Слайд 1Оформление письменных текстов научного характера
Слайд 2Общее содержание
текстов научного
характера
Титульный лист
Аннотация
Оглавление
Введение, главы (параграфы, абзацы), заключение
Сноски
Библиографический список
Слайд 3Общие требования к введению
Краткость
Умеренная энергичность
Отсутствие стилистического контраста с
другими частями работы
Слайд 4Общие требования к введению
Надо избегать существенных
для аргументации формулировок и данных,
если они не повторяются в других частях работы
Вступление не следует сочинять до других, основных частей статьи, доклада, реферата и т.д.
Слайд 5Риторические варианты
введений
Обычное вступление –
представление себя
темы исследования
объекта
Слайд 6Риторические варианты
введений
Обычное вступление –
представление типа ценностной иерархии
(топов)
предмета и уровня его значимости
проблемы (включая степень ее разработанности
и теоретические предпосылки)
Слайд 7Риторические варианты
введений
Обычное вступление –
представление целей и задач,
методологии и
методов исследования,
научной новизны
Слайд 8Риторические варианты
введений
Обычное вступление –
представление результатов
и их
теоретической, практической значимости
положений, выносимых на защиту
апробации
структуры работы
публикаций
Слайд 9Риторические варианты
введений
Вступление с ораторской предосторожностью – когда аудитория заранее
не согласна с выступающим
Внезапное вступление
Инсинуация (insinuatio – узкий, извилистый
проход) – часть выступления, рассчитанная на то, чтобы расположить к себе слушателей
Слайд 10Инсинуация
Ритор вырабатывает топы, которые объединяют его с аудиторией
Внимание аудитории
концентрируется на ораторских нравах
Ритор стремится этически объединиться с аудиторией
в плане целей и интересов
Слайд 11Инсинуация
Ритор подчеркивает незначительность расхождений с аудиторией
по сравнению с
общей позицией
Мнение аудитории в той части, где она расходится с ритором, представляется как случайное и вызванное эмоциями, которые ритор в целом разделяет, понимает, уважает
Слайд 12Инсинуация
Позиция аудитории представляется как несовместимая с
основными топами, а эмоция или этическая позиция – как совместимая
Эмоция
оказывается правильной, но неуместной или неверно направленной
Слайд 13Инсинуация
Эмоции противопоставляется продуманная позиция ритора, которую при должном размышлении займет
каждый, кто согласен с ним в главном
Тем самым аудитория разделяется
Слайд 14Основная часть. Обоснование
Обоснование – техническая аргументация в пользу главного положения:
логическая
квазилогическая
Слайд 15Основная часть. Порядок расположения аргументации
Логический –
по структуре умозаключения
Коммуникативный – по силе аргументов:
восходящий
нисходящий
гомерический
Гомерический порядок
В начале – сильные доводы
В конце – основной довод
В середине
– более слабые
Слабые соединяются так, что образуют единый комплекс, который затрудняет анализ и возможную критику
Общие правила изложения
Правдоподобность
Приемлемость
Ясность
Последовательность
Воспроизводимость
Интересность
Завершенность
Слайд 18Основная часть. Описание
Естественное –
образ предмета в ходе его непосредственного созерцания
Искусственное – описание строения объекта, его структуры и т.д.
Слайд 19Основная часть
Дискурс и принцип нанизывания
Две главы основной части:
изложение результатов
предыдущих исследований и выход на проблему
разрешение проблемы
в теоретическом и практическом планах – в том числе в ходе эксперимента
Слайд 20Содержание заключения. Завершение
Заключение – краткое истолкование смысла высказывания
Рекапитуляция
(лат. recapitulatio) – сжатое повторение сказанного или написанного
Простая рекапитуляция
– краткий повтор тезы или предложения
Слайд 21Смысл заключения
Заключение – краткое истолкование смысла высказывания
В заключении как риторическом
завершении концентрируется пафос: содержание положения ритор оформляет в виде высказывания,
которое организует речевую эмоцию, побуждает к действию
Слайд 22Смысл заключения
Вывод – следствие из аргументации и «приросший смысл» рекапитуляции
Развернутый
вывод может вытекать из развернутой рекапитуляции и содержать основную аргументацию
будущего высказывания
Слайд 23Издательские требования
ГОСТ Р 7.0.100 – 2018
ГОСТ Р 7.0.5 - 2008
ГОСТ 7.1-2003. Список литературы
Требования к сокращениям:
не «год» или «годы», а
«г.» или «гг.».;
не «век» или «века», а «в.» или «вв.».
допускаются: «т.д.», «т.e.», «т.п.» (все с неразрывным пробелом между буквами), «см.», «др.», «пр.»
