Разделы презентаций


OGP_S_1-2

Содержание

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯВоенная кафедра № 1Преподаватель кафедры капитан запаса И.А. Чернавкин

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный

технический университет им. Н.Э. Баумана»

ФАКУЛЬТЕТ
ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Военная кафедра № 1


Преподаватель

кафедры
капитан запаса И.А. Чернавкин
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»ФАКУЛЬТЕТ

Слайд 3Тема №1: Вопросы

государственного и военного строительства Российской Федерации
Занятие № 2:
Вооруженные Силы

России в
Структуре государственных институтов

Дисциплина:
«Общесвенно-государственная подготовка»

Тема №1:         Вопросы государственного и военного строительства Российской ФедерацииЗанятие

Слайд 4Учебные и воспитательные цели:

ознакомить студентов с ролью Вооруженных Сил в

структуре государства и основными принципами военного строительства;

2) формировать у студентов

чувство гордости за
Российские Вооруженные Силы.

3) В результате проведения семинара студенты должны
знать: структуру Вооруженных Сил РФ, их руководство
и порядок управления, принципы и перспективы
развития.

Формировать у студентов чувство гордости за Российские Вооруженные Силы;

5) Воспитывать у студентов любовь к своей военной
специальности и стремление к постоянному
совершенствованию своей квалификации.
Учебные и воспитательные цели:ознакомить студентов с ролью Вооруженных Сил в структуре государства и основными принципами военного строительства;2)

Слайд 5Учебные вопросы:
Вооруженные Силы в структуре государства.

Руководство и управление Вооруженными

Силами.

3. Современное состояние и перспективы совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учебные вопросы: Вооруженные Силы в структуре государства.Руководство и управление Вооруженными Силами.3. Современное состояние и перспективы совершенствования Вооруженных

Слайд 6Вступление

За 5500 лет на Земле (после того, как возникли государства)

произошло около 15 000 войн и вооруженных конфликтов, в которых

погибло около 3,5 млрд. чел. (общая численность людей - чуть больше 5 млрд.)
Другими словами: за всю историю своего цивилизованного существования люди жили в условиях всеобщего мира только 292 года, т.е. менее одной недели каждые 100 лет.
Характерной особенностью развития человечества является то, что военная сила всегда считалась основным средством решения и проведения своей политики. И здесь надо вспомнить яркое определение Карла Клаузевица, что "Война - это продолжение политики, только иными средствами".
ВступлениеЗа 5500 лет на Земле (после того, как возникли государства) произошло около 15 000 войн и вооруженных

Слайд 7Сегодня приходится констатировать, что взаимозависимость государств в современном мире, когда

любой военный конфликт может вызвать глобальную катастрофу, их количество и

ожесточенность продолжает расти. Примеров этому множество - в конце 90-х годов - Персидский залив, Югославия, несколько ранее Сомали, Ангола, Ливия, Панама, Афганистан, Вьетнам, Корея и т.д.

В условиях не прекращающихся военных конфликтов, способных перерасти в большую войну, любое государство вынуждено заботиться о своей военной безопасности.

На предыдущем занятии мы рассмотрели проблемы военной безопасности России, ознакомились с ее военной системой и пришли к основному выводу о том, что военная безопасность - дело всего государства, она немыслима без наличия военной силы соот­ветствующей величины. Вопрос о военной безопасности тесно связан с ролью Вооруженных Сил в структуре государства, к рассмотрению чего и перейдем.
Сегодня приходится констатировать, что взаимозависимость государств в современном мире, когда любой военный конфликт может вызвать глобальную катастрофу,

Слайд 81 учебный вопрос
Вооруженные Силы
в структуре государства

1 учебный вопросВооруженные Силы в структуре государства

Слайд 9 Рассмотрим вопрос роли и месте Вооруженных

Сил в структуре государства. Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны

основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «Об обороне», а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью, воинской обязанностью и воинской службой, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией.

Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве определены в Основном Законе - Конституции. В её нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст.3). В ст.59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п.2. этой статьи подчёркивается, что гражданин несёт службу в соответствии с федеральным законом. Также в основном законе содержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органов государственной власти в области организации обороны и военного строительства. Так, в ст. 102, 104, 105 – компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 – Правительства.

Рассмотрим вопрос роли и месте Вооруженных Сил в структуре государства. Законодательство Российской Федерации

Слайд 10 На основании данных положений Конституции разрабатываются и принимаются

законодательные акты, в которых детально определяются задачи государственных органов, регламентируются

общественные отношения по вопросам обороны и военного строительства (эти документы объединяются понятием «оборонное законодательство», «пакет военных законов».)
Базовым правовым актом, на основе которого разработано и принято все военное законодательство, является Федеральный закон «Об обороне». Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов Федерации, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны. Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Федеральный закон «Об обороне» определяет задачи, состав и предназначение ВС РФ.
На основании данных положений Конституции разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются задачи

Слайд 11Назначение Вооруженных Сил РФ

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная

военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

НАЗНАЧЕНИЕ:

отражение агрессии, направленной

против Российской Федерации;

вооруженная защита неприкосновенности и территориальной целостности России;

выполнение задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Назначение Вооруженных Сил РФВооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Слайд 12 Вооружённые Силы (ВС) — вооружённая организация государства, предназначенная для

защиты его суверенитета и территориальной целостности в случае войны, одно

из важнейших орудий политической власти.
Назначение вооружённых сил, принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются обществом, государственным строем и политикой государства, а также масштабом страны: её размерами и географическим положением, объемом экономики, историческими, социальными и культурными традициями. Решающее влияние на вооружённые силы всегда оказывали и оказывают экономика и власть.
Вооружённые силы различных государств различаются численностью, принципами формирования, организационной структурой, выполняемыми функциями (например: — ВС княжества Монако меньше национального оркестра (в оркестре 85 человек (чел.);
 — ВС КНР около 5 000 000 чел.).
Вооружённые Силы (ВС) — вооружённая организация государства, предназначенная для защиты его суверенитета и территориальной целостности в

Слайд 13Вооруженные Силы Российской Федерации организационно состоят из:

1) органов военного управления;

2)

видов ВС и самостоятельных родов войск.

Вооруженные Силы Российской Федерации организационно состоят из:1) органов военного управления;2) видов ВС и самостоятельных родов войск.

Слайд 14Вооруженные силы Российской Федерации

Виды Вооруженных Сил:
Сухопутные войска;
ВКО;
ВМФ.
Самостоятельные рода войск:
РВСН;
Космические силы;
ВДВ.

