Слайд 1Общие вопросы теории и практики специального образования
Подготовила:
Досмаилова С.,гр.
Д22(с)
Слайд 2Специальная педагогика
— это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом
развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося
в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. При преподавании используется коррекционно-воспитательная работа (система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление дефектов развития). Среди задач, решаемых специальной педагогикой, — включение людей с проблемами развития в социальную среду, а также предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде.
Слайд 3Разделы специальной педагогики
Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих,
слабослышащих, оглохших).
Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.
Слайд 4Специальная педагогика решает широкий круг задач
К теоретическим задачам относятся:
• Разработка
теоретико методологических основ специального обучения и воспитания.
• Разработка принципов, методов
и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
• Разработка специальных педагогических технологий.
• Разработка образовательных и коррекционно развивающих программ.
• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
• Обобщение передового педагогического опыта.
Слайд 5Субъектом изучения и педагогической помощи,
оказываемой в системе специального образования,
является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие
этого особые образовательные потребности.
Специальная педагогическая помощь –деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Слайд 6Методами научного исследования в специальной педагогике являются –
наблюдение,
эксперимент,
беседа,
анкетирование,
тестирование,
также используются методы изучения психолого педагогической документации,
продуктов деятельности ребенка и др.
Слайд 7Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики
специального образования.
Педагогический эксперимент включает несколько этапов:
– постановка проблемы, определение
цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;
– разработка методики исследования, методов обработки результатов;
– проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий;
– количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;
– формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента;
– проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;
– трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Слайд 8Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными
научными областями:
философией,
историей,
общей педагогикой,
социальной педагогикой, психологическими науками,
особенно со специальной психологией, медициной,
социологией,
лингвистикой,
психолингвистикой, естественными науками.
Слайд 9Система общего и специального образования
для глухих;
для слабослышащих;
для слепых;
для детей с
остаточным зрением;
для детей с тяжёлой речевой патологией;
для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
для детей с задержкой психического развития;
для детей с нарушениями интеллекта.
Слайд 10Предмет специальной педагогики
— теория и практика специального образования, что
включает в себя изучение особенностей развития и обучения человека, имеющего
ограничение возможностей жизнедеятельности, его становления и социализации как личности и использование этих знаний для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, для создания ему возможности максимально независимой жизни.
Слайд 11Имея с обшей педагогикой
единую конечную цель — достижение развивающейся
личностью социализации и самореализации, специальная педагогика выделяет в ней значимый
для человека с ограниченными возможностями сущностный смысл: максимально возможную самостоятельность и независимость в жизни как высокое качество социализации и предпосылки для самореализации.
Слайд 12Специальная педагогика
обладает системой общих и более конкретных целей, без
достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация такого человека. К
числу первых относятся: коррекция вторичного и последующих недостатков, их компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная. Но их достижение становится возможным тогда, когда реализованы конкретные цели обучения, воспитания и образования в целом — имеются положительные результаты в коррекции и компенсации вторичного недостатка.
Слайд 13Основные понятия и термины специальной педагогики
Ребенок с ограниченными возможностями -лицо, имеющее
физическое или психическое отклонение, которое подтверждено психолого-медико -педагогической комиссией, в
связи с различными причинами.
Специальная педагогика-это составная часть общей педагогики, а также теория и практика специального образования лиц, с отклонением в психическом и физическом развитии для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, которые определяются существующей культурой и при помощи общепедагогических приемов и средств.
Коррекционная педагогика-это отрасль педагогики, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, средства образования, воспитания и коррекции детей, имеющие различные нарушения и отклонения в развитии.
Инвалид- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организм, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Реабилитация- это система комплексных мер медицинского, социального, педагогического и профилактического характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до его наивысшего уровня его функциональных возможностей.
Слайд 14Абилитация- применяется к детям раннего возраста и речь идет не о
возвращении чего-то утерянного, а о первоначальном формировании.
Специальные условия образования- это условия
обучения и воспитания(в том числе специальные программы, методы, индивидуальные и технические средства, педагогические, медицинские, социальные и другие услуги) без которых невозможно или затруднительно освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физический недостаток- подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и функционального органа человека, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание
Психический недостаток- подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии, включая нарушения в речи, эмоционально-волевой сферы, последствий повреждений мозга, умственной отсталости и ЗПР
Гуманизация- цель специального образования, создание полноценных условий существование человека с ОВЗ. Включение его в социальные отношения. Поддержка в становлении индивидуальности. Концепция непрерывного образования.
Слайд 15Интеграция- выработка различных норм совместного обучения. Наличие интеграционных тенденций в содержание
специального образования, в методах и системе учебных заведений.
Социализация-совокупность всех социальных
процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Социальная интеграция- это приспособление инвалида, вхождение в общество, его адаптация к имеющимся окружающим условиям