Слайд 24Издательские требования
Выделение цитат и стихов: допускается структурное отграничение многострочных
цитат, начинающихся с новой строки, и стихотворных
отрывков от основного текста
Слайд 25Издательские требования
Необходимо различать внешние кавычки (« ») и внутренние
(“ ”):
внешние кавычки – « »;
внутренние – “
” (переключить на латинский шрифт);
пример: Педро Лопес де Айяла составил антологию «Цветы из “Моралий на Иова”»
Слайд 26Издательские требования
В английском тексте не допускается использование русских кавычек «
»; следует использовать “ ”
Пропуск в цитате обозначается многоточием в
треугольных скобках <…>
Тире: Вставка → Символ → Специальные → Короткое тире
Слайд 27Издательские требования
Если цитата дана не по первоисточнику, ссылку начинают
с «Цит. по» и двоеточия. Пример. Цит. по: Теоретическая поэтика:
Понятия и определения: хрестоматия для студентов / авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001. С. 252.
В двойных датах и номерах страниц ставится короткое тире без пробелов: 1985–1992 гг., XIX–XX вв., С. 76–89
Слайд 28Издательские требования
ФИО:
инициалы друг от друга пробелом
не отделяются
После имени-отчества ставится неразрывный пробел
– Вставка → Символ → Специальные → Неразрывный пробел либо одновременно нажать клавиши «Ctrl», «Alt» и «пробел»;
пример – А.С. Пушкин
Слайд 29Издательские требования
Формат обозначения дат:
III в. до н. э.; IV–V вв.
н. э.; XVII–XVIII вв.; конец XVII – начало XVIII в.;
конец
50-х – начало 60-х гг. XVIII в.;
первая половина XIX в.;
20-х гг. ХХ в.; 50–60-х гг.; в 1953–2000 гг.; не ранее 1812 г.
Слайд 30Издательские требования
Буква «ё»: ставится в именах и в тех случаях,
когда замена на «е» искажает смысл слова. Во всех остальных
случаях ставится только «е»
Формат авторских ремарок: в цитатах допустимы следующие авторские ремарки: (курсив мой. – Е. Ж.); (выделено автором. – Е. Д.)
Слайд 31Издательские требования
Книга одного автора
ГОСТ-2003
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология
высшего образования. От деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для
студ. обуч. по направлению и спец. психологии / С.Д. Смирнов. – 3-е изд., стер. – М.: Aкадемия, 2007. – 394 с.
Слайд 32Издательские требования
Книга одного автора
ГОСТ-2008
Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой
половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с. (Новая история
искусства).
Слайд 33Издательские требования
Книга одного автора
ГОСТ Р 7.0.100 – 2018
Каменский, П. П.
Труды по истории изобразительного искусства : художественная критика / П.
П. Каменский ; составитель, автор вступительной статьи и примечаний Н. С. Беляев ; Библиотека Российской академии наук. – Санкт-Петербург: БАН, 2017. – 215, [1] с. : портр.; 21 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – Имен. указ.: с. 206 – 215. – 300 экз. (1-й з-д 1 – 100). – ISBN 978-5-336-00204-1. – Текст : непосредственный
Слайд 34Издательские требования
Книга двух авторов
ГОСТ-2003
Сенько, Ю.В. Педагогика понимания [Текст]:
учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального пед. образования /
Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с.
Слайд 35Издательские требования
Книга двух авторов
ГОСТ-2008
Пахомов В.И., Петрова Г.П. Логистика.
М.: Проспект, 2006. 232 с.
Слайд 36Издательские требования
Книга трех авторов
ГОСТ-2003
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование
детей как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст]: монография /Л.В.
Байбородова, А.В. Золотарева, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 220 с.
Слайд 37Издательские требования
Книга трех авторов
ГОСТ-2008
Назаренко Г.И., Епифанов В.А., Героева
И.Б. Коксартроз: восстановительное лечение и послеоперационная реабилитация. М.: Медицина, 2005.
144 с.
Слайд 38Издательские требования
Книга четырех и более авторов
ГОСТ-2003
Педагогика [Текст]: учеб.пособие
по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ.
высш. учеб. заведений / [Б.З. Вульфов и др.]: под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высш. образование, 2007. – 431 с.
Слайд 39Издательские требования
Книга четырех и более авторов
ГОСТ-2008
Заболевания тазобедренного сустава
у детей : диагностика, хирургическое лечение / И.Ф. Ахтямов [и
др.]. Казань, 2008. 455 с.
Слайд 40Издательские требования
Электронные ресурсы локального доступа
ГОСТ-2003
Художественная энциклопедия зарубежного
классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф.. зв. дан.
и прикладная прог. ( 546 МБ). – М.: Большая Рос. энцикл. и [др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск. (СD-ROM): зв., цв. ; 12 см. + рук. пользователя (1л.)
Слайд 41Издательские требования
Электронные ресурсы удаленного доступа
ГОСТ-2003
Российская государственная библиотека
[Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Властенко;
Web-мастер Н.В. Козлова. – Электрон, дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус., англ.
Слайд 42Издательские требования
Электронные ресурсы локального доступа
ГОСТ-2008
Техника спинальной анестезии
[Электронный ресурс] / под ред. Е.М. Шифмана. М.: ИнтелТек, 2005.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Слайд 43Издательские требования
Электронные ресурсы удаленного доступа
ГОСТ-2008
Иванова А. Е.
Проблемы смертности в регионах Центрального федерального округа // Социальные аспекты
здоровья населения. 2008. № 2.
URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view54/30/ (дата обращения: 15.08.2008).