Слайд 2«Онтос» (в переводе с греч.) – бытие, сущность
«Логос» (в переводе
с греч.) – речь, мысль, смысл
Слайд 3 1. Различение онтологического и онтического
Онтологическое – философское понятие, описывающее
структурные элементы бытия, его истоки;
Онтическое – философское понятие, при
помощи которого описываются сущностные характеристики человека, мира, природы и т.д.
Слайд 4 Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Слайд 5 2. Разделение бытия и мышления
Основной вопрос философии:
что первично -
бытие, или сознание?
Материализм: бытие определяет сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Идеализм:
сознание определяет бытие (Платон,Пифагор)
Слайд 6 Подходы к проблеме бытия в западной и восточной философии
Восточная
философия:
1) мифологичность сознания;
подход к проблеме бытия с позиции фатализма:
развитие бытия мира, природы и человека заранее предопределено;
Западная философия:
1) рациональность сознания;
2) исследование бытия с позиции волюнтаризма: характер бытия мира, природы и особенно человека заранее не предопределен и может изменяться.
Слайд 7Основной вопрос онтологии
Вопрос о соотношении бытия и не-бытия
Слайд 8Предметная область философии и онтологии
Основное понятие философии – бытие
Основное понятие
онтологии – сущее (совокупность признаков вещи, какая выражает ее целостность)
Слайд 9
Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала,
сущностные формы и свойства.
Термин «онтология» впервые был употреблён Рудольфом Гоклениусом
в книге «Философский лексикон» (1613г.) и
закреплён в философии Христианом Вольфом.
Христиан Вольф
(1679-1754)
Рудольф Гоклениус
(1547-1628)
Слайд 10Объект изучения онтологии: бытие и небытие
Бытие – универсальная философская категория,
обозначающая различные аспекты существования человека и природы, развития общества и
государства.
Автор понятия: Парменид.
Парменид выделил такие характеристики бытия как:
целостность;
-истинность;
-благость;
- красота.
Парменид отрицал существование не-бытия: «бытие есть, не-бытия нет».
Слайд 11 Основные свойства бытия:
1) бытие находится в постоянном развитии;
2)
развитие бытия происходит во времени;
3) развитие бытия диалектично по своей
природе.
Слайд 12Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития.
О
проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит, считавший изменчивость и
противоречивость главными особенностями развития окружающего мира;
Развитие – это высшая форма движения.
Два типа развития:
1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;
2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.
Слайд 13Два подхода к философскому пониманию бытия:
1. идеалистический или субстратный;
2.
материалистический или субстанциональный.
Субстрат –материальная основа предметов и явлений.
Субстанция – идеальная
первооснова всего сущего.
Пример – проблема первоначала у древнегреческих философов:
Слайд 14Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов
1. Платон определял бытие как
мир идей. Он разделял бытие на «мир идей» и «действительность»,
а также ввел понятие «иное» (дополняет бытие, но не противоположно ему).
Главная идея – идея блага.
2. Пифагор – связывал бытие с идеей числа: «бытие – это мир чисел»; числа, по мнению Пифагора, обладали мистическими свойствами.
Слайд 15Онтологическая проблематика в античной философии материалистов
1. Аристотель: бытие как то,
что имеет непосредственное отношение к физическому миру. Выделял четыре источника
бытия: форму, материю, цель и творца.
Выделял в бытии возможность и действительность
2. Гераклит ввел понятие не-бытие, обозначающее не только окончание физического существования объекта, но и переход его в другое качество развития.
3. Левкипп и Демокрит – основатели материализма -считали, что бытие и не-бытие дополняют друг друга: атомы - бытие, пустота между ними есть не-бытие
Слайд 16 И материалисты, и идеалисты
в рамках античной онтологии
не разделяли
бытие и мышление
Слайд 17 Отличительные черты средневековой онтологии:
1) бытие мира
= бытие Бога;
2) онтологический догматизм: только бытие Бога является основой
бытия мира и человека;
3) идеалистическое восприятие бытия человека: вера в Ад и Рай, существование жизни после смерти.
4) создание системы доказательств бытия Бога.
Слайд 18 Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики, создатель одного доказательства бытия
Бога
Слайд 19Фома Аквинский (1225-1274 гг.), создатель схоластики, автор 5-ти доказательств бытия
Бога
Слайд 20 Историческая эволюция онтологии
Онтология Возрождения:
1) светский характер восприятия бытия:
бытие мира и человека отделялось от бытия Бога;
2) бытие осмысливается
как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму.
Онтология Нового времени:
1) проблема бытия была связана с проблемой познания мира человеком; отделение бытия от мышления;
Онтология эпохи Просвещения:
1) познание бытия возможно только с помощью точных наук;
2) путь к познанию бытия лежит через просвещение разума.
Слайд 21 Иммануил Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ-идеалист
Слайд 22 Онтология Канта
1) онтология Канта носила нравственный
характер: вещи в себе (Богу,душа,свобода) обеспечивают нравственный характер мироустройства;
2)
подход Канта к онтологии персонифицирован: прежде всего он исследует бытие человека как нравственного существа;
Слайд 23 Георг Гегель (1770-1831гг.) – немецкий философ-идеалист
Слайд 24 Онтология Гегеля
1) его онтология носила диалектический
характер;
противопоставлял «бытие» и «ничто»;
2) считал, что бытие находится в
постоянном развитии, и это развитие полно противоречий;
3) осмыслить эти противоречия помогает логика («Наука логики»);
4) выделял природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие).
Слайд 26 Информационное бытие:
1) отражение, воспроизведение прошлого и настоящего бытия, например,
естественнонаучное знание, телевизионные репортажи;
2) модели, образы будущего, обычно желаемого,
бытия, например, технические, экономические и другие проекты;
3) характер его развития глобален, но неравномерен.
Слайд 27Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития.
О
проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит:
1. считал изменчивость
и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира;
2. сформулировал понятие Не-бытие – не только прекращение физического существования объекта или явления, но и переход его в качественно или количественно другое состояние.
Развитие – это высшая форма движения.
Два типа развития:
1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;
2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.
Слайд 28 Движение – в философии понимается способ существования сущего; в физике
движение – это изменение положения тела в пространстве.
Проблема движения в
истории философии:
1. В античной философии:
Гераклит - всё находится в состоянии движения, а покой является видимостью.
Парменид – движение вечно.
Зенон Элейский – оспаривал реальность движения.
Аристотель – впервые попытался создать классификацию движения (6 видов): возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.
2. В средневековой философии
Д. было связано с определением его источника, которым был Бог; теологи выделяли такие виды движения: возникновение и уничтожение субстанции, увеличение и уменьшение количества, изменение качества и изменение места; время понималось как мера движения.
Возникла теория импетуса – натурфилософская концепция, согласно которой причиной движения тел является сила, которая вложена в них внешним источником.
Слайд 29Проблема движения в истории философии (Продолжение):
3. В философии нового и
новейшего времени:
1. Рене Декарт: движение и покой – это две
стороны движущегося тела, поэтому покой можно считать понятием относительным; важной характеристикой движения, по Декарту, было стремление тела двигаться в определённом направлении, которое отличается от самого движения.
2. Георг Гегель: материя и движение представляют собой единое целое и определял движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени».
3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр и Ф. Ницще): движение –проявление воли, без которого невозможны ни жизнь человека, ни развитие истории.
4. Развитие теории относительности А. Эйнштейна: относительность движения, идея инвариантности физических законов во всех системах отсчёта и эквивалентность материи и энергии.
Слайд 30Выделяют следующие формы движения:
- механическое,
- физическое,
- биологическое,
-
химическое,
- социальное.
Свойства движения:
1) движение возникает из самой материи;
2)
его характер постоянен;
3) оно всеобъемлюще.
Слайд 31Виды движения:
1. количественное – связано с переносом материи и энергии
в пространстве;
2. качественное – изменение внутренней структуры материи;
3. динамическое –
изменение формы объекта, связанное с раскрытием его новых качеств;
4. популяционное – кардинальное изменение структуры объекта;
5. эволюционное – постепенное, поступательно движение;
6. эмерджентное (взрывообразное) – движение, которое обеспечивает резкий скачок в развитии объекта.
Слайд 32Выводы:
1. понятие бытия является системообразующим для философии;
2. всего существует шесть
форм бытия;
3. все эти формы находятся в состоянии развития;
4. выделяют
две формы развития – прогресс и регресс;
5. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер.