Слайд 1ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28
Павел Михайлович
Скворцов
Слайд 2Автор
Скворцов Павел Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
Почётный работник общего образования РФ
Председатель
предметной комиссии ГИА-9 по биологии в г. Москве
Автор пособия по
подготовке к итоговой аттестации по биологии «Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые задания. Технология решения»
Слайд 3Структура экзаменационной работы
Часть 1 – это 28 заданий, которые предполагают
краткий ответ в виде одной цифры или последовательности цифр.
Приносит максимум
(при безошибочном ответе) 35 баллов
Часть 2 – это 4 задания, которые требуют подробного развёрнутого ответа на вопросы.
Приносит 11 баллов при безошибочном ответе
Итого: 46 баллов за безошибочный ответ
Слайд 4Часть 1 варианта работы
Включает две составляющие:
Задания №№1-22 (с первого по
двадцать второе) – выбор одного верного ответа из четырёх предложенных
(стоимость – 1 балл)
Задания №№ 23-28 требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла,
а №28 – в три балла.
Слайд 5Задания №№1-22
№1 – Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей (1 задание)
№2 – Строение и
жизнедеятельность клетки (1 задание)
№3 – Признаки организмов. Бактерии и грибы (лишайники) (1 задание)
№№4-5 – Царство Растения (2 задания)
№№6-7 – Царство Животные (2 задания)
Слайд 6Задания №№1-22
№№8-17 – Человек и его здоровье (10 заданий)
№18 –
Экология (экологические факторы) (1 задание)
№19 – Экология и эволюция (1
задание)
№№20-22 – задания, проверяющие умения (3 задания).
Как можно увидеть, 10 заданий из 22 проверяют знания по разделу «Человек и его здоровье».
Слайд 7Задания №№23-28
№№23-24 – выбор 3 (трёх) верных ответов из 6
(шести) предложенных
№25 – установление соответствия
№26 – восстановление последовательности
№27 – восстановление
текста с помощью избыточного числа терминов (4 из 8)
№28 – работа по инструкции.
Слайд 8Работа с заданиями №№1-22
При выполнении данного вида заданий ученику важно
не только указать верный ответ, но и объяснить самому себе,
почему выбранный ответ является правильным. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что выбранный ответ совпадёт с эталонным. Поэтому при повторении материала курса биологии важно отработать это действие. Объяснение должно быть логичным и непротиворечивым, опираться на имеющиеся знания.
Слайд 9Пример выполнения задания 1-22
Пример выполнения задания:
Нервные импульсы поступают к
мышцам, железам и другим рабочим органам по
1) вставочным нейронам
2) двигательным
нейронам
3) белому веществу спинного мозга
4) серому веществу спинного и головного мозга
Ответ: 2
Объяснение:
Нервные импульсы к рабочим органам поступают по нейронам, которые называются двигательными. Значит, верный ответ – 2)
Слайд 10Пример выполнения задания 23
Выберите в приведённом ниже списке три признака,
характерных для эритроцитов человека, и запишите номера, под которыми они
указаны.
1) теряют ядра при созревании
2) имеют форму двояковогнутых дисков
3) склеиваются при повреждении сосудов
4) могут выходить в межклеточное пространство
5) обеспечивают клетки организма кислородом
6) увеличивают численность при воспалительном процессе
Ответ: 125
Слайд 11Объяснение правильности выбранного ответа 23
1 В зрелом состоянии эритроциты человека безъядерные,
значит, при созревании они должны терять ядра
2 Отличительной особенностью эритроцитов является
то, что они имеют форму двояковогнутого диска – так увеличивается поверхность этой клетки
5 В состав эритроцитов входит гемоглобин, способный соединяться с кислородом, поэтому эритроциты способны переносить кислород, снабжая им клетки тела
Слайд 12Пример выполнения задания 24
Известно, что ондатра (мускусная крыса) — это
небольшое млекопитающее, полуводный грызун, питающийся в основном прибрежной растительностью, а
также моллюсками.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В спячку не впадает.
2) Обитает по берегам рек и озёр.
3) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
4) Тело покрыто шёрстным покровом.
5) Родиной является Северная Америка.
6) Является добычей выдр, енотов и других хищных.
Ответ: 234
Слайд 13Объяснение правильности выбранного ответа 24
Цитата из текста, подтверждающая выбор
2 обитает по
берегам рек и озёр: ондатра – полуводный грызун, питающийся в
основном прибрежной растительностью
3 имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти: ондатра – полуводный грызун - дан главный признак отряда Грызуны
4 тело покрыто шёрстным покровом: ондатра – небольшое млекопитающее – дан один из признаков класса Млекопитающие
Слайд 14Пример выполнения задания 25
1. Установите соответствие между признаком и видом
клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу
первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните свой выбор.
Слайд 15Обучение выполнению задания 25
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и
поясните свой выбор.
Слайд 16Пример выполнения задания 26
Установите правильную последовательность прохождения воды по выделительной
системе.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание жидкости в
почечную лоханку
2) проникновение плазмы в капсулу нефрона
3) сбор воды в мочевом пузыре
4) обратное всасывание большей части воды в кровеносные капилляры
5) удаление жидкости через мочеиспускательный канал
Ответ: 24135
Слайд 17Пример выполнения задания 27
Вставьте в текст «Роль желудочного сока в
пищеварении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РОЛЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В ПИЩЕВАРЕНИИ
Соляная кислота желудочного сока убивает вредные микроорганизмы и активизирует ___ (А). Благодаря им в желудке ___ (Б) расщепляются на короткие пептиды, которые затем в тонком кишечнике разделятся на отдельные аминокислоты. Внутренняя стенка желудка образует многочисленные ____ (В), которые увеличивают поверхность слизистой. Объём желудка может меняться благодаря ___ (Г), входящей в состав его стенки.
Перечень терминов:
1) глюкоза
2) углевод
3) белок
4) фермент
5) складка
6) гладкая мускулатура
7) поперечнополосатые волокна
8) соединительная ткань
Слайд 18Обучение выполнению задания 27
Запишите в таблицу цифру и слово напротив
буквы и поясните свой выбор.
Слайд 19Подходы к выполнению задания №28
Задание №28 предлагает дать описание (характеристику)
биологического объекта по предложенной схеме из 5 пунктов
В вариантах КИМ
ОГЭ используются три линии задания № 28:
В качестве биологического объекта используется орган растения – лист
Объектом характеристики являются собака домашняя или лошадь
Слайд 20Пункты характеристики объектов 1 линии
А. Тип листа (черешковый или сидячий)
Б.
Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти: параллельное, дуговидное, пальчатое,
перистое)
В. Форма листа (по схеме, исходя из контура листа)
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части (по схеме, исходя из контура листа)
Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)
Слайд 22Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. А и Б выполняются,
исходя из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника большого лист
черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2)
Слайд 23Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. В и Г выполняются,
исходя из сделанного самим учащимся контуром листа. Для этого нужно
обвести рисунок по контуру и работать с обведённой фигурой
Слайд 24Выполнение задания №28 из 1 линии
Для контура листа монстеры форма
листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному
(Г1), если исходить из представленного рисунка
Слайд 25Выполнение задания №28 из 1 линии
Для выполнения п. Д на
рисунке имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести с картинкой. Для
листа ивы – это Д3 – пильчатый край
Слайд 26Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)
А. Окрас (по схеме из
4 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций)
В. Форма
ушей (по схеме из 6 позиций)
Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций)
Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций)
В ходе выполнения заданий от учащегося требуется работать с рисунками собаки в профиль и морды собаки, а для п.Г использовать линейку
Слайд 27Выполнение задания №28 из 2 линии
п. А выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
В приведённых случаях окрас собак однотонный и
соответствует ответу А1
Слайд 28Выполнение задания №28 из 2 линии
для п. Б предложенная схема
работает только для позиций 3 и 4, где собаки показаны
в профиль
так, легко определяется, что верхний профиль соответствует Б4
Слайд 29Выполнение задания №28 из 2 линии
Для п.Б позиций 1 и
2 нужны дополнительные сведения, например,
И тогда становится понятным, что второй
рисунок соответствует позиции Б1
Слайд 30Выполнение задания №28 из 2 линии
Для правильного понимания п. В
«Форма ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок с одной из
6 позиций. Но есть сложность.
Слайд 31Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Г выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
Слайд 32Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Д выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
Для этого форма хвоста сравнивается с одной
из 5-7 позиций.
Для данного случая – Д4 - крючком
Слайд 33Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)
А. Постановка головы (по схеме
из 3 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций)
В.
Форма спины (по схеме из 3 позиций)
Г. Расположение запястья передней конечности (по схеме из 3 позиций)
Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)
Слайд 34Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади
Слайд 35Выполнение пункта А
Необходимые разъяснения
длина шеи равна или несколько меньше длины
головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая
шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 36длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от
основания к ушам заметно суживается – короткая шея
длина шеи больше,
чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 37Выполнение пункта Б
Линия переносицы прямая
расстояние от ноздрей до губ значительно
меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – клиновидная голова
расстояние
от ноздрей до губ незначительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – прямая голова
Линия переносицы имеет изгибы
Перед ноздрями хорошо заметен бугор - горбоносая
Слайд 38Выполнение пункта В
Нужно провести линию от начала шеи до начала
крупа (задней части лошади).
Слайд 39Выполнение пункта Г
Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину
локтя с задней частью копыта)
Напомним строение передней конечности лошади
Для выполнения
пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить
Слайд 40Выполнение пункта Д
Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку
задней поверхности седалищного и пяточного бугров)
Нужно напомнить, что у лошади
голеностопный сустав (соединяющий кости голени и стопы) именуется «путовым», а также показать, где у лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из 5 позиций
Слайд 41Задание №28
Пояснения по выполнению задания № 28 необходимы, поскольку нынешние
УМК не уделяют должного внимания формированию умения характеризовать незнакомый объект
по известным критериям.
Данное задание оценивается в 3 балла, поэтому его верное выполнение весьма важно для итогового результата выпускника
Слайд 42Спасибо за внимание!
Следующая встреча будет посвящена заданиям №№29-32 экзаменационной работы