Слайд 1
Онтопсихолингвистика
Кандидат педагогических наук, доцент
Шлай Елена Валентиновна
Слайд 2Становление языкового сознания
2. Усвоение детьми норм произношения звуков
Слайд 3Усвоение детьми норм произношения звуков
Последовательность овладения произносительными нормами определяется возможностями
речедвигательного анализатора.
Первые звуки соответствуют рефлекторным реакциям:
- дыханию,
-
сосанию,
- глотанию,
- крику.
Слайд 4Закономерности овладения гласными звуками
1-я стадия – появление гласного [а]
2-я стадия
– появление [и], [у]
3-я стадия – появление [э], [о]
4- я
стадия - [ы].
Слайд 5Овладение согласными звуками
Первые звуки – губные и заднеязычные (предрасполагающая артикуляция
сосания и глотания).
Субституция замена трудных для произношения звуков на звуки-заменители
(субституты)
2 типа субституции
Слайд 6Тыпы субституциЙ
Фонологический
Замена труднопроизносимого звука на другой звук системы русского
языка
[ш]-[с]
[р]-[г]
антропофонический
Замена труднопроизносимого звука на другой звук, которого нет в системе
русского языка
[ф, в, л]- двугубный [w]
[р] – горловой велярный, увулярный
Слайд 7Способы овладения звуком с использованием субститута
линейный
Последовательная замена одного звука другим
[с]-[ш]
[г]-[р]
разветвлённый
Образование
из одного заменителя –двух нормативных звуков
[СЬ] – [ш, щ]
Слайд 8гиперкоррекция
Вновь усвоенный звук употребляется вместо других правильно произносимых звуков
Шапка
Шанки (санки)
Слайд 9К 5-6 годам ребёнок овладевает фонематической структурой слов,
орфоэпическими нормами произношения
звуков речи
Усвоение слоговой структуры слова
Стратегии овладения словом:
Аналитическая
Холистическая
Слайд 10
Аналитическая стратегия
Односложные слова
на, дай, там.
Двусложные лексемы с одинаковой силой голоