Разделы презентаций


ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28

Содержание

АвторСкворцов Павел Михайловичкандидат педагогических наук, доцентПочётный работник общего образования РФПредседатель предметной комиссии ГИА-9 по биологии в г. МосквеАвтор пособия по подготовке к итоговой аттестации по биологии «Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28
Павел Михайлович
Скворцов

ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28Павел МихайловичСкворцов

Слайд 2Автор
Скворцов Павел Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
Почётный работник общего образования РФ
Председатель

предметной комиссии ГИА-9 по биологии в г. Москве
Автор пособия по

подготовке к итоговой аттестации по биологии «Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые задания. Технология решения»
АвторСкворцов Павел Михайловичкандидат педагогических наук, доцентПочётный работник общего образования РФПредседатель предметной комиссии ГИА-9 по биологии в г.

Слайд 3Структура экзаменационной работы
Часть 1 – это 28 заданий, которые предполагают

краткий ответ в виде одной цифры или последовательности цифр.
Приносит максимум

(при безошибочном ответе) 35 баллов
Часть 2 – это 4 задания, которые требуют подробного развёрнутого ответа на вопросы.
Приносит 11 баллов при безошибочном ответе
Итого: 46 баллов за безошибочный ответ
Структура экзаменационной работыЧасть 1 – это 28 заданий, которые предполагают краткий ответ в виде одной цифры или

Слайд 4Часть 1 варианта работы
Включает две составляющие:
Задания №№1-22 (с первого по

двадцать второе) – выбор одного верного ответа из четырёх предложенных

(стоимость – 1 балл)
Задания №№ 23-28 требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла,
а №28 – в три балла.
Часть 1 варианта работыВключает две составляющие:Задания №№1-22 (с первого по двадцать второе) – выбор одного верного ответа

Слайд 5Задания №№1-22
№1 – Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины

мира, в практической деятельности людей (1 задание)
№2 – Строение и

жизнедеятельность клетки (1 задание)
№3 – Признаки организмов. Бактерии и грибы (лишайники) (1 задание)
№№4-5 – Царство Растения (2 задания)
№№6-7 – Царство Животные (2 задания)
Задания №№1-22№1 – Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей (1 задание)№2

Слайд 6Задания №№1-22
№№8-17 – Человек и его здоровье (10 заданий)
№18 –

Экология (экологические факторы) (1 задание)
№19 – Экология и эволюция (1

задание)
№№20-22 – задания, проверяющие умения (3 задания).
Как можно увидеть, 10 заданий из 22 проверяют знания по разделу «Человек и его здоровье».
Задания №№1-22№№8-17 – Человек и его здоровье (10 заданий)№18 – Экология (экологические факторы) (1 задание)№19 – Экология

Слайд 7Задания №№23-28
№№23-24 – выбор 3 (трёх) верных ответов из 6

(шести) предложенных
№25 – установление соответствия
№26 – восстановление последовательности
№27 – восстановление

текста с помощью избыточного числа терминов (4 из 8)
№28 – работа по инструкции.
Задания №№23-28№№23-24 – выбор 3 (трёх) верных ответов из 6 (шести) предложенных№25 – установление соответствия№26 – восстановление

Слайд 8Работа с заданиями №№1-22
При выполнении данного вида заданий ученику важно

не только указать верный ответ, но и объяснить самому себе,

почему выбранный ответ является правильным. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что выбранный ответ совпадёт с эталонным. Поэтому при повторении материала курса биологии важно отработать это действие. Объяснение должно быть логичным и непротиворечивым, опираться на имеющиеся знания.
Работа с заданиями №№1-22При выполнении данного вида заданий ученику важно не только указать верный ответ, но и

Слайд 9Пример выполнения задания 1-22
Пример выполнения задания:
Нервные импульсы поступают к

мышцам, железам и другим рабочим органам по
1) вставочным нейронам
2) двигательным

нейронам
3) белому веществу спинного мозга
4) серому веществу спинного и головного мозга
Ответ: 2
Объяснение:
Нервные импульсы к рабочим органам поступают по нейронам, которые называются двигательными. Значит, верный ответ – 2)
Пример выполнения задания 1-22Пример выполнения задания: Нервные импульсы поступают к мышцам, железам и другим рабочим органам по1)

Слайд 10Пример выполнения задания 23
Выберите в приведённом ниже списке три признака,

характерных для эритроцитов человека, и запишите номера, под которыми они

указаны.
1) теряют ядра при созревании
2) имеют форму двояковогнутых дисков
3) склеиваются при повреждении сосудов
4) могут выходить в межклеточное пространство
5) обеспечивают клетки организма кислородом
6) увеличивают численность при воспалительном процессе
Ответ: 125

Пример выполнения задания 23Выберите в приведённом ниже списке три признака, характерных для эритроцитов человека, и запишите номера,

Слайд 11Объяснение правильности выбранного ответа 23
1 В зрелом состоянии эритроциты человека безъядерные,

значит, при созревании они должны терять ядра
2 Отличительной особенностью эритроцитов является

то, что они имеют форму двояковогнутого диска – так увеличивается поверхность этой клетки
5 В состав эритроцитов входит гемоглобин, способный соединяться с кислородом, поэтому эритроциты способны переносить кислород, снабжая им клетки тела

Объяснение правильности выбранного ответа 231	В зрелом состоянии эритроциты человека безъядерные, значит, при созревании они должны терять ядра2	Отличительной

Слайд 12Пример выполнения задания 24
Известно, что ондатра (мускусная крыса) — это

небольшое млекопитающее, полуводный грызун, питающийся в основном прибрежной растительностью, а

также моллюсками.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В спячку не впадает.
2) Обитает по берегам рек и озёр.
3) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
4) Тело покрыто шёрстным покровом.
5) Родиной является Северная Америка.
6) Является добычей выдр, енотов и других хищных.
Ответ: 234

Пример выполнения задания 24Известно, что ондатра (мускусная крыса) — это небольшое млекопитающее, полуводный грызун, питающийся в основном

Слайд 13Объяснение правильности выбранного ответа 24
Цитата из текста, подтверждающая выбор
2 обитает по

берегам рек и озёр: ондатра – полуводный грызун, питающийся в

основном прибрежной растительностью
3 имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти: ондатра – полуводный грызун - дан главный признак отряда Грызуны
4 тело покрыто шёрстным покровом: ондатра – небольшое млекопитающее – дан один из признаков класса Млекопитающие

Объяснение правильности выбранного ответа 24	Цитата из текста, подтверждающая выбор2	обитает по берегам рек и озёр: ондатра – полуводный

Слайд 14Пример выполнения задания 25
1. Установите соответствие между признаком и видом

клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу

первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните свой выбор.
Пример выполнения задания 251. Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого

Слайд 15Обучение выполнению задания 25
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и

поясните свой выбор.

Обучение выполнению задания 25Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните свой выбор.

Слайд 16Пример выполнения задания 26
Установите правильную последовательность прохождения воды по выделительной

системе.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание жидкости в

почечную лоханку
2) проникновение плазмы в капсулу нефрона
3) сбор воды в мочевом пузыре
4) обратное всасывание большей части воды в кровеносные капилляры
5) удаление жидкости через мочеиспускательный канал
Ответ: 24135
Пример выполнения задания 26Установите правильную последовательность прохождения воды по выделительной системе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1)

Слайд 17Пример выполнения задания 27
Вставьте в текст «Роль желудочного сока в

пищеварении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые

обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РОЛЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В ПИЩЕВАРЕНИИ
Соляная кислота желудочного сока убивает вредные микроорганизмы и активизирует ___ (А). Благодаря им в желудке ___ (Б) расщепляются на короткие пептиды, которые затем в тонком кишечнике разделятся на отдельные аминокислоты. Внутренняя стенка желудка образует многочисленные ____ (В), которые увеличивают поверхность слизистой. Объём желудка может меняться благодаря ___ (Г), входящей в состав его стенки.
Перечень терминов:
1) глюкоза
2) углевод
3) белок
4) фермент
5) складка
6) гладкая мускулатура
7) поперечнополосатые волокна
8) соединительная ткань
Пример выполнения задания 27Вставьте в текст «Роль желудочного сока в пищеварении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя

Слайд 18Обучение выполнению задания 27
Запишите в таблицу цифру и слово напротив

буквы и поясните свой выбор.

Обучение выполнению задания 27Запишите в таблицу цифру и слово напротив буквы и поясните свой выбор.

Слайд 19Подходы к выполнению задания №28
Задание №28 предлагает дать описание (характеристику)

биологического объекта по предложенной схеме из 5 пунктов
В вариантах КИМ

ОГЭ используются три линии задания № 28:
В качестве биологического объекта используется орган растения – лист
Объектом характеристики являются собака домашняя или лошадь
Подходы к выполнению задания №28Задание №28 предлагает дать описание (характеристику) биологического объекта по предложенной схеме из 5

Слайд 20Пункты характеристики объектов 1 линии
А. Тип листа (черешковый или сидячий)
Б.

Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти: параллельное, дуговидное, пальчатое,

перистое)
В. Форма листа (по схеме, исходя из контура листа)
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части (по схеме, исходя из контура листа)
Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)
Пункты характеристики объектов 1 линииА. Тип листа (черешковый или сидячий)Б. Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти:

Слайд 21Объекты характеристики 1 линии

Объекты характеристики 1 линии

Слайд 22Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. А и Б выполняются,

исходя из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника большого лист

черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2)
Выполнение задания №28 из 1 линииПп. А и Б выполняются, исходя из имеющихся у выпускника знаний: у

Слайд 23Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. В и Г выполняются,

исходя из сделанного самим учащимся контуром листа. Для этого нужно

обвести рисунок по контуру и работать с обведённой фигурой
Выполнение задания №28 из 1 линииПп. В и Г выполняются, исходя из сделанного самим учащимся контуром листа.

Слайд 24Выполнение задания №28 из 1 линии
Для контура листа монстеры форма

листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному

(Г1), если исходить из представленного рисунка
Выполнение задания №28 из 1 линииДля контура листа монстеры форма листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип

Слайд 25Выполнение задания №28 из 1 линии
Для выполнения п. Д на

рисунке имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести с картинкой. Для

листа ивы – это Д3 – пильчатый край
Выполнение задания №28 из 1 линииДля выполнения п. Д на рисунке имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести

Слайд 26Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)
А. Окрас (по схеме из

4 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций)
В. Форма

ушей (по схеме из 6 позиций)
Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций)
Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций)
В ходе выполнения заданий от учащегося требуется работать с рисунками собаки в профиль и морды собаки, а для п.Г использовать линейку
Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)А. Окрас (по схеме из 4 позиций)Б. Форма головы (по схеме из

Слайд 27Выполнение задания №28 из 2 линии
п. А выполняется на основе

рисунка собаки в профиль.
В приведённых случаях окрас собак однотонный и

соответствует ответу А1
Выполнение задания №28 из 2 линиип. А выполняется на основе рисунка собаки в профиль.В приведённых случаях окрас

Слайд 28Выполнение задания №28 из 2 линии
для п. Б предложенная схема

работает только для позиций 3 и 4, где собаки показаны

в профиль
так, легко определяется, что верхний профиль соответствует Б4
Выполнение задания №28 из 2 линиидля п. Б предложенная схема работает только для позиций 3 и 4,

Слайд 29Выполнение задания №28 из 2 линии
Для п.Б позиций 1 и

2 нужны дополнительные сведения, например,
И тогда становится понятным, что второй

рисунок соответствует позиции Б1
Выполнение задания №28 из 2 линииДля п.Б позиций 1 и 2 нужны дополнительные сведения, например,И тогда становится

Слайд 30Выполнение задания №28 из 2 линии
Для правильного понимания п. В

«Форма ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок с одной из

6 позиций. Но есть сложность.
Выполнение задания №28 из 2 линииДля правильного понимания п. В «Форма ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок

Слайд 31Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Г выполняется на основе

рисунка собаки в профиль.

Выполнение задания №28 из 2 линиип. Г выполняется на основе рисунка собаки в профиль.

Слайд 32Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Д выполняется на основе

рисунка собаки в профиль.
Для этого форма хвоста сравнивается с одной

из 5-7 позиций.
Для данного случая – Д4 - крючком
Выполнение задания №28 из 2 линиип. Д выполняется на основе рисунка собаки в профиль.Для этого форма хвоста

Слайд 33Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)
А. Постановка головы (по схеме

из 3 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций)
В.

Форма спины (по схеме из 3 позиций)
Г. Расположение запястья передней конечности (по схеме из 3 позиций)
Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)
Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)А. Постановка головы (по схеме из 3 позиций)Б. Форма головы (по схеме

Слайд 34Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади

Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади

Слайд 35Выполнение пункта А
Необходимые разъяснения
длина шеи равна или несколько меньше длины

головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая

шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Выполнение пункта АНеобходимые разъяснениядлина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от основания к ушам заметно

Слайд 36длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от

основания к ушам заметно суживается – короткая шея

длина шеи больше,

чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея


длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая

Слайд 37Выполнение пункта Б
Линия переносицы прямая
расстояние от ноздрей до губ значительно

меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – клиновидная голова
расстояние

от ноздрей до губ незначительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – прямая голова
Линия переносицы имеет изгибы
Перед ноздрями хорошо заметен бугор - горбоносая
Выполнение пункта БЛиния переносицы прямаярасстояние от ноздрей до губ значительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей

Слайд 38Выполнение пункта В
Нужно провести линию от начала шеи до начала

крупа (задней части лошади).

Выполнение пункта ВНужно провести линию от начала шеи до начала крупа (задней части лошади).

Слайд 39Выполнение пункта Г
Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину

локтя с задней частью копыта)
Напомним строение передней конечности лошади
Для выполнения

пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить

Выполнение пункта ГРасположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину локтя с задней частью копыта)Напомним строение передней

Слайд 40Выполнение пункта Д
Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку

задней поверхности седалищного и пяточного бугров)
Нужно напомнить, что у лошади

голеностопный сустав (соединяющий кости голени и стопы) именуется «путовым», а также показать, где у лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из 5 позиций

Выполнение пункта ДПостановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)Нужно напомнить,

Слайд 41Задание №28
Пояснения по выполнению задания № 28 необходимы, поскольку нынешние

УМК не уделяют должного внимания формированию умения характеризовать незнакомый объект

по известным критериям.
Данное задание оценивается в 3 балла, поэтому его верное выполнение весьма важно для итогового результата выпускника
Задание №28Пояснения по выполнению задания № 28 необходимы, поскольку нынешние УМК не уделяют должного внимания формированию умения

Слайд 42Спасибо за внимание! Следующая встреча будет посвящена заданиям №№29-32 экзаменационной работы

Спасибо за внимание!  Следующая встреча будет посвящена заданиям №№29-32 экзаменационной работы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика