Слайд 1Общество. Культура. Военное искусство XVIII век
Подготовка к ЕГЭ (вопросы открытого
банка заданий ФИПИ)
Слайд 2Общественная мысль. Просвещение. Наука.
Слайд 3Цифирная школа
школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII
века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы
были закрыты
Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.
Целью школ было первоначально подготовка кадров для гражданской службы, и потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить «всякого чина дети, кроме однодворцев».
Слайд 4Феофан Прокопович
(1681-1736) - государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра
I.
Главное сочинение — «Правда воли монаршей» (1722), обосновавшая права царя
назначить себе наследника. Идеолог абсолютизма, когда император правит неограниченно, получив власть от Бога, во имя общего блага и государственного интереса.
Слайд 5Витус Беринг
мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин
Медаль в честь Витуса Беринга
Слайд 6Первая Камчатская экспедиция
Руководителем экспедиции был назначен датчанин по происхождению Витус Беринг,
а его первым помощником — русский моряк Алексей Ильич Чириков.
начата в
декабре 1724 года, после издания Петром I указа об организации экспедиции, которая была призвана исследовать воды Тихого океана и подтвердить наличие пролива между Азией и Америкой (который первоначально был открыт в 1648 году Семеном Дежнёвым)
Слайд 7Первая Камчатская экспедиция
добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 года —
через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция
переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Св. Гавриил». В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем — на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были выявлены Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
В 1729 Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.
Таким образом, за два года экспедиция Беринга — первая в России морская научная экспедиция — впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.
В 1732 году было принято решение об организации Второй Камчатской экспедиции.
Слайд 8Карта плаваний Беринга. Vitus Bering Parken (Хорсенс)
Слайд 9Первая печатная газета
Ведомости
13 января 1703г.
«Вѣдомости» от 28 июня1711 года
Слайд 10Василий Никитич Татищев
(1686- 1750 гг.)
российский историк, географэкономист и государственный деятель эпохи Анны Иоановны;
автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя
(ныне Тольятти), Екатеринбурга и
Перми.
Слайд 11Иван Иванович Шувалов
русский государственный деятель, генерал-адъютант (1760), фаворит императрицы Елизаветы,
меценат, основатель Московского университета и Академии художеств.
Слайд 12Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым.
Указ о создании университета был подписан
императрицей Елизаветой Петровной12 (23) января 1755 года
Московский университет
Слайд 13Михаил Васильевич Ломоносов
первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физикон вошёл в науку как первый химик,
его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи
и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле.
Астроном,приборостроитель, географ,
металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк иродослов, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Слайд 14Екатерина Дашкова
Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота
1762 года
Одна из заметных личностей Российского Просвещения,
Директор Академии Наук Ст. Петербург
В
её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II
Слайд 15Николай Иванович Новиков
русский журналист, издатель журналов «Трутень» «Живописец» и общественный
деятель, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения
Д. Г. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова.
Слайд 16Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фон-Визин (Фон-Визен)
русский литератор екатерининской эпохи,
создатель русской бытовой комедии.
Слайд 17Александр Николаевич Радищев
русский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов
при Александре I.
Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из
Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.
Слайд 18Николай Карамзин
выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма
Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Слайд 19Сентиментализм
«Письма русского путешественника» (1791—1792) и повесть «Бедная Лиза» (1792; отдельное
издание 1796)
«… Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — ещё
более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.
— Для чего же?
— Мне не надобно лишнего.
— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня….»
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
«Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Слайд 21«Наука побеждать» — книга
А. В. Суворова, где собраны его мысли и инструкции, относящиеся
к военному делу.
Слайд 23Ро́котов Фёдор Степа́нович
крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый
в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных
заказов
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757). По предположению И. Г. Романычевой[1], автопортрет Рокотова.
Коронационный портрет
Екатерины II (1763)
Слайд 24Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий
Русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного
портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Автопортрет, 1783 год
Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова.
1772? (Русский
музей, Санкт-Петербург).
Портрет архитектора
А. Ф. Кокоринова. 1769
(Русский музей, Санкт-Петербург).
Слайд 25Владимир Лукич Боровиковский
русский художник украинского
происхождения, мастер портрета
Слайд 26Владимир Лукич Боровиковский. Работы:
Портрет М. И. Лопухиной
Лизонька и Дашенька
Слайд 28Большой театр
начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра
Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей,
маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.
Слайд 29Федор Грирорьевич Волков
русский актёр
и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается
основателем русского театра.
Слайд 31Баро́кко
Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко
противостояло
классицизму и рационализму.
Самсон (фонтан, Петергоф)
Слайд 32Петропавловская крепость.
Санкт Петербург
Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и
французского инженера Жозефа Ламбера де Герена
Слайд 33Петропавловский собор архитектора Д. Трезини в Санкт-Петербурге
православный собор вСанкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских
императоров, памятник архитектуры петровского барокко
Слайд 34Зимний дворец архитектора В.В. Растрелли в Санкт-Петербурге
здание дворца построено в 1754—1762
в
стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах
С момента окончания
строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году НиколайII
перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.
Слайд 37Василий Иванович Баженов
русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма,
зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года
Постройки: Дом Пашкова (?), Царицынский дворцово-парковый
ансамбль, проект Кремлёвского дворца
Слайд 39одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием
Баженовым. Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии
Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сынаденщика Петра I
После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий города
Пашков дом. Дореволюционная открытка
«… На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь…»
(«Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).
Слайд 40Матвей Фёдорович Казаков
русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы впалладианском
стиле[6]. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.
Пречистенский
дворец в Москве (1774-1776);
Здание Сената в московском Кремле (1776—1787);
Здания университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
Ново-Екатерининская больница (
Слайд 41Памятник Василию Баженову иМатвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова
Слайд 42Андреян Дмитриевич Захаров
русский архитектор
представитель стиля ампир
Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Слайд 43Андреян Дмитриевич Захаров
Горбатый мост в Гатчине
Александровский сад и Адмиралтейство
Слайд 44Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года[1]. Является самым
первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой
одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770.
Слайд 45Камень весил 2400 тонн. Его транспортировка до берега Финского заливаосуществлялась несколькими
воротами. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва
подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым. Работавшие на камне постоянно во всё время движения каменотёсы в количестве 46 человек лишь придавали ему надлежащую форму.
Транспортировка «Гром-камня»
Слайд 46Федор Шубин
Род деятельности: скульптор, художник
XVIII век
Шубин работал в основном с мрамором,
очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру
классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.
Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр.
Слайд 47Захар Чернышев
И.С. Барышников
Александр Голицын
Слайд 48Стили и направления в искусстве
Готика
Классицизм