Разделы презентаций


Олимпиадный эксперимент – в школьный практикум

Содержание

Все задачи в предлагаемой презентации - авторские

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Олимпиадный эксперимент – в школьный практикум
Алексей Гуденко к.ф.м.н., доцент кафедры общей

физики МФТИ,
a.v.gudenko@gmail.com
КПК, Физтех июнь, 2017
Часть I

Олимпиадный эксперимент – в школьный практикумАлексей Гуденко  к.ф.м.н., доцент кафедры общей физики МФТИ,a.v.gudenko@gmail.comКПК, Физтех  июнь,

Слайд 2 Все задачи в предлагаемой презентации - авторские

Все задачи в предлагаемой презентации - авторские

Слайд 3Полезные сайты
Олимпиадная школа МФТИ, курс «Экспериментальная физика»: http://edu-homelab.ru
Международная олимпиада по

экспериментальной физике (IEPhO): http://iepho.com
Информационный сайт Всероссийской олимпиады по физике: http://4ipho.ru

Полезные сайтыОлимпиадная школа МФТИ, курс «Экспериментальная физика»:  http://edu-homelab.ru Международная олимпиада по экспериментальной физике (IEPhO): http://iepho.com Информационный

Слайд 4Обработка результатов, графики
Все графики оформлены с помощью программы SciDavis http://scidavis.sourceforge.net

Обработка результатов, графикиВсе графики оформлены с помощью программы SciDavis http://scidavis.sourceforge.net

Слайд 5Наши планы
IEPhO-4 (2016 г.)
Неваляшка
Лестница
Лягушка
Зубочистка
Слинки (Slinky)
IEPhO-3 (2015 г.)
Удельное сопротивление воздуха


Гук или не Гук

Наши планыIEPhO-4 (2016 г.)Неваляшка ЛестницаЛягушкаЗубочисткаСлинки (Slinky)IEPhO-3 (2015 г.)Удельное сопротивление воздуха Гук или не Гук

Слайд 6Неваляшка, IEPhO-4 (8, 9 классы)

Неваляшка, IEPhO-4  (8, 9 классы)

Слайд 7Оборудование

Неваляшка
деревянная линейка 50 см
кусок пластилина
карандаш (ручка)
лист бумаги

ОборудованиеНеваляшкадеревянная линейка 50 см кусок пластилинакарандаш (ручка) лист бумаги

Слайд 8Задание
С помощью имеющегося оборудования определите как можно точнее высоту центра

тяжести h неваляшки относительно уровня стола, на котором она расположена
Указание:
Основание

неваляшки считать сферическим,
неровностями его поверхности пренебречь.
Массу подвижных частей колокольчика внутри
неваляшки считать пренебрежимо малой
ЗаданиеС помощью имеющегося оборудования определите как можно точнее высоту центра тяжести h неваляшки относительно уровня стола, на

Слайд 9Решение. Шаг № 1
По длине окружности C = 283 мм

(Неваляшку оборачиваем бумагой) определяем радиус сферического основания Неваляшки: R =

С/2π = 45 мм.
Решение. Шаг № 1По длине окружности C = 283 мм (Неваляшку оборачиваем бумагой) определяем радиус сферического основания

Слайд 10Шаг № 2
Подбираем кусок пластилина такой массы m, чтобы ось

Неваляшки расположилась горизонтально.
Из условия равновесия относительно точки опоры (точки

касания сферы со столом) получаем: mgb = MgΔℓ, где b = 100 мм – рычаг куска пластилина, а MgΔℓ - момент силы тяжести Неваляшки (Δℓ - расстояние от центра сферического основания Неваляшки вдоль её оси до центра масс Неваляшки) → Δℓ = (m/M) b Цель дальнейших действий - найти отношение m/M.
Шаг № 2Подбираем кусок пластилина такой массы m, чтобы ось Неваляшки расположилась горизонтально. Из условия равновесия относительно

Слайд 11Шаг № 3
Уравновешиваем Неваляшку на «рычажных весах», изготовленных из линейки

(рычаг) и карандаша (опора). Из условия равновесия получаем (mл – масса

линейки): Mgℓ1 = mgℓ2 + mлgℓ3 Делаем необходимые измерения: ℓ1 = 49 мм – рычаг Неваляшки; ℓ2 = 341 мм – рычаг пластилина; ℓ3 = 146 мм – рычаг линейки (расстояние от точки опоры до середины линейки). Из уравнения моментов: m/M = ℓ1/(ℓ2 + mл/m ℓ3)
Шаг № 3Уравновешиваем Неваляшку на «рычажных весах», изготовленных из линейки (рычаг) и карандаша (опора). Из условия равновесия

Слайд 12Шаг № 4
Отношение масс линейки и пластилина находим, уравновесив пластилин

линейкой. Из уравнения моментов: mл/m = ℓm/ℓл, где ℓm = 95

мм – рычаг пластилина; ℓл = 100 мм – рычаг линейки. Подставляя численные значения, находим: mл/m = 0,95. Отношение масс пластилина и Неваляшки (см. Шаг № 3): m/M = ℓ1/(ℓ2 + mл/m ℓ3) = 49/(341 + 0,95*146) = 0,102 (точные измерения на весах дают следующие значения масс: масса Неваляшки M = 148 г, масса пластилина: m = 15,26 г → m/M = 0,103 (!))
Шаг № 4Отношение масс линейки и пластилина находим, уравновесив пластилин линейкой. Из уравнения моментов: mл/m = ℓm/ℓл,

Слайд 13Заключительный шаг (без картинки)
Центр масс Неваляшки расположен на Δℓ =

m/M b = 0,102*100 = 10 мм ниже центра сферы

основания, т.е. на высоте: h = R – Δℓ = 35 мм над уровнем стола


Заключительный шаг (без картинки)Центр масс Неваляшки расположен на  Δℓ = m/M b = 0,102*100 = 10

Слайд 14Лестница из линеек, IEPhO-4 (9, 10 классы)

Лестница из линеек, IEPhO-4 (9, 10 классы)

Слайд 15Оборудование

11 деревянных линеек длиной ℓ0 = 21 см

каждая, линейка 50 см

Оборудование   11 деревянных линеек длиной ℓ0 = 21 см каждая, линейка 50 см

Слайд 16Задание
Постройте ступенчатую лестницу максимальной (по горизонтали) длины из n =

2, 3, 4, …12 линеек. Для каждого n измерьте длину

получившейся у вас лестницы и результаты измерений занесите в таблицу, как в абсолютных, так и в относительных единицах.
Получите теоретическую зависимость максимальной длины лестницы от числа линеек n.
Сравните теоретические значения c соответствующими экспериментальными значениями.
Оцените максимальную длину лестницы, которую можно составить из линеек всех участников, выполняющих эту работу. Считайте, что работу пишет 20 участников.
ЗаданиеПостройте ступенчатую лестницу максимальной (по горизонтали) длины из n = 2, 3, 4, …12 линеек. Для каждого

Слайд 17Строим лестницы

Строим лестницы

Слайд 18Теория: Δk = ℓ0/2k; ℓТ = ℓ0 + ½ℓ0∑1/k
центр масс

стопки, лежащей над какой-то линейкой, приходится точно на её опорный

край →
смещение k-ой сверху линейки относительно (k+ 1)-ой должно удовлетворять условию: mg(ℓ0/2 – Δk) = (k – 1)mgΔk → ширина k-ой ступеньки: Δk = ℓ0/2k
Полная длина лестницы складывается из длины линейки ℓ0 и сумме ширин всех её ступенек: ℓ = ℓ0 + Δ1 + Δ2 + Δ3 + ….
Общая длина лестницы: ℓТ = ℓ0 + ½ ℓ0[1 + ½ + 1/3 + ¼ +…+ 1/(n-1)]
Теория:  Δk = ℓ0/2k; ℓТ = ℓ0 + ½ℓ0∑1/kцентр масс стопки, лежащей над какой-то линейкой, приходится

Слайд 19Наши линейки
Δ1=0,5ℓ0/1 = 105 мм
Δ2=0,5ℓ0/2 = 52,5 мм
Δ3 =0,5ℓ0/3 =

35 мм
Δ4=0,5ℓ0/4 = 26,25 мм
Δ5=0,5ℓ0/5 = 21 мм
Δ6=0,5ℓ0/6 = 17,5

мм
Δ7=0,5ℓ0/7 = 15 мм
Δ8=0,5ℓ0/8 = 13 мм
Δ9=0,5ℓ0/9 = 11,7 мм
Δ10=0,5ℓ0/10 = 10,5 мм
Δ11=0,5ℓ0/11 = 9,5 мм




Наши линейкиΔ1=0,5ℓ0/1 = 105 ммΔ2=0,5ℓ0/2 = 52,5 ммΔ3 =0,5ℓ0/3 = 35 ммΔ4=0,5ℓ0/4 = 26,25 ммΔ5=0,5ℓ0/5 = 21

Слайд 2012 линеек, 240 линеек
N = 12 ℓT(8)≈ ℓ = ℓ0 +

Δ1 + Δ2 + Δ3 + …. Δ10 + Δ11

≈ 2,51ℓ0 = 52,7 см
N = 240 ∑1/k ≈ ∫dz/z ≈ ℓn n
L ≈ ℓ0 + 0,5ℓ0(1+1/2 + 1/3 +…1/11 + ℓnN/11) = ℓ0 + 0,5ℓ0(3,02 + ℓn21,7) = 4,05ℓ0 ≈ 85 см
«Честный» подсчёт:
12 линеек, 240 линеекN = 12 ℓT(8)≈ ℓ = ℓ0 + Δ1 + Δ2 + Δ3 +

Слайд 21Лягушка (8, 9 классы)
Оборудование: кистевой эспандер из мягкой резины («лягушка»),

полиэтилен, дощечка, линейка
Задание: определите коэффициент трения полиэтилена и «лягушки» о

поверхность дощечки
Лягушка (8, 9 классы)Оборудование:  кистевой эспандер из мягкой резины («лягушка»), полиэтилен, дощечка, линейка  Задание:

Слайд 22Решение: коэффициент трения полиэтилена μп
Кладём «Лягушку» на полиэтилен и по

критическому углу определяем коэффициент трения: μп = tgαкрит = 0,32

Решение: коэффициент трения полиэтилена μп Кладём «Лягушку» на полиэтилен и по критическому углу определяем коэффициент трения:

Слайд 23Решение: коэффициент трения «лягушки» μл
Переворачиваем «установку» и по крит. углу

находим коэффициент трения дощечки по «лягушке»: μл = tg630 ≈ 2


Решение: коэффициент трения «лягушки» μл Переворачиваем «установку» и по крит. углу находим коэффициент трения дощечки по «лягушке»:

Слайд 24Определение числа π вероятностным методом (11 класс)
Случайность – форма проявления закономерности

Определение числа π вероятностным методом  (11 класс)Случайность – форма проявления закономерности

Слайд 25Задача Бюффона о бросании иглы (1777 г.)
Французский натурфилософ и естествоиспытатель
Иностранный

член Российской Академии наук
член Лондонского королевского общества
Жорж-Луи Леклерк де Бюффон

(Buffon) (1707 – 1788)
Задача Бюффона  о бросании иглы (1777 г.)Французский натурфилософ и естествоиспытательИностранный член Российской Академии наукчлен Лондонского королевского

Слайд 26Оборудование
10 зубочисток
лист бумаги с параллельными линиями. Расстояние между линиями

равно длине зубочистки ℓ0

Оборудование10 зубочисток лист бумаги с параллельными линиями. Расстояние между линиями равно длине зубочистки ℓ0

Слайд 27Задание
Экспериментально исследовать закон распределения w(n) случайной величины n, где n

– число пересечений зубочисток с линиями при броске n0 =

10 штук
По результатам эксперимента определите число π
ЗаданиеЭкспериментально исследовать закон распределения w(n) случайной величины n, где n – число пересечений зубочисток с линиями при

Слайд 28Причём здесь π? (теория)
Вероятность пересечь линию для зубочистки, образующей угол

φ (в интервале dφ) с осью x, перпендикулярной линиям: dw =

(|ℓ0x|dφ/2π)/ℓ0 = |cosφ| dφ/2π → wтеор = ∫|cosφ|dφ/2π = 2/π
Причём здесь π? (теория)Вероятность пересечь линию для зубочистки, образующей угол φ (в интервале dφ) с осью x,

Слайд 29Как проводим опыт
Одновременно бросаем с высоты ~ 15-20 см n0

= 10 зубочисток и подсчитываем число n пересечений с линиями

в каждом опыте;
Делаем N = 40 бросков;
Результаты испытаний заносим в Таблицу
Как проводим опытОдновременно бросаем с высоты ~ 15-20 см n0 = 10 зубочисток и подсчитываем число n

Слайд 30Таблица для построения гистограммы

Таблица для построения гистограммы

Слайд 31Гистограмма

Гистограмма

Слайд 32Считаем среднее nср



nср = ∑ni/N = ∑mnn/N = 6,325

Считаем среднее nсрnср = ∑ni/N = ∑mnn/N = 6,325

Слайд 33Погрешность среднего σ

Погрешность среднего σ

Слайд 34n2ср = ?

n2ср = ?

Слайд 35Результат: wтеор = 2/π π = 2/ wэкс = 3,16

± 0,13 (επ = 4 %)

n = 6,33 ± 0,27

– среднее число пересечений, если бросать n0 = 10 штук
Вероятность пересечения: wэкс = n/n0 = 0,633 ± 0,027 (εw = 4 %)
Из теории: wтеор = 2/π → πэкс = 2/wэкспер →
π = 3,16 ± 0,13 (επ = 4 %)
Результат: wтеор = 2/π  π = 2/ wэкс = 3,16 ± 0,13 (επ = 4 %)n

Слайд 36Изучение упругих свойств пластиковой пружины Слинки (Slinky)
Цель работы: изучение

упругих свойств пластиковой пружины Слинки; исследование колебаний массивной пружины.
Оборудование: Пластиковая пружина

Слинки (Slinky), штатив с лапкой, линейка, мерная лента, секундомер, весы, скотч.
Изучение упругих свойств  пластиковой пружины Слинки (Slinky) Цель работы:  изучение упругих свойств пластиковой пружины Слинки;

Слайд 37Задание (статика)
Снимите зависимость ℓ(n) длины ℓ пружины от числа n

свободно свисающих витков. Для этого закрепите в штативе деревянную линейку.

Разделите линейкой пружину так, чтобы под линейкой оказалось n витков. Для каждого значения n измерьте общую длину свободно свисающих витков. Измерения проведите для n ≥ 10. Результаты измерений занесите в Таблицу №1.
Получите теоретическую зависимость ℓ(n), выразив ℓ через массу m0 и жёсткость k0 одного витка
Сравните теоретическую зависимость ℓ(n) с экспериментальной.
Определите m0 и k0

Задание  (статика)Снимите зависимость ℓ(n) длины ℓ пружины от числа n свободно свисающих витков. Для этого закрепите

Слайд 38ℓ(n) - теория
Получим теоретическую зависимость ℓ(n), выразив ℓ через массу

m0 и жёсткость k0 одного витка: Δx1 = 0 Δx2 = m0g/k0 Δx3

= 2m0g/k0 ……………… Δxn = (n – 1)m0g/k0 - арифметическая последовательность → ℓ(n) = ΣΔxi = n(n – 1)m0g/2k0 ≈ n2 m0g/2k0, т.е. ℓ = Cn2, где C = m0g/2k0
ℓ(n) - теорияПолучим теоретическую зависимость ℓ(n), выразив ℓ через массу m0 и жёсткость k0 одного витка: Δx1

Слайд 39ℓ(n) - эксперимент
Из графика находим: C = m0g/2k0 = 0,08

см
Определяем m0 и k0. Масса всей пружины M = 90,37

г, полное число витков N = 41,5 → масса одного витка: m0 = M/N = 2,18 г;
Жёсткость витка: k0 = m0g/2C = 2,18*10-3*9,81/2*0,08*10-2 ≈ 13,4 Н/м.
ℓ(n) - экспериментИз графика находим: C = m0g/2k0 = 0,08 смОпределяем m0 и k0.  Масса всей

