»
Слайд 11Английская литература.
Неоромантизм -
течение в искусстве рубежа XIX—XX веков, возникшее
как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX
века.
Слайд 12Определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе
-романтизма.
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но
действуют в нём самые обычные люди.
Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.
В центре произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера.
Неоромантизм
Слайд 13Роберт Льюис Стивенсон
1883 г. – «Остров сокровищ».
Романтика опасных приключений
в поисках клада, столкновение двух нравственных жизненных позиций – чести,
достоинства, благородства и низменной жажды наживы.
Слайд 17Оскар Уайльд
«Портрет Дориана Грея»
Слайд 18Джозеф Редиард Киплинг
Тема Востока – центральная в творчестве писателя.
Сторонник колониализма.
Произведения
о колониальной Индии:
Создатель образа Маугли
1894 г. - “Книга джунглей”.
1895 г.
- «Вторая книга джунглей»
Слайд 19Бернард Шоу
Не признавал жанра трагедии в ее классическом виде, т.к.
считал, что человек не должен страдать.
Считал, что самый утонченный вид
искусства – комедия. Однако комическое легко перерастает в трагическое, смешное сочетается с глубокими размышлениями о жизни.
1912 г. – пьеса «Пигмалион». Современный вариант древнегреческого мифа.
Слайд 22Декаде́нтство, декаданс (фр. décadent — упадочный) — модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке,
литературе и архитектуре конца XIX — начала XX веков.
Характерные черты:
Отрицание
старых течений искусства.
Создание новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Настроения уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма.
Отказ от политической и гражданских тем - проявление и непременное условие свободы творчества.
Постоянные темы - мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Слайд 24Символизм - (фр. symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в
1870-1880-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX-XX вв., во Франции,
Бельгии и России.
Символисты использовали символику, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Основным настроением являлся пессимизм.
Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Стремление с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его вневременную идеальную сущность.
Символизм требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность.
Слайд 25Шарль Бодлер (1821-1867) – французский поэт
Поэтический сборник «Цветы зла».
Стихотворение «Плавание»
Отражал
метания между добром и злом неприкаянной души, живущей ощущением земного
ада, но исполненной надежды найти спасительный приют.
Слайд 26Начал свой путь с романтических произведений:
1866 г. - «Сатурновские стихотворения»,
1870
г. – «Галантные празднества»,
1881 г. – «Мудрость»,
1884 г. – «Далекое
и близкое».
Один из лучших сборников - «Романсы без слов» (1874).
Поль Верлен (1844-1896) – французский поэт
Слайд 27Стефан Малларме (1842-1898) – французский поэт-символист
Самый видный представитель французского символизма.
Каждое
сочинение – тщательно обдуманная композиция, насыщенная аббревиатурами (сокращениями), инверсиями (изменение
порядка слов), изъятием глаголов, что по его мнению, служило идее постижения духа Вечности.
За всю жизнь написал всего 60 стихотворений.
1876 г. – сонет «Гробница Эдгара По»
Слайд 28Гийом Аполлинер (1880-1918) – французский поэт
Первым отказался от прежних традиций,
от разграничения прозы и поэзии, знаков препинания.
Особенности творчества: резкие скачки
мыслей, перебой логики, сопоставление несопоставимых явлений, шокирующие фантастические образы.
1918 г. – выступил от имени молодого поколения со статьей-манифестом «Новый дух и поэты».
1913 г. – сборник стихов «Алкоголики».
1918 г. – сборник стихов «Каллиграммы»
Слайд 31Морис Метерлинк
Вошел в историю европейского символизма как драматург.
Особенности творчества: символическая
образность, говорящая о фатальной зависимости человека от всесильной судьбы, играющей
им, словно куклой.
Пьеса «Принцесса Мален» – рождение символистской «новой драмы».
1896 г. – книга «Сокровища смиренных».
Начало 1890-х гг. - пьесы: «Непрошенная», «Слепые», «Смерть Тентажиля», «Алладина и Паломид».
1892 г. – пьеса «Пеллеас и Мелизанда».
1905 г. – пьеса-сказка «Синяя птица».