Вооруженные силы Российской ФедерацииВиды Вооруженных Сил:Сухопутные войска;ВКО;ВМФ.Самостоятельные рода войск:РВСН;Космические силы;ВДВ.

Слайд 16 Часть Вооруженных Сил может входить в объединенные вооруженные

силы или находиться под их командованием в соответствии с международными

договорами.
В соответствии со статьей 11 Вооруженные Силы состоят:
- из центральных органов военного управления;
объединений; - соединений;
воинских частей; - подразделений.
Федеральным законом «Об обороне» определены:
- основы руководства и управления Вооруженными Силами;
- понятия и порядок введения состояния войны, военного положения, мобилизации.
Часть Вооруженных Сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под их командованием в

Слайд 17Соединение
Обычно под этим термином подразумевается дивизия. Здесь слово «соединение» обозначает

соединение частей. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу)

подчиняются другие части (полки). Все вместе и образует соединение - дивизию. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это бывает тогда, когда в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, которые сами по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае, как и штаб дивизии, имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады. Кстати, одновременно в составе штаба бригады (дивизии) могут существовать батальоны и роты. Так что одновременно в соединении могут быть батальоны и роты как подразделения, и батальоны и роты как части.

Объединение
Этот понятие включает корпус, армию, войска округа (фронта), и группы армий. Штаб объединения является управлением (частью), которой подчинены различные соединения и воинские части.
СоединениеОбычно под этим термином подразумевается дивизия. Здесь слово «соединение» обозначает соединение частей. Штаб дивизии имеет статус части.

Слайд 18Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными

из которых являются:
Основные правовые акты в области обороны:


«О статусе

военнослужащих»;

«О воинской обязанности и военной службе»;

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Правовую основу обороны страны составляет также ряд других законов, основными из которых являются:Основные правовые акты в области

Слайд 19 Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяющий в соответствии

с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также

основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяющий в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность

Слайд 20 Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также

указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами Министра

Обороны РФ.

Непосредственная регламентация жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ содержится в общевоинских уставах, имеющих силу закона, а также в специальных уставах и наставлениях и иных правовых документах.

Силы и средства вооруженных сил и других войск российской федерации могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти и местного самоуправления, населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. для решения стоящих перед вс и другими войсками задач создаются группировки войск (сил) на территории российской федерации, а также за пределами ее территории в составе совместных или российских группировок и отдельных баз (объектов).
Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами

Слайд 21 До начала XX века Вооруженные Силы различных государств

состояли из Сухопутных армий и, если была необходимость, из Военно-Морского

Флота.

Современные Вооруженные Силы в большинстве государств состоят из различных видов этих сил, высших органов военного управления, органов тыла и, в некоторых случаях, иных военных организаций государства. В разных странах это могут быть различные структуры: такие, например, как внутренние и пограничные войска, национальная гвардия и т.д.

Теперь перейдем к принципам и основным направлениям строительства Вооруженных Сил.
До начала XX века Вооруженные Силы различных государств состояли из Сухопутных армий и, если была

Слайд 22Рассматривать этот вопрос мы начнем с

понятия "военное строительство", затем выясним его цели, из целей

будут вытекать задачи военного строительства, которые, в свою очередь, будут определять конкретное содержание военного строительства. Далее мы познакомимся с основными принципами военного строительства и факторами, влияющими на него, и сделаем вывод.

Под военным строительством Российской Федерации понимается система (комплекс) экономических, социально-политических и собственно военных мероприятий, проводимых федеральными органами власти в интересах укрепления военной мощи Российской Федерации.

Под экономическими мероприятиями понимаются мероприятия по созданию, производству и поставке вооружения, военной и другой техники, а также материальных средств, необходимых для содержания и применения военной силы.

Социально-политические мероприятия - мероприятия по повышению социальной защищенности военнослужащих, поднятию престижа военной службы, улучшению морально-психологической подготовки и патриотического воспитания военнослужащих и всех граждан России.

Собственно военные - мероприятия по совершенствованию структуры, состава, управления, подготовки и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.
Рассматривать этот  вопрос  мы  начнем  с  понятия

Слайд 23 Целью военного строительства в данный исторический период является

укрепление военной мощи Российской Федерации до уровня, необходимого и достаточного

для обеспечения безопасности государства в военной области.

Основными задачами военного строительства являются:

формирование в условиях ресурсных и финансовых ограничений военной организации, отвечающей требованиям современной и прогнозируемой геостратегической,
внутриэкономической и внутриполитической обстановки;
- сохранение и оптимальное развитие оборонных отраслей промышленности, а также других отраслей экономики в интересах создания и поддержания требуемого уровня военной мощи России;
создание системы социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации и их семей, поднятие престижа военной службы, усиление патриотического воспитания и морально-психологической подготовки граждан России;
- приведение военной инфраструктуры России в соответствие с требованиями обеспечения ее безопасности, подготовка территории страны к обороне. (Военная инфраструктура - оптимальное сочетание всех элементов военной системы, размещение на территории страны запасов материальных средств, сеть железных и автомобильных дорог, аэродромов, магистральных трубопроводов, энергосеть и т.п.)

Целью военного строительства в	данный исторический период является укрепление военной мощи Российской Федерации до уровня,

Слайд 24Военное строительство включает:

- создание и развитие системы государственного и военного

управления, обеспечивающей устойчивое управление страной, Вооруженными Силами и другими войсками

в мирное и военное время. Такая система предполагает соответствующую подготовку представителей органов государственной власти и управления, в компетенцию которых входит решение вопросов обеспечения обороны и безопасности страны;

- создание нормативно-правовой базы, в том числе и законодательное регулирование деятельности упомянутых органов государственной власти, с целью обеспечения и упорядочения их взаимодействия при обеспечении безопасности государства в военной сфере;

- строительство, подготовка и поддержание в необходимой степени готовности Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. При этом поддержание их боевого потенциала на уровне, отвечающем современным требованиям, невозможно без разработки, производства и совершенствования вооружения и военной техники;
Военное строительство включает:- создание и развитие системы государственного и военного управления, обеспечивающей устойчивое управление страной, Вооруженными Силами

Слайд 25развитие военной науки и сотрудничество с другими государствами в вопросах

обеспечения военной безопасности;

развитие инфраструктуры с учетом использования ее элементов при

решении оборонных задач;

создание запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резервах;

мобилизационная подготовка органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений;

составляющим элементом военного строительства является осуществление мероприятий гражданской обороны (Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.);

воспитание граждан России в духе патриотизма, готовности к беззаветной защите Родины, уважения к Конституции и безусловного выполнения действующих в стране законов.
развитие военной науки и сотрудничество с другими государствами в вопросах обеспечения военной безопасности;развитие инфраструктуры с учетом использования

Слайд 26Решение задач военного строительства в России осуществляется в условиях воздействия

на него определенных факторов и с соблюдением определенных принципов.

Выделяют внешние

и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России

Решение задач военного строительства в России осуществляется в условиях воздействия на него определенных факторов и с соблюдением

Слайд 27Внешними факторами для Российской Федерации являются:
территориальные претензии к Российской Федерации

и ее союзникам со стороны третьих стран;
существующие и потенциальные очаги

локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего, вблизи от российских границ;
опасность применения ядерного и других видов ОМП другими государствами;
распространение ядерного и других видов ОМП и возможные попытки его использования в интересах отдельных стран, организаций и террористических групп;
возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации с целью дестабилизации ее внутриполитической обстановки;
нарушение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
нападения на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории других государств;
расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;
международный терроризм.
 
Внешними факторами для Российской Федерации являются:территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам со стороны третьих стран;существующие

Слайд 28Внутренними факторами, определяющими характер и направленность военного строительства Российской Федерации,

являются:
противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций, осуществляемая с использованием

вооруженного насилия;
попытки насильственного свержения существующего конституционного строя;
рост организованной преступности;
нападения на потенциально опасные объекты;
нападения на предприятия, имеющие штатное оружие с целью его захвата;
создание незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов;
множественное возникновение мест компактного проживания иностранных граждан.
Внутренними факторами, определяющими характер и направленность военного строительства Российской Федерации, являются:противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций,

Слайд 29 Решение задач военного строительства в России осуществляется с соблюдением

следующих принципов:
соответствие военной мощи России уровню угрозы безопасности в военной

области;
комплексность и государственный уровень;
руководства военным строительством Российской Федерации;
организация военного строительства с учетом условий перехода к рыночной экономике и новых межгосударственных отношений;
неукоснительное соблюдение гражданских и политических прав и свобод, социально-правовая защищенность военнослужащих в соответствии со спецификой воинской службы;
использование отечественного и мирового опыта военного строительства;
совместное и скоординированное строительство Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, рациональное распределение между ними задач обеспечения безопасности Российской Федерации в военной области;
соответствие организационной структуры, боевого состава, численности и сроков готовности войск (сил) возлагаемым на них задачам, международным обязательствам и экономическим возможностям Российской Федерации, демографической ситуации в России;
централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе.
Решение задач военного строительства в России осуществляется с соблюдением следующих принципов:соответствие военной мощи России уровню угрозы

Слайд 30В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение

политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы

Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.

Слайд 31 Выводы:
Военное строительство - сложный и многогранный процесс целенаправленной и

последовательной деятельности всего государства.
Главной его целью является создание и поддержание

военного потенциала страны на уровне, обеспечивающем нейтрализацию существующих и прогнозируемых военных угроз.
Эта конечная цель определяет задачи, содержание и принципы военного строительств.

Выводы:Военное строительство - сложный и многогранный процесс целенаправленной и последовательной деятельности всего государства.Главной его целью является

Слайд 322 учебный вопрос
Руководство и управление Вооруженными Силами

2 учебный вопросРуководство и управление Вооруженными Силами

Слайд 33Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ

руководит

управляет
Президент Министр обороны

(Издает приказы и директивы) (Управляет через Министерство
обороны и Генеральный штаб)


Генеральный штаб является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Руководство и управление Вооруженными Силами Российской ФедерацииВооруженные Силы РФ

Слайд 34 Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской

Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный

Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской

Слайд 35 Руководство и управление Вооруженными Силами

Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются

на государственном языке Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральным законом.
 
Перечислим теперь функции Министерства Обороны, а затем Генерального штаба.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил

Слайд 36Министерство обороны Российской Федерации:
1)участвует в разработке предложений по вопросам

военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;
2)разрабатывает концепцию

строительства ВС РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
3)разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;
4)разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны Российской Федерации выделенных средств и представляет их в Правительство Российской Федерации;
5)координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;
6)организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны;
7)заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;
8)финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;
Министерство обороны Российской Федерации: 1)участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской

Слайд 379) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ;
10) обеспечивает социальную защиту

военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской Федерации, уволенных с

военной службы, и членов их семей;
11) представляет Президенту РФ проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе ВС РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
12) представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных
учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;
13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;
14) координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;
15) сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.
9) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ; 10) обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской

Слайд 38Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) разрабатывает предложения по

военной доктрине РФ;
2) разрабатывает план строительства ВС РФ и

координирует разработку планов строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
3) координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
4) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
5) готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;
8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны;
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации: 1) разрабатывает предложения по военной доктрине РФ; 2) разрабатывает план строительства

Слайд 399) координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований,

органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль

за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
10) анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;
11) осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;
12) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;
13) организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности ВС РФ;
14) организует взаимодействие ВС РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами;
15) участвует в разработке Плана гражданской обороны;
16) определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;
17) разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
18) организует мобилизационное и стратегическое развертывание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
19) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе ВС РФ.
9) координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных

Слайд 40Выводы:

Одним из важнейших министерств является Министерство обороны РФ. Руководство Вооруженными

Силами осуществляет Президент РФ, а управление – министр обороны РФ

через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

В функции Министерства обороны входит участие в разработке военной политики и военной доктрины, разработка федеральной программы вооружений и предложений по расходам на оборону, координация и финансирование работ в целях обороны, закупка военной техники и др.
Выводы:Одним из важнейших министерств является Министерство обороны РФ. Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, а управление –

Слайд 413 учебный вопрос
Современное состояние
и перспективы совершенствования Вооруженных Сил Российской

Федерации

3 учебный вопросСовременное состояние и перспективы совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации

Слайд 42В настоящее время армия и флот находятся на подъеме. Финансируется

военное ведомство на хорошем уровне. Это позволило закупить новые образцы

оружия и организовать поставки в войска новейших образцов вооружений.

Боевая учеба организована с высокой интенсивностью, летчики летают, моряки выходят в море. Обеспечение вооружениями и уровень обучености позволяют России дать отпор различным угрозам.

Главной задачей вооруженных сил остаются стратегическое сдерживание и предотвращение агрессии. Созданы и обустроены группировки войск постоянной боевой готовности на центрально-азиатском, юго-западном и северном направлениях. Эти силы должны использовать самую современную технику и методику программно-целевого планирования.
В настоящее время армия и флот находятся на подъеме. Финансируется военное ведомство на хорошем уровне. Это позволило

Слайд 43Радикальные изменения военно-политической обстановки, содержания задач и условий обеспечения военной

безопасности Российской Федерации определяют основное содержание комплексной военной реформы –

составной части и приоритетной задачи современного этапа военного строительства.

Военная реформа в Российской Федерации - комплекс экономических, социально-политических, организационно-технических, собственно военных и других мероприятий военного строительства по коренному преобразованию военной организации государства, начатых в середине 90-х годов 20 века.

Основной целью военного строительства и развития военной организации в этот период является оптимизация структуры, сокращение состава и численности силового компонента военной организации на основе комплексирования сил и средств Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при решении ими задач обороны страны и безопасности государства.

Преобразования военной организации Российской Федерации были начаты с момента образования современной российской государственности, созданием Вооруженных Сил Российской Федерации, образованием министерств и ведомств, имеющих в своем составе войска, воинские формирования и органы, формированием оборонного промышленного и научного комплекса.
Радикальные изменения военно-политической обстановки, содержания задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации определяют основное содержание комплексной

Слайд 44Приоритетными направлениями военного строительства
определены:

совершенствование системы и повышение качественного

уровня государственного управления военным строительством;
приведение задач военной организации государства

в соответствие с реальными угрозами национальной безопасности Российской Федерации с учетом утвержденных объемов ассигнований, выделяемых на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
оптимизация системы органов военного управления, структуры, состава и численности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;
повышение боевой и мобилизационной готовности силового компонента военной организации;
организация и поддержание тесного взаимодействия Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации при совместном решении поставленных задач, повышение координирующей роли Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в решении задач обороны страны;
совершенствование оперативного оборудования территории Российской Федерации и завершение создания единой военной инфраструктуры государства;
Приоритетными направлениями военного строительства определены: совершенствование системы и повышение качественного уровня государственного управления военным строительством; приведение задач

Слайд 45переход к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения,

военного образования и науки, подготовки кадров и младших специалистов, единой

системе воинского воспитания, устранение параллелизма и дублирования в этих сферах деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;
структурное и технологическое преобразование оборонного промышленного комплекса страны, в том числе совершенствование системы государственного регулирования его развития;
совершенствование механизмов финансового и ресурсного обеспечения военного строительства;
совершенствование системы социального обеспечения в ходе военного строительства, повышение социального статуса военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе страны;
проведение активной государственной политики по укреплению авторитета военной службы, а также по военно-патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к военной службе; совершенствование нормативной правовой базы военного строительства.
Создание военной организации государства рационального состава, структуры и численности, обладающей прочной материально-технической и социальной базой, - очень сложная общегосударственная задача военной реформы.
переход к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения, военного образования и науки, подготовки кадров и

Слайд 46
Сегодня существует несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации,

которые будут определять основные параметры военного строительства:
• способность осуществить стратегическое

сдерживание; • высокая боевая и мобилизационная готовность; • стратегическая мобильность; • укомплектованность хорошо обученным и подготовленным личным составом; • техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Их реализация позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ
в настоящее время и в обозримой перспективе.
Сегодня существует несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:•

Слайд 47К основным из них можно отнести: - сохранение потенциала Стратегических сил

сдерживания; - наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование

на их основе группировок войск; - совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил); - совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил; - совершенствование военной науки и военного образования; - совершенствование социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки. Важнейшим направлением в этой работе является выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
К основным из них можно отнести: - сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания; - наращивание количества соединений и

Слайд 48На сегодняшний день Вооруженные Силы РФ обеспечены основными видами вооружения,

военной техники и другими материальными средствами на должном уровне. Однако

качественный анализ показывает, что доля современных образцов вооружения и военной техники составляет до 50%, в то время как в других армиях мира этот показатель - более 70%.
Сегодняшнее состояние вооружений позволяет рассчитывать на некоторый промежуток времени - порядка 10-15 лет, в течение которого необходимо, с одной стороны, обеспечить поддержание существующих средств, а с другой -осуществить перевооружение армии и флота. Разработаны и приняты основополагающие документы в области военно-технической политики РФ, определен перечень базовых военных технологий на перспективу.
Особый упор в этих программах и планах сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники. В ближайшей перспективе финансирование развития вооружения и военной техники будет осуществляться по трем направлениям: • поддержание вооружения, военной и специальной техники частей постоянной готовности в боеготовом состоянии; • завершение опытно-конструкторских разработок, имеющих прорывные результаты с точки зрения повышения качественных характеристик вооружения; • модернизации устаревшего вооружения.
На сегодняшний день Вооруженные Силы РФ обеспечены основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами на

Слайд 49В ближайшей перспективе финансирование развития вооружения
и военной техники будет

осуществляться
по трем направлениям:
• поддержание вооружения, военной и специальной техники

частей постоянной готовности в боеготовом состоянии;
• завершение опытно-конструкторских разработок, имеющих прорывные результаты с точки зрения повышения качественных характеристик вооружения;
• модернизации устаревшего вооружения.
В ближайшей перспективе финансирование развития вооружения и военной техники будет осуществляться по трем направлениям:• поддержание вооружения, военной

Слайд 50В результате реализации основных мероприятий по приоритетам строительства Вооруженных Сил

РФ предполагается обеспечить рост их ключевых параметров и качественных характеристик

(по сравнению с 2000 годом): • удельной ресурсообеспеченности в 4 раза; • удельных расходов на боевую подготовку - в 3 раза; • удельных расходов на закупку ВВТ - в 6 раз.
В результате реализации основных мероприятий по приоритетам строительства Вооруженных Сил РФ предполагается обеспечить рост их ключевых параметров

Слайд 51Выводы:

Целью военной реформы является приведение военной организации Российской Федерации в

соответствие с современными внешними и внутренними условиями и задачами по

обеспечению обороны и безопасности страны при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.

Принятыми планами строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов обеспечивается решение основных задач военной реформы. Ее завершение тесно связано с возможностью в долгосрочной перспективе перевооружения войск, воинских формирований и органов на новые образцы вооружения и техники, выхода на новый уровень повышения качественных параметров решения служебно-боевых задач и зависит от возможностей государства по ее всестороннему обеспечению, включая выделение необходимых финансовых и других ресурсов.
Выводы:Целью военной реформы является приведение военной организации Российской Федерации в соответствие с современными внешними и внутренними условиями

Слайд 52Заключение
  Из сегодняшнего занятия мы можем сделать вывод о

том, что Вооруженные Силы России – важная структура государства, призванная

защищать его интересы от посягательств извне, а так же от попыток его уничтожения изнутри. Организация военного строительства и руководство войсками нацелены на поддержание мира, на укрепление независимости России.
Состояние Вооруженных Сил, их боеспособность зависят от экономического и духовного состояния государства. Государство, не заботящееся о своей армии, в конечном итоге перестает быть независимым. В истории нашей страны было немало сложных периодов, но, как бы ни было тяжело государству, оно никогда не переставало заботится о своих Вооруженных Силах. Русский военный историк Антон Антонович Керсновский (умер в июне 1944 г. в возрасте 37 лет в Париже, в нищете, от чахотки; написал 4-х томную "Историю русской армии", являвшуюся в нашей стране до 1996 г. библиографической редкостью) отмечает, что "в своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя - духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии".
Этими славными традициями неплохо было бы руководствоваться нашему государству и сегодня, причем не на словах, а на деле.
Заключение   Из сегодняшнего занятия мы можем сделать вывод о том, что Вооруженные Силы России – важная

Слайд 53КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Принципы и

основные направления строительства Вооруженных Сил.
3. Внешние и внутренние факторы, определяющие

характер и направленность военного строительства в России.
4. Функции министерства обороны Российской Федерации.
5. Функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. Приоритетные направления военного строительства на период до 2010 года.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.2. Принципы и основные направления строительства Вооруженных Сил.3. Внешние и

Слайд 54ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ
По первому вопросу:
Изучить основные положения вопросов,

касающихся:
1) Роль и место Вооруженных Сил в структуре государства.


2) Руководящие документы, составляющие правовую основу обороны страны.
3) Принципы и основные направления строительства Вооруженных Сил.
4) Основные задачи военного строительства.
5) Внешние и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России.
По второму вопросу:
Изучить основные положения вопросов, касающихся:
1) Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. 2) Управление Вооруженными Силами Российской Федерации. 3) Задачи Министерства обороны Российской Федерации.
4) Задачи Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации..
По третьему вопросу:
Изучить основные положения вопросов, касающихся:
1) Приоритетными направлениями военного строительства на период до 2010 года.
2) Приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ По первому вопросу:Изучить основные положения вопросов, касающихся:1) Роль и место Вооруженных Сил в структуре

Слайд 55ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юрид. лит., 1993;
2. Федеральный Закон

Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. 1996. - № 7;
3. Военная

доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 г.;
4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Независимое военное обозрение. – 2001 г. – № 28 (250);
5. Морская доктрина Российской Федерации (2015 г.);
6. Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сб. нормат. актов под ред. Дубровина В.Н. – М.: “Бизнес Консалтинг Центр”, 1998;
7. Правовые основы деятельности органов военного управления: Сб. нормат. документов. –СПб.: “Печатный двор”, 2001. – 1000с.
8. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. Хрестоматийный сборник. - М.: Воениздат, 1995.
ЛИТЕРАТУРА:1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юрид. лит., 1993;2. Федеральный Закон Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. 1996. -

Слайд 5612.05.2009 года
О новом облике Вооруженных сил министр обороны Анатолий Сердюков

рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете".
«Как дивизию ни называй, получается

бригада» …
 
Российская газета : Анатолий Эдуардович, армия сокращается до миллиона штыков. Правда, это слово вряд ли соответствует современному и тем более перспективному облику Вооруженных сил. Объясните читателям: сколько и каких военных надо стране для гарантированной без опасности?
Анатолий Сердюков : Процесс обновления еще не завершен. Мы пытаемся выйти на определенное соотношение офицерского и рядового состава. Первых должно быть порядка 15 процентов. Остальные - военнослужащие по призыву и солдаты-сержанты по контракту. Такое соотношение мы считаем оптимальным. Но оно остается предметом достаточно серьезного обсуждения.
Первая программа набора контрактников закончилась. Мы подвели ее итоги. Понимаем, что есть проблемы с обеспечением солдат служебным жильем, денежным довольствием, с другими вопросами. Их надо решать.
РГ : Кого не будете сокращать?
Сердюков : Наиболее серьезно занимаемся новым обликом Сухопутных войск. Уходим от полков и дивизий. Это подразумевает сокращение офицеров и значительный прирост рядового и сержантского состава. Военно-морской флот не претерпевает кардинальных изменений. В ВВС переходим на систему авиабаз, пересматриваем управленческие и обеспечивающие звенья.

12.05.2009 годаО новом облике Вооруженных сил министр обороны Анатолий Сердюков рассказал в эксклюзивном интервью

Слайд 57 Мы практически не тронули Воздушно-десантные войска. Оптимизируем только

обеспечивающие службы и управления Космических войск и Ракетных войск стратегического

назначения.
Мы стараемся внимательно подходить к тому, что делаем. Пытаемся проверить на практике теоретические расчеты, понять, где они совпадают или не совпадают. В этом помогает размещение и комплектование наших военных баз в Южной Осетии и Абхазии.
Они дают определенный опыт и понимание того, каким направлениям мы должны уделить больше внимания.
РГ : Не секрет, что перемены в Вооруженных силах неоднозначно воспринимаются в обществе...
Сердюков : Еще как неоднозначно (улыбается).
РГ : Ваши оппоненты говорят, что нельзя реформировать всю армию сразу. Стоило начать с одного округа, флота, вида или рода войск. И лишь затем, учтя ошибки, применить новую систему на все Вооруженные силы.
Сердюков : То есть провести эксперимент? Экспериментов было много, насколько я помню, последние лет 30-40 только этим и занимались. Не получив до конца точного понимания в одном эксперименте, переходили к следующему. В итоге все превратилось в вялотекущий процесс.
На самом деле мы прямо не ставили вопрос о реформировании армии. Просто брали "функционал" и проверяли: есть ли под него личный состав, технические средства? И понимали, что структура не может оставаться в таком виде. Мы неоднократно говорили, что в ряде случаев соотношение офицерского состава к рядовому выглядит нелогично. Когда офицеру приходится заступать в наряд, нести службу вместо солдата, которого в воинской части просто нет, ни о какой учебе, командирской практике, ни о каком применении знаний и речи быть не может.
Мы практически не тронули Воздушно-десантные войска. Оптимизируем только обеспечивающие службы и управления Космических войск и