Слайд 40Задание (динамика)
Снимите зависимость T(n) периода колебаний T пружины, подвешенной вертикально,

от числа n колеблющихся витков. Измерения проведите для n ≥

10. Результаты измерений занесите в Таблицу №2
Считая, что период T колебаний массивной пружины, подвешенной вертикально, определяется формулой T = 2π(βm/k)1/2, где m – масса пружины, k – жёсткость пружины, β – константа, получите теоретическую зависимость T(n).
Сравните теоретическую зависимость T(n) с экспериментальной и определите значение константы βэксп
Сравните экспериментальное значение β с теоретическим.
Задание  (динамика)Снимите зависимость T(n) периода колебаний T пружины, подвешенной вертикально, от числа n колеблющихся витков. Измерения

Слайд 41T(n) - теория
T = 2π(βm/k)1/2 = 2π(βnm0/(k0/n))1/2 = 2πn (βm0/k0)1/2

= An, где A = 2π(βm0/k0)1/2.
Итак T ~ n: T

= An, где A = 2π(βm0/k0)1/2
T(n) - теорияT = 2π(βm/k)1/2 = 2π(βnm0/(k0/n))1/2 = 2πn (βm0/k0)1/2 = An, где A = 2π(βm0/k0)1/2. Итак

Слайд 42T(n) - эксперимент
Итак T ~ n: T = 0,044n, A =

0,044 c
Находим β: T2 = 4π2 n2 (2βm0/2k0) = 4π2

n2 (2βm0g/2gk0) ≈ 8βC n2 → 8βC = A2 → βэксп = A2/8C = 0,0442/8*(0,08*10-2) = 0,303
βэксп = 0,303
βтеор = 1/3; Δβ/β ≈ 10 %.
T(n) - экспериментИтак T ~ n: T = 0,044n, A = 0,044 cНаходим β:  T2 =

Слайд 43Удельное электросопротивление воздуха

Удельное  электросопротивление  воздуха

Слайд 44Оборудование
Два теннисных шарика с небольшим ушком, покрытые проводящей (графитовой) краской;

пластмассовая трубка; полиэтиленовый пакет; нить; две деревянные линейки; секундомер, скотч,

ножницы

Примечание: в качестве вспомогательного оборудования можно использовать стол, стул, а также элементы конструкции вашей кабинки
ОборудованиеДва теннисных шарика с небольшим ушком, покрытые проводящей (графитовой) краской; пластмассовая трубка; полиэтиленовый пакет; нить; две деревянные

Слайд 45Погрешности
Оценки погрешности в этой работе не требуется

ПогрешностиОценки погрешности в этой работе не требуется

Слайд 46Задание
С помощью имеющегося оборудования определите удельное сопротивление воздуха.

ЗаданиеС помощью имеющегося оборудования определите удельное сопротивление воздуха.

Слайд 47Авторское решение
Удельное сопротивление можно определить по скорости уменьшения заряда шарика:

q(t) = q0exp(-t/τ) τ=ρε0 – время релаксации (Максвелловская релаксация)

Авторское решениеУдельное сопротивление можно определить по скорости уменьшения заряда шарика:  q(t) = q0exp(-t/τ)  τ=ρε0 –

Слайд 48Теория
Закон Ома в дифференциальной форме: j = 1/ρ E  Заряд

изменяется (убывает) со скоростью: dq/dt = - ∫jdS = -1/ρ ∫EdS

= {теорема Гаусса} = - 1/ρε0 q 
Дифферециальное уравнение для q: dq/dt = -q/ρε0 = -q/τ  dq/q = -t/τ 
q(t) = q0exp(-t/τ)
ТеорияЗакон Ома в дифференциальной форме: j = 1/ρ E   Заряд изменяется (убывает) со скоростью: dq/dt

Слайд 49Эксперимент
Подвешиваем шарики на длинных нитях (ℓ = 130 см). Расстояние

между нитями = d (диаметр шарика ) Незаряженные шарики при

этом слегка соприкасаются
На высоте ~ 20 см от шариков подвешиваем линейку в горизонтальном положении.
ЭкспериментПодвешиваем шарики на длинных нитях (ℓ = 130 см). Расстояние между нитями = d (диаметр шарика )

Слайд 50Калибровка

Калибровка

Слайд 51Калибровка
Заряжаем шарики с помощью пластмассовой палочки, наэлектризованной трением о полиэтиленовый

пакет. Измеряем расстояние между нитями на высоте линейки: d1 ≈

80 мм.
Разряжаем один из шариков, коснувшись его рукой. После соприкосновения между собой шарики расходятся так, что расстояние между нитями на уровне линейки оказывается равным d ≈ 60 мм. Заряды шариков при этом уменьшаются вдвое.
Калибровка проведена.
КалибровкаЗаряжаем шарики с помощью пластмассовой палочки, наэлектризованной трением о полиэтиленовый пакет. Измеряем расстояние между нитями на высоте

Слайд 52Основной эксперимент
Вновь заряжаем шарики так, что расстояние между нитями, отсчитанное

по линейке, вновь становится равным d1= 80 мм.
С помощью

секундомера измеряем время T1/2, за которое расстояние между нитями уменьшается до d2= 60 мм. Это время соответствует уменьшению заряда вдвое.
Основной экспериментВновь заряжаем шарики так, что расстояние между нитями, отсчитанное по линейке, вновь становится равным d1= 80

Слайд 53Результаты
T1/2 ≈ 14 мин = 840 c 
τ =

ρε0 = T1/2/ℓn2  ρ = T1/2/ε0ℓn2 = 840/8,85*10-12*0,7 ≈

1,4*1014 Ом м
ρ ≈ 1,4*1014 Ом м
ρтабл ≈ (1-2)*1014 Ом м

РезультатыT1/2 ≈ 14 мин = 840 c  τ = ρε0 = T1/2/ℓn2   ρ =

Слайд 54Тянем резину



Гук или не Гук ???

Тянем резинуГук или не Гук ???

Слайд 55Оборудование
Резиновый шнур диаметром d0 = 2,5 мм; резиновая лента (бинт);

динамометр; две канцелярские клипсы; две струбцины; четыре деревянных бруска (два

из них – с саморезами); мерная лента; линейка; ножницы; скотч.
ОборудованиеРезиновый шнур диаметром d0 = 2,5 мм; резиновая лента (бинт); динамометр; две канцелярские клипсы; две струбцины; четыре

Слайд 56Оборудование (картинка)

Оборудование (картинка)

Слайд 57Задание №1
Снимите зависимость относительной длины ℓ/ℓ0 резинового шнура от приложенной

силы F вплоть до значений ℓ ~ 3ℓ0, где ℓ0

– длина недеформированного куска шнура.
Задание №1Снимите зависимость относительной длины ℓ/ℓ0 резинового шнура от приложенной силы F вплоть до значений ℓ ~

Слайд 58Установка (например, вот так)

Установка (например, вот так)

Слайд 59Задание № 2
Выразите коэффициент жёсткости резинового шнура через модуль Юнга

и его геометрические параметры.
Решение: По закону Гука: Δℓ/ℓ = ΔF/ES →

ΔF = (ES/ℓ) Δℓ = kΔℓ → k = ES/ℓ, где S = πd2/4 – поперечное сечение цилиндрического шнура
Задание № 2Выразите коэффициент жёсткости резинового шнура через модуль Юнга и его геометрические параметры. Решение: По закону

Слайд 60Задание № 3
Предполагая, что модуль Юнга и объём резины в

процессе деформации не изменяются, получите теоретическую зависимость ℓ/ℓ0 от F

Задание № 3Предполагая, что модуль Юнга и объём резины в процессе деформации не изменяются, получите теоретическую зависимость

Слайд 61Теоретическая зависимость ℓ(F)
По закону Гука для небольших деформаций: ∂ℓ/ℓ = ∂F/ES

→ ∂ℓ/ℓ2 = ∂F/ESℓ = ∂F/EV0. V = Sℓ = S0ℓ0

= πd02ℓ0/4 – объём ℓ0, d0 – длина и диаметр S0 = πd02/4 - площадь сечения недеформированного шнура. Интегрируем уравнение: ∂ℓ/ℓ2 = ∂F/EV0 → 1/ℓ0 – 1/ℓ = F/EV0 →
Теоретическая зависимость ℓ(F)По закону Гука для небольших деформаций: ∂ℓ/ℓ = ∂F/ES →  ∂ℓ/ℓ2 = ∂F/ESℓ =

Слайд 62Рабочая формула


ℓ/ℓ0 = 1/(1 – F/ES0) – зависимость ℓ(F) при

условии, что:
модуль Юнга E = const
объём резины V =

const
Рабочая формулаℓ/ℓ0 = 1/(1 – F/ES0) –  зависимость ℓ(F) при условии, что:модуль Юнга E = const

Слайд 63Задание № 4
Сравните экспериментальную зависимость с теоретической, полученной в П.3

Задание № 4Сравните экспериментальную зависимость с теоретической, полученной в П.3

Слайд 64Линеаризованный график зависимости l(F): ℓ0/ℓ = 1 – F/ES0 E

= 110 H/см2

Линеаризованный график зависимости l(F):  ℓ0/ℓ = 1 – F/ES0  E = 110 H/см2

Слайд 65Выводы
Вплоть до деформаций l/l0 ~ 2,5 модуль Юнга резины в

пределах точности эксперимента является постоянной величиной E = (110 ±

10) Н/см2 (~ 10 бар)

Для справки: Сталь: E = 2 1011 Па = 2 Мбар Медь: E = 1,3 1011 Па = 1,3 Мбар Лёд: E = 3 1010 Па = 0,3 Мбар
ВыводыВплоть до деформаций l/l0 ~ 2,5 модуль Юнга резины в пределах точности эксперимента является постоянной величиной

Слайд 66Задание № 7
Найдите теоретическое значение коэффициента Пуассона μ, при котором

объём резинового шнура при деформациях не изменяется.

Задание № 7Найдите теоретическое значение коэффициента Пуассона μ, при котором объём резинового шнура при деформациях не изменяется.

Слайд 67При каких μ объём не изменяется?
Для шнура цилиндрической формы

длиной ℓ и диаметром d объём: V = πℓd2/4 =

πℓ0 d02/4 → (d/d0)2 = ℓ0/ℓ → 2Δd/d = - Δℓ/ℓ → Δd/d = - ½ Δℓ/ℓ → μ = - ½ - при таком значении коэффициента Пуассона объём материала при его деформациях не изменяется.
При каких μ объём не изменяется? Для шнура цилиндрической формы длиной ℓ и диаметром d объём:

Слайд 68Задание № 8
Определите экспериментально коэффициент Пуассона резины, из которой изготовлен

резиновый бинт

Задание № 8Определите экспериментально коэффициент Пуассона резины, из которой изготовлен резиновый бинт

Слайд 69Определяем коэффициент Пуассона (установка)

Определяем коэффициент Пуассона (установка)

Слайд 70Теория
db/b = -μdℓ/ℓ → b(ℓ): b/b0 = -(ℓ/ℓ0)μ lnb = C

– μℓnℓ → в двойном логарифмическом масштабе тангенс угла наклона

прямой b(ℓ) равен коэффициенту Пуассона
Теорияdb/b = -μdℓ/ℓ → b(ℓ): b/b0 = -(ℓ/ℓ0)μ  lnb = C – μℓnℓ →  в

Слайд 71Результаты: коэффициент Пуассона μ ≈ 0,5

Результаты:  коэффициент Пуассона  μ ≈ 0,5

Слайд 72Двойной логарифмический масштаб: μ = 0,46

Двойной логарифмический масштаб:  μ = 0,46

Слайд 73 ВСЁ. СПАСИБО

ВСЁ.  СПАСИБО

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика