Слайд 1Лекция 1.
Теоретико-методологические основы социальной педагогики.
Дисциплина «Социальная педагогика»
Группа Е/ППО-б-о-181
Слайд 2План лекции:
1. Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
2. Система категорий,
понятий и терминов социальной педагогики
Слайд 6Три точки зрения на социальную педагогику:
1. Междисциплинарная область человеческого знания
(отрицает социальную педагогику как самостоятельную науку;
2. Прикладная дисциплина (область социальной
практики, социальной работы);
3. Относительно самостоятельная дисциплина.
Слайд 7Объектом социальной педагогики является социальное образование человека в процессе его
социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме.
Предмет социальной
педагогики – это социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие как реальный целостный социально-педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социуме и, в частности, в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, общественных организациях), в социально значимой деятельности и социальных отношениях, направленный на обеспечение (разрешение проблем) социализации личности.
Слайд 8Социальная педагогика – это наука, изучающая закономерности и перспективы развития
социально-педагогическго процесса (социального обучения, социального воспитания и социального развития) на
протяжении всей жизни человека в интересах его социализации в различных условиях социума.
Слайд 9Задачи социальной педагогики:
1) социально-педагогическое обеспечение процесса социализации человека в гармонии
возможностей индивида и возможностей социума;
2) изучение педагогических возможностей
социума и самой личности в интересах ее социализации;
3) исследование форм и методов реализации педагогического потенциала социума в процессе социализации человека на всех этапах его развития;
4) педагогическое влияние на социальные отношения в процессе социализации и развития человека
Слайд 10Задачи социальной педагогики:
;
5) раскрытие социально-педагогических основ многообразия видов
человеческой деятельности и условий ее реализации;
6) преобразование педагогических
возможностей социума в целях создания благоприятных условий для социализации человека, его конкурентоспособности в обществе;
7) установление связей с другими областями знания и реализация научного потенциала в различных сферах жизни общества.
Слайд 12Социально-педагогический процесс как управляемый , или организованный – это специально
организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (воспитанников) в социуме (социальное взаимодействие)
по поводу содержания образования с использованием средств социального обучения и воспитания (социально-педагогических средств) в целях решения задач социального образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Слайд 13Социально-педагогический процесс как неуправляемое , или слабоосознанное явление – стихийное,
слабо осознанное восприятие (воздействие) образовательных возможностей социума на личность посредством
совокупности известных факторов социализации. Эта разновидность социально-педагогического процесса может привести к непредсказуемым последствиям влияния среды на человека, равно как и обратного воздействия .
Слайд 14
По мнению М. В. Крупениной, это не только влияние одного
человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность,
поэтому педагогика должна изучать среду, вносить «организованный педагогический процесс» в неорганизованный быт.
Слайд 16Социальное воспитание
социальное воспитание — это система социальных взаимодействий в
социуме с целью использования его потенциала для разрешения проблем социализации
личности;
социальное воспитание — это специальная социально-педагогическая деятельность педагогов и обучающихся (воспитанников) для реализации целей образования в условиях конкретного социума;
социальное воспитание — это специфический процесс качественного преобразования личности под воздействием педагогических возможностей социума с целью развития качеств личности, значимых для ее социализации.
Слайд 17Социальное обучение
социальное обучение — это система социальных взаимодействий в
социуме с целью развития значимых для социализации человека знаний, умений
и навыков;
социальное обучение — это специфический процесс усвоения обучающимися научных знаний, форм и способов социализации в условиях конкретного социума;
социальное обучение — это специальная социально-педагогическая деятельность, заключающаяся в передаче и усвоении социального опыта.
Слайд 182. Принципы социальной педагогики
«Принцип» (лат. principium) – начало, основа.
Принципы социальной
педагогики – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности
органов образования и социальной защиты, здравоохранения и т.д., обусловленные развитием социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки.
Слайд 19Я.А. Коменский
Ж.Ж.Руссо
И.Г. Песталоцци
Ф. Дистервег
К.Д. Ушинский
Слайд 20Принцип природосообразности
Социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного,
природного развития ребенка.
Правила:
Учет возрастных особенностей детей;
2. Учет половых особенностей
детей: учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
3. Опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
4.Развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Слайд 21Принцип культуросообразности
Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике Ф. Дистервегом, который
считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места
и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова.
Слайд 22Принцип гуманизма
Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:
достойного отношения общества
ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном,
социальном положении они находятся;
признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям.
Слайд 23Принцип гуманизма
Януш Корчак
В.А. Сухомлинский
Ш.А. Амонашвили
Слайд 24Принцип социумности:
Принцип социумности требует соблюдения следующих правил:
учета ресурсов и
возможностей социума в обеспечении педагогического процесса обучения, воспитания и развития
личности;
использования разнообразия форм и методов реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем социализации личности;
диагностики потенциала социума и при необходимости восстановление его составляющих или развитие в целом педагогическими средствами
Слайд 253. Закономерности социально-педагогической науки
1. Любой социум обладает значительными социальными ресурсами
и возможностями, среди которых важное место занимает педагогический потенциал;
Педагогический потенциал
социума — совокупность значимых для личности возможностей приобретения новых знаний, навыков и умений, а также личностных качеств для самореализации в обществе.
Слайд 27Закономерности социально-педагогической науки
2. Педагогическое воздействие социума на человека в процессе
его социализации
Оно проявляется через включение личности во взаимодействие с социальной
средой, социумом через включение в социальную деятельность, в социальные отношения, взаимоотношения с социальными институтами, отдельными специалистами.
Слайд 28Закономерности социально-педагогической науки
3. Воспитательное воздействие социально-педагогической деятельности на личность;
4. Педагогическая
помощь человеку со стороны социума осуществляется средствами социального обучения, социального
воспитания и социального развития.
Слайд 29Социальное обучение – это социально-педагогическое явление, отражающее процесс взаимодействия личности
и информационных ресурсов и возможностей (потенциала) социума с целью усвоения
знаний, навыков и умений для успешной социализации в обществе.
Социальное воспитание – произвольное (организованное) и непроизвольное (стихийное) воздействие на сознание человека с целью развития у личности качеств, значимых для ее жизнедеятельности в социуме.
Социальное развитие – организованный и стихийный процессы приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом в целях формирования социальной активности как значимого для социума качества личности.