Слайд 1Одиннадцатое ноября.
Классная работа.
Синтаксические нормы:
согласование сказуемого с подлежащим
Слайд 2Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня
на уроке?
Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к
контрольной.
Прошл (о/и) две недели.
Слайд 3Сколько учеников присутствуЕт сегодня на уроке?
Абсолютное большинство учеников нашего класса
хорошо подготовилИсь к контрольной.
ПрошлО две недели.
Слайд 41. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
неодушевлённое сущ.;
собирательное сущ. народ, молодёжь, студенчество,
крестьянство);
обозначает животное;
местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО.
Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь.
Молодёжь
охотно участву..т в движении «Гринпис».
Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.
Прилетел.. несколько голубей
Слайд 52. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:
Абсолютное большинство +сущ.;
Подавляющее большинство
+сущ.;
Огромное большинство +сущ.;
Только, лишь, всего,
Едва, часть, каждый,
Всякий, любой,
Много, немного, мало,
немало, сколько, столько.
Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.
Только человек шесть справил..сь с заданием.
Пришл.. лишь пять человек.
Слайд 63. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:
Несколько человек ранен..
.
Большинство писем доставлен.. .
Слайд 74.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ
(сказуемое перед подлежащим), предложение
имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:
В начале улицы появил..сь
несколько теней.
В комнате был.. два окна.
В санях сидел.. три мужика.
Слайд 85. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ:
мера , вес, время (лет, месяцев,
недель, дней, часов)
существительные: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма,
бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.
До конца уроков оставал..сь 5 минут
Публики сегодня был.. целая сотня.
Тысяча книг уж просмотрен...
Слайд 96. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Составное числительное на «ОДИН», сущ.
–«лет», «часов» и т. д.
Прошл.. 100 лет.
В соревнованиях участвовал..
21 представитель школ района.
Слайд 101. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
одушевлённое сущ.;
неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ
ДЕЙСТВИЕ:
Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.
Восемь самолётов взлетел.. попарно.
Большинство учащихся
работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)
Слайд 112. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
Дистанционное расположение главных членов:
Большинство учащихся, успешно закончив
школу, поступа..т в вузы.
Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.
Слайд 123. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:
Большинство
детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.
Слайд 13 4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо
(ВСЕГО,
ОКОЛО,БОЛЬШЕ,
МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):
Около двадцати человек провожал.. его.
Слайд 145. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:
Большая часть
домов этом районе камен… .
Большинство девушек были приезж… .
Слайд 156. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч.
Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:
Три заявления
лежал.. на столе
Слайд 161. ДВОЯКАЯ ФОРМА
Подлежащее
оба лица равноправны в действиях-Мн. Ч.,
если одно
лицо –основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч.
Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню.
Жена
с мужем приглашены (=приглашена)
в гости.
Слайд 172. ДВОЯКАЯ ФОРМА
Сказуемое
ЕД.Ч.-показывает действие как одно целое.
МН.Ч. –показывает
раздельные действия
Пять солдат отправилось в разведку.(одной группой)
Пять солдат отправились
в разведку.(каждый со своим заданием)
Слайд 183. ДВОЯКАЯ ФОРМА
Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.
Редактор Павлова исправила
рукопись.
Врач Иванова сегодня не принимала.
Слайд 19Задание: редактирование
Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.
В центральном
универмаге продаются много товаров.
Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.
В
шкафу лежат много интересных книг.
На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.
Детство и юность её прошло в купеческой семье.
В деревне послышались топот и крики.
Большинство дверей было низко для его роста.
В кружке занимается пять учеников.
Большинство названных книг изданы недавно
Слайд 20Задание: редактирование
1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового
кинофильма.
ВОЗНИКЛО
Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО
Слайд 21Задание: редактирование
2. В центральном универмаге продаются много товаров.
ПРОДАЁТСЯ
Подлежащее- существительное неодушевлённое
со словом МНОГО.
Обратный порядок слов.
Слайд 22Задание: редактирование
3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.
ХОДИЛ
Одно лицо
совершает основное действие, другое- сопутствующее.
Слайд 23Задание: редактирование
4. В шкафу лежат много интересных книг.
ЛЕЖИТ
Подлежащее- существительное неодушевлённое
со словом МНОГО.
Обратный порядок слов.
Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»
Слайд 24Задание: редактирование
5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.
БОРОЛОСЬ
Подлежащее- существительное
СОБИРАТЕЛЬНОЕ.
Слайд 25Задание: редактирование
6. Детство и юность её прошло в купеческой семье
ПРОШЛИ
Подлежащее –ОДНОРОДНЫЕ подлежащие
Слайд 26Задание: редактирование
7. В деревне послышались топот и крики.
ПОСЛЫШАЛСЯ
Подлежащее- существительное неодушевлённое.
Обратный
порядок слов
Сказуемое согласуется с близстоящим словом
Слайд 27Задание: редактирование
8. Большинство дверей было низко для его роста.
БЫЛИ
НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)
СИС - именная часть прилагательное
Слайд 28Задание: редактирование
9. В кружке занимается пять учеников.
ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ
(двоякая форма)
Слайд 29Задание: редактирование
10. Большинство названных книг изданы недавно.
ИЗДАНО
Подлежащее- существительное неодушевлённое.
Сказуемое –
краткое причастие.
Слайд 30тестирование по теме:
1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:
а)
Несколько учеников подошли к письменному столу.
б) Большинство домов обветшало.
в) В
вузы поступили сорок один человек.
г) Движущей силой истории является народ.
Слайд 31Итоговое тестирование по теме:
2. Подлежащее правильно согласовано со
сказуемым в предложении:
а) Молодёжь получают знания.
б) Он бал больной гриппом.
в)
Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
г) Слово взяла профессор Сергеева.
Слайд 323.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
а) Свет и тепло исходили от
костра.
б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе
сердце.
в) Часть станков была отправлена.
г) На столе стоит три подсвечника.
Слайд 334.Найдите предложение без грамматической ошибки:
а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
б)
СМИ провело однодневную акцию протеста.
в) С тех пор миновало пять
лет.
г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех
Слайд 345. Укажите примеры с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
а)
Большинство учеников выполнили задание правильно.
б) Библиотека-музей приобрела книги известного ученого.
в)
Кто из экзаменующихся набрал сто баллов на ЕГЭ?
г) До конца школы мне остались два года.