Слайд 58 У нас баз, складов, всевозможных автопарков, каких-то мелких

воинских частей развелось тысячи. И этим аппаратом практически никто не

управлял, они жили сами по себе! Терпеть все это дальше было уже нельзя.
РГ : Что делать?
Сердюков : Сейчас мы пытаемся оценить "функционал", выстроить жесткую вертикаль управления. Посмотреть, что является лишним, ненужным, дублирующим. Вот почему это не совсем реформа, а все-таки, как мы говорим, новый облик Вооруженных сил.
Из недавнего опыта: чтобы набрать необходимое количество специалистов в ходе конфликта в Южной Осетии, приходилось буквально перетряхивать все виды Вооруженных сил. Мы не могли взять конкретную часть и отправить ее на выполнение задачи - ее просто не было. Это полный нонсенс. Потому и летчиков собирали по всей стране, причем, как правило, не в строевых полках, а в учебных центрах среди преподавателей. Не очень правильная ситуация.
РГ : Вы не раз говорили, что армия переходит на бригадный принцип построения. Но стоит ли вообще отказываться от дивизий и полков? А то уже даже в президентском полку переживают, как бы их не расформировали.
Сердюков : Пусть не переживают (смеется). Мне кажется, в рамках военной организации государства Вооруженные силы как раз и есть тот эксперимент, который покажет, насколько правильным или неправильным было решение. После нас, я так полагаю, свое построение пересмотрят Внутренние войска. Они уже начинают понемножку его менять. Думаю, это коснется и остальных силовых структур.
Что касается бригад - это сложная тема, тут можно долго говорить. Главную аргументацию готовили в Генеральном штабе, в том числе после изучения зарубежного опыта. Можно, конечно, оставить название "дивизия" и при этом перейти на структуру бригады. Но зачем? Хотя дивизии в тех же ВДВ сохраняются. Объяснение простое - они не имеют такого тяжелого вооружения и военной техники, как, к примеру, мотострелковые соединения, и потому более мобильны. Вот мы и не стали их трогать.
У нас баз, складов, всевозможных автопарков, каких-то мелких воинских частей развелось тысячи. И этим аппаратом

Слайд 59 РГ : Проблема упирается только в количество техники?

Сердюков : В мотострелковой дивизии ее количество очень значительно.

И это не может не влиять на оперативность ее переброски. Иногда даже полк трудно переместить с места на место. Мы в этом убедились во время августовских событий прошлого года. У нас передовые подразделения полка уже входили в Южную Осетию, а его "хвост" еще торчал во Владикавказе. А батальоны ВДВ с оперативной переброской прекрасно справлялись. Мобильные, они достаточно легко перемещались даже по стесненным территориям.
Эти вопросы многократно обсуждались на сборах, совещаниях в Генштабе, в том числе с подключением военных ученых. Я долго к ним прислушивался, хотел понять аргументы. С точки зрения гражданского министра обороны, они показались мне логичными и системными. Да и профессиональные военные выступили "за". Имею в виду действительно компетентных людей, прошедших путь от командира взвода до командующего войсками округа. И пока я не готов сказать, что мы погорячились и что-то сделали неправильно. По Сеньке шапка.
РГ : Второй год солдат призывают в армию на 12 месяцев. Но очевидно, что допризывная подготовка в стране хромает. Это не может отразиться на сроке службы, потребовать ее увеличения?
Сердюков : Твердая позиция не только министра обороны, но и президента - к прежнему сроку службы не возвращаться. Изменений тут не будет.
РГ : Даже несмотря на сложности в обновлении армии?
Сердюков : На самом деле в самой армии с этим сложностей нет. Есть только сложность с ее комплектованием. А по прохождению службы - нет. Хотя мы, естественно, поменяем учебную составляющую.
РГ : Проблема упирается только в количество техники?  Сердюков : В мотострелковой дивизии ее

Слайд 60 Нам нужно не просто перестроиться самим, но и

перестроить допризывную подготовку. В стране поменялась ситуация. Но вся система

подготовки к службе осталась прежней. Отсюда и опасения, что при такой системе появятся какие-то сложности. Они не от армии идут.
Президенту России показывали учебный центр в Сибирском военном округе. Ряд центров я смотрел в Ленинградской области. Они в состоянии вести полноценную подготовку необходимых специалистов. Просто нужно мобилизоваться. Но точно - не переходить на другой срок службы, кроме как 12 месяцев.
Мы должны четко понять, по каким армейским специальностям призывника готовить на гражданке. К сожалению, сегодня Вооруженные силы зачастую получают новобранцев с военно-учетными специальностями, которые нас не устраивают. Приходится обучать их вновь по два-три месяца в учебных центрах или непосредственно в частях. Ведь мы тратим государственные деньги и в итоге не решаем задачи.
РГ : Не секрет, что наши генералы в большинстве своем всегда были противниками контрактной, профессиональной армии. А ваше мнение?
Сердюков : Я считаю, комплектование должно происходить по смешанной форме. Нужны контрактники, особенно по специальностям, требующим серьезной подготовки. Мы их будем набирать и обучать. И нужны солдаты-призывники. Скажем, на должности стрелка в обычной мотострелковой бригаде совсем не обязательно иметь контрактника.
Тем более надо иметь в виду, что создание полностью профессиональной армии тянет за собой целый ряд проблем. В частности, нужно серьезно заниматься мобилизационной подготовкой населения. А это дополнительные траты.
РГ : Но идут же на них во многих странах?
Сердюков : Идут. И все равно сталкиваются с проблемами. В тех же Соединенных Штатах Америки не так все здорово, как бы им хотелось. Не случайно в США потихоньку начинают искать другие подходы. В Германии аналогичная ситуация. Немцы резко занялись переходом на контракт, потом поняли - погорячились. Сейчас отходят обратно. Там соотношение призывников и профессионалов - примерно 30 к 70.
Нам нужно не просто перестроиться самим, но и перестроить допризывную подготовку. В стране поменялась ситуация.

Слайд 61 Зачем сокращают военные вузы?
РГ : Прием

в военные вузы сейчас уменьшен, и в то же время

возрос набор туда девушек. Даже в училища ВДВ. Понятно, когда у вас в приемной сидят красавицы - приятно зайти. Но в десанте-то они зачем?
Сердюков : Девушки-выпускницы Рязанского десантного училища, безусловно, не будут входить в разведгруппы. В основном станут служить в обеспечивающих подразделениях. В том числе руководить группами подготовки и укладки парашютов. Мотивация на службу у них очень серьезная. Несколько девчонок - кандидаты в мастера спорта. Одна девушка даже с 5-го курса университета ушла, чтобы учиться в десантном вузе.
РГ : В бытность министром обороны маршалу Язову журналисты докладывали в шутку, что самым активным пропагандистом военной службы является "Мисс Израиль". Когда победительницу конкурса красоты спросили, куда она теперь отправится, девушка ответила: "В армию, потому что там настоящие мужчины".
Сердюков : Правильно ответила (смеется). Несколько недель назад я был в Военно-космической академии в Санкт-Петербурге. Там тоже набрали девичью группу. Так девчата по всем предметам на голову выше парней. Мальчишек это в какой-то степени стимулирует - и к учебе, и к дисциплине.
Армия действительно испытывает потребность в женщинах-военнослужащих. Они четко выполняют свои функции, очень ответственные. Мы просто открыли девчатам двери в свои училища. Есть желающие - поступайте.
Мне кажется, по специальностям, которые не являются исключительно военными, например, юрист, финансист, психолог, экономист, вообще не должно быть кадровых ограничений. Какая разница, кого назначать на должность - мужчину или женщину, гражданского или военного человека. Главное, чтобы он был профессионалом. Это тем более важно, поскольку, к сожалению, по некоторым специальностям военные вузы выпускают далеко не лучших специалистов.
РГ : Много желающих поступить в военное училище?
Зачем сокращают военные вузы?  РГ : Прием в военные вузы сейчас уменьшен, и в

Слайд 62 Сердюков : Сейчас набор снизился. Это связано с

тем, что долгие годы в военные вузы набирали ребят, заранее

зная: выпустят где-то 18-20 тысяч, из них треть точно уйдет. Так происходило оттого, что человека учили одному, а на службе он видел другое. К примеру, части сокращенного состава и кадра. Подчиненных солдат у офицера нет, зато много техники, которую просто некому обслуживать. Просидев два, три года, пять лет в кабинете, активные люди рано или поздно уходили из армии.
РГ : Теперь будет по-другому?
Сердюков : Мы серьезно повысили требования к абитуриентам, курсантам, к самой учебе. Но набор в вузы снизили, понимая, что к 2012 году перейдем на новый облик Вооруженных сил. Я полагаю, что к этому времени выпускники будут использоваться не так, как использовались прежде, а по предназначению. Естественно, платить им должны нормально. Тогда стабилизируется ситуация с кадрами. Иначе мы можем разогнать "маховик" до критических оборотов. Тысячами брать курсантов и тысячами увольнять. Да они сами будут уходить, не в лучшую сторону меняя отношение в обществе к армии.
РГ : Но военное образование - это не только достояние армии, а достояние всей страны. Огромное число гражданских с военными дипломами играют важную роль в политике, экономике, науке. Может, все-таки оставить военные вузы?
Сердюков : Сейчас нет потребности в таком количестве офицеров. Существующая система военного образования строилась под 5-миллионную армию. А у нас Вооруженные силы - миллион. Кроме того, меняется соотношение офицерских и солдатских должностей. Я уже не говорю о финансовой и экономической составляющей. Содержать более полусотни вузов, обеспечить их нормальной лабораторной базой, тренажерными комплексами, полигонами просто нереально. На каждый из 65 вузов придется по 55-60 курсантов одного набора. Поэтому мы и пришли к необходимости что-то менять. Во всех армиях мира содержат одно, два, три учебных заведения. Но они мощнейшие, охватывают буквально все воинские специальности. Есть факультет, направление, учебные группы. Но нигде под каждую специальность не отводят целый вуз.
Сердюков : Сейчас набор снизился. Это связано с тем, что долгие годы в военные вузы

Слайд 63 Сердюков : Я как раз и хочу сказать,

что эта самая школа за последние десятилетия достаточно серьезно просела.

Из-за ограниченного финансирования не обновлялась учебно-материальная база, не приглашались преподаватели высокого уровня. Потому иногда за кафедрой оказывается человек без служебного и научного опыта.
РГ : А сами учебные методики вас устраивают или они, образно говоря, достались в наследство от конницы Буденного?
Сердюков : С ними тоже хватает проблем. Вот почему мы занялись училищами и академиями. Наверное, мало кто знает, что Академия Генштаба изначально создавалась не только для подготовки военных специалистов. В академию шли, если хотите, за государственным мышлением. Не случайно больше половины преподавателей были гражданскими.
Как раз это хотим вернуть, пытаемся, по крайней мере. Минобороны разработало программу реформирования военного образования до 2013 года, утвердило ее у президента. Не спеша будем ее выполнять - укрупнять вузы, улучшать их материальную базу, поднимать денежное довольствие офицеров и преподавателей, приглашать на эти должности достойных людей.
РГ : Реформа коснется только "европейских" вузов или училищ на Дальнем Востоке и в Сибири тоже?
Сердюков : Там их немного. Общий подход такой: сейчас определяются головные вузы. По мере возможности и готовности материальной базы к ним присоединим в качестве филиалов остальные. Хотя есть ряд училищ, которые из-за аварийного состояния просто небезопасно эксплуатировать. Например, авиационное училище в Иркутске.
РГ : Говорят, вы создали на Беговой уникальный пансион воспитанниц министерства обороны, где собраны дочери погибших офицеров и тех, кто служит в "горячих точках".
Сердюков : А вы там были?
РГ : Да. Его вроде бы даже президент собирался посмотреть.
Сердюков : Собирался. Но пока график не позволяет. А вот премьер накануне Дня Победы в пансион приезжал.
Сердюков : Я как раз и хочу сказать, что эта самая школа за последние десятилетия

Слайд 64 РГ : Кризис не скажется на финансировании обучения

девчонок?
Сердюков : Нет. Сейчас там ремонтируем два корпуса.

Пансион будет однозначно расширяться. У нас есть планы строительства там нового учебного центра и спорткомплекса. Думаю, будут и другие пансионы, и, возможно, несколько новых Суворовских училищ. У нас есть предложения из Оренбурга, Мурманска, Архангельска, от краснодарских властей.
Мы рассматриваем эти довузовские учреждения не как этап подготовки ребят или девчонок к службе в армии. Это социальный пакет нашим офицерам - тем, кто служит в отдаленных гарнизонах и не может дать ребенку хорошее образование. Для семьи это подчас настоящая трагедия - талантливого ребенка надо куда-то устраивать, но нет возможности. Вот мы и открыли такой пансион, где используем новейшие методики, привлекаем лучших преподавателей.
Не сглазить бы, вроде пока все получается. Девочки учатся серьезно, многие даже уезжать на каникулы не хотят.
Должность "под звездочкой"
РГ : Большое количество военных должностей уже переведены в статус гражданских. Как определяется, какой пост должен занимать человек в погонах, а какой - без них? Почему, к примеру, заместитель министра обороны по вооружению - штатский?
Сердюков : Мы исходим из того, что ряд должностей могут замещаться не только военнослужащими. Почему юристы, финансисты, экономисты должны быть обязательно военными? К примеру, в министерстве обороны созданы организационно-инспекторское управление, инспекция по личному составу, финансовая инспекция. Мы ввели там должности "со звездочками". То есть их могут занимать и гражданские, и военные. Если офицер отвечает всем предъявляемым требованиям, то будет служить и дальше. Если нет, ему на смену может прийти гражданский специалист.
Что касается моего заместителя по вооружению Владимира Александровича Поповкина, то он пришел к этому решению исключительно по личной инициативе. Никто его не подталкивал. Такая же ситуация со статс-секретарем Николаем Александровичем Панковым. Кстати, Поповкину не так давно присвоено высокое воинское звание - генерал армии. Он говорил, что хотел бы продолжить службу в качестве гражданского лица. Ему так комфортней, поскольку большую часть своего рабочего дня проводит с гражданскими руководителями оборонно-промышленного комплекса. Я всего-навсего пошел ему навстречу.
РГ : Кризис не скажется на финансировании обучения девчонок?  Сердюков : Нет. Сейчас там

Слайд 65 РГ : Остальные замы тоже могут уволиться со

службы?
Сердюков : Есть должности, которые при любых обстоятельствах

будут замещаться исключительно военнослужащими. Начальник Генерального штаба, руководители многих других структур были и останутся военными. А те специальности и те посты, даже в Главном организационно-мобилизационном управлении Генштаба, которые не носят сугубо военный характер, сопроводили "звездочками". Их в министерстве не очень много, все они строго перечислены. У меня нет стремления сделать всех в минобороны гражданскими людьми.
РГ : По инерции эту систему не распространят на войска? Заместитель министра по вооружению ходит без погон, значит, и в бригаде такой специалист должен быть гражданским.
Сердюков : Нет, в войсковом звене такого не будет. То, что приемлемо для управленческого аппарата, не обязательно подходит к строевым частям. Там другие функции, другие задачи.
Хотя общий подход, повторюсь, один. Все, что связано с обеспечением армии, может осуществляться гражданскими людьми. Все направленное на исполнение воинских функций должны выполнять военнослужащие.
РГ : Вам не кажется, что это вызывает у людей неуверенность в завтрашнем дне? Сегодня я служу, а завтра мне скажут: мы решили сюда посадить гражданского специалиста.
Сердюков : У меня не вызывает, и у тех гражданских специалистов, которых я пригласил, у генералов, снявших погоны, - тоже.
Как мне кажется, это абсолютно внутреннее ощущение. Согласитесь, что между офицером-финансистом и офицером-разведчиком или летчиком, несущим боевое дежурство, большая разница. Мы все смешали и получилось не очень здорово.
РГ : Это когда председатель военного совхоза был полковником и командир полка тоже?
Сердюков : У нас есть масса специальностей, где люди вырастали до генералов, при этом армии, по сути, никогда не видели.
РГ : Остальные замы тоже могут уволиться со службы?  Сердюков : Есть должности, которые

Слайд 66 Четыре пункта увольнения
РГ : Среди читателей

"РГ" немало увольняющихся офицеров. Как в условиях кризиса с ними

будут рассчитываться?
Сердюков : Оптимизации здесь не будет. Во-первых, у каждого увольняющегося есть законные права. Нарушать их нельзя. В том числе когда речь идет о выплатах.
Даже больше скажу. В условиях кризиса мы решили еще деликатнее подходить к каждому офицеру. Сейчас проводим обширную переаттестацию личного состава. Пытаемся разобраться, кто хочет служить, кто может и кто должен остаться на службе. Такие вот три составляющие. Весь генералитет аттестуют под моим руководством. Смотрим, оцениваем, по каждому принимаем решение индивидуально.
РГ : Кто в любом случае в армии не останется?
Сердюков : Увольнять будут только тех, кто достиг предельного возраста службы, кто по состоянию здоровья не может исполнять обязанности, желает уволиться по собственной инициативе, а также тех офицеров, которые по профессиональным качествам не соответствуют занимаемой должности. Вот четыре основных пункта, по которым могут быть уволены люди.
РГ : Чтобы закрыть тему, связанную с увольняемыми офицерами...
Сердюков : Эту тему, думаю, в ближайшие три года не закроют.
РГ : Тем более хотелось бы услышать, как минобороны собирается помогать своим бывшим кадрам? Особенно молодым, трудоспособным.
Сердюков : Еще раз повторю: все, кто действительно хочет служить, - служить останутся. Я вас уверяю. А вот тех, кто не служил, а просто числился или пытался имитировать службу, точно не будет.
Но просто так на улицу выбрасывать никого не станем. У нас разработана целая ведомственная программа соцобеспечения военнослужащих. Большой раздел там посвящен увольняемым. Даем им возможность получить дополнительную специальность - либо в наших, либо в гражданских вузах.
Есть примеры, когда люди достигают предельного возраста, снимают погоны, но продолжают служить в армии гражданскими. Если специалист для нас интересен, проявляет желание работать, мы его в любом случае сохраним.
Кроме того, если бывший офицер действительно квалифицированный специалист, подыскиваем ему работу. Сейчас создается крупный холдинг "Оборонсервис", куда войдут практически все наши ГУПы, связанные с электроэнергетикой, ремонтом авиа-, авто-, броне- и радиотехники, военно-технического имущества и т.д. Это огромный комплекс, где будут работать только гражданские. Так что появится еще одна возможность трудоустроить немало уволенных офицеров.
Четыре пункта увольнения  РГ : Среди читателей

Слайд 67 Вывод:

Целью военной реформы является приведение военной

организации Российской Федерации в соответствие с современными внешними и внутренними

условиями и задачами по обеспечению обороны и безопасности страны при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
Принятыми планами строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов обеспечивается решение основных задач военной реформы. Ее завершение тесно связано с возможностью в долгосрочной перспективе перевооружения войск, воинских формирований и органов на новые образцы вооружения и техники, выхода на новый уровень повышения качественных параметров решения служебно-боевых задач и зависит от возможностей государства по ее всестороннему обеспечению, включая выделение необходимых финансовых и других ресурсов.
Вывод:  Целью военной реформы является приведение военной организации Российской Федерации в соответствие с современными

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика