Слайд 1ОБЩЕСТВО И
ГОСУДАРСТВО.
Составила доцент кафедры ГД и Ин яз,
к.ф.н.
Ворошилова О.Н.
Слайд 2План лекции
1. Общество и власть.
2. Происхождение государства и
его сущность.
3. Форма государства.
4. Механизм государства.
5. Политическая
система общества.
6. Общество и государство .
Слайд 5Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Слайд 6 Типология и классификация обществ:
1) Классификация
на основе понятия "общественно-экономическая формация», понимался тип общества, включавший определенный
способ (тип) производства, а также обусловленные им институты власти и формы общественного сознания:
первобытнообщинную;
рабовладельческую;
феодальную;
буржуазную;
социалистическую.
2) На основе понятия цивилизация, отражающая культурные аспекты жизни:
европейскую (христианскую);
восточную (буддистскую, исламскую);
африканскую.
3) Основа - стадии развития производства:
аграрное;
индустриальные;
постиндустриальные;
информационные.
Слайд 7Понятие «власть» и ее аспекты
Власть
–это способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою
волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.
В содержании власти можно выделить социальные и технические аспекты.
Социальное содержание отражает волю субъектов власти, представляющих те или иные слои, классы, группы общества либо властвующих индивидов.
Технические аспекты власти призваны обеспечить ее прямую и обратную связь с "социальной средой".
Поскольку властные веления могут осуществляться добровольно и "из-под палки", то всякая власть должна обладать (технической) возможностью принудительного осуществления своих велений: силовые структуры - армию, полицию, а также тюрьмы, лагеря и т.д.
Слайд 8Виды власти.
1. Власть родового общества . Власть
родовых старейшин и племенных вождей выражала общую волю, отражая интересы
всех и каждого. Особенность власти – в магической силе обычая, который являлся ее основой и формой выражения.
2. Власть раннеклассовых обществ. Основу власти составляют божественное откровение (иудаизм, ислам), мудрость древних (индуизм) и т.д. Большую роль играют нормы, считающиеся "рукотворными" и защищаемые уже аппаратом государства.
3. Власть развитой государственности.
В общественной структуре появляются группы людей, интересы которых не совпадают и даже вступают в конфликт. Власть призвана приводить к "общему знаменателю" противоречивые интересы различных социальных групп.
Об щество и власть.
Слайд 9Вопрос 2
Происхождение государства и его
сущность
Слайд 10Понятие «государство»
Государство
- особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы,
блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
Слайд 12Происхождение государства
1.Теологическая теория - государство продукт божественной воли. Представители: средневековой
монах Фома Аквинский и современный мыслитель Ж. Маритэн.
2.Теория насилия
(Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) - государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой.
Она делиться на историческо- материалистическую ( классовое насилие) и ирригационную ( власть над завоеванным народом).
3.Патриархальная теория, согласно Филмеру и Михайловскому, власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи.
4. Теория общественного договора (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) - государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества.
Слайд 13
Продолжение
5. Марксистская, или классовая, теория государства - государство возникает
в результате появления частной собственности и раскола общества на классы
с непримиримыми интересами.
Органическая теория – государство воспринимается как живой организм. Основоположники: Платон, Цицерон.
Психологическая – государство появилось в психике людей.
8. Либертарная – государство возникает с появлением свободы.
Слайд 14 Признаки государства
1.Суверенитет
- верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне.
2. Публичная политическая власть.
3. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны.
4.Наличие специального аппарата принуждения (суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.) и материальных придатков (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.
5.Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы.
6. Территориальная целостность и разделение населения по территориям.
7. Возможность принудительного сбора налогов.
Слайд 15Функции государства.
Функции государства - основные направления деятельности государства по решению
задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе.
У
государства функции принято делить на:
1). внутренние и внешние функции.
2). основные и неосновные функции.
3). постоянные и временные функции.
4). функции по формам их осуществления.
Слайд 161). внутренние и внешние функции.
Внутренние функции можно разделить на:
политическую - это охрана существующего общественного и государственного строя.
экономическую-
призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д.
социальную- обеспечивает минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения
экологическую- направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности.
идеологическую- призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д.
Слайд 17Внешние функции государства сводятся:
* развитию отношений экономического, научно-технического
и культурного сотрудничества с другими государствами,
* защите страны от нападений извне; * поддержание мира; *экологическая; *защита внешнего суверенитета.
2). основные и неосновные функции.
Классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата государства в их осуществление.
3). постоянные и временные функции.
Постоянные функции – вытекают из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени.
4). функции по формам их осуществления.
Подразделяются на правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.
Слайд 18Вопрос 3.
Форма государства: форма правления, государственное устройство
и политический режим.
Слайд 20 Форма правления
Форма государства - это способы организации государственной власти.
Это понятие включают три элемента:
форму правления;
форму государственного устройства
политический режим.
Форма правления – это организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.
Государства подразделяются на монархии и республики.
1. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно .
Монархия делиться на неограниченную и ограниченную.
Слайд 21В условиях неограниченной монархии власть монарха абсолютна.
а).Древневосточная деспотия,
возникающая при значительном
сохранении общинных институтов и соответствующих форм собственности,
сочетающихся с обожествлением монарха.
б).Абсолютная монархия, существовавшая в Европе в XVII - XVIII в.в. Здесь такая форма правления складывается в период временного равновесия сил между феодальной аристократией и молодой буржуазией.
Ограниченные монархии в Европе можно разделить на:
а).Добуржуазной ограниченной монархией является, сословно-представительная монархия, возникшая в период создания крупных централизованных государств.
б).В период капитализма полномочия монарха ограничиваются посредством конституции. Поэтому применительно к буржуазным монархиям вполне применим термин "конституционная монархия". Существуют две их разновидности: дуалистическая монархия и парламентская (или парламентарная) монархия.
Слайд 222.Республика - это форма правления, при которой глава государства (президент)
является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного
органа или избирателей.
Классификация республик:
Республики добуржуазной эпохи можно, в свою очередь, разделить на демократические и аристократические.
В демократической республике власть принадлежала народу в его конкретно-историческом понимании (Древние Афины). В аристократических республиках ее осуществляли представители аристократии .
Буржуазные республики могут быть президентскими, парламентскими или смешанными.
В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков (США), либо прямым голосованием избирателей.
В парламентской республике такой фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом.
"Смешанная" республиканская форма правления предполагает сочетание элементов парламентской и президентской республик.
Слайд 23Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства - это территориальная организация
государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства.
Государства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.
1.Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками:
единая конституция и единая правовая система;
единая система органов государственной власти и управления;
единое гражданство;
единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм;
деление государства на административно-территориальные единицы
(провинции, департаменты, области, округа, районы и другие).
Слайд 24 2. Федерация - сложное государство: в его структуру помимо центральной
(или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли
и т.д.) , обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы .
Федерации могут строиться:
по национальному признаку (СССР, Чехословакия, Югославия );
по национально-территориальному признаку (РФ);
по территориальному признаку (США, Мексика, Бразилия ).
В компетенцию субъектов федерации входят вопросы:
организации местного управления,
охраны общественного порядка,
культуры, образования, здравоохранения и т.д.
Субъекты федераций не обладают правом самостоятельного одностороннего выхода из состава федерации ("право сецессии").
3. Конфедерация - временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.
Слайд 25 Политический режим.
Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной
власти.
Политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.
1. Демократический режим предполагает
верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д.
2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни.
Слайд 27Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых
осуществляются функции государства.
Слайд 28
1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства.
Представительные органы подразделяются
на:
высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии,
Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;
местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти.
Они подразделяются на:
высшие (правительство, министерства и ведомства);
местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).
3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.
Слайд 29Вопрос 5.
Политическая система общества.
Слайд 31Общественные объединения.
Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в Уставе общественного объединения" (ст. 5). К общественным объединениям упомянутый закон относит общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности (ст. 7).
Общественные объединения, с точки зрения территориальной сферы их деятельности, подразделяются на:
Общероссийские
межрегиональные
региональные
местные
Общественные объединения
Слайд 32Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее
членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественнополезные
цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели.
Общественное учреждение - это общественное объединение, также не имеющее членства, ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения.
Орган общественной самодеятельности есть не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у людей по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Слайд 33Вопрос 6.
Общество и государство.
Слайд 35
Понятие гражданское общество.
Гражданское общество - это совокупность общественных отношений
и институтов, независимых от государства, самостоятельно обеспечивающих условия для реализации
частных интересов.
В систему структуры гражданского общества входят:
гуманитарный ( общество состоит из свободных индивидов);
социальный ( деление общества на социальные группы, слои)
экономический ( формы собственности);
духовный ( наука, образование, культура, религия) ;
территориально- управленческий ( местное самоуправление) ;
Информационный ( средства и формы информации, общественное мнение);
Организационный ( разнообразные формы общественных объединений).
Слайд 36
Гражданское общество – это система саморегулирующаяся, которая создаёт управляющую систему
– государство.
Три механизма саморегулирования гражданского общества:
1.Экономический –
свободный рынок. ( монополия).
2. Политический – парламентаризм, политическая свобода.
3.Независимое правосудие - способ разрешения споров, где все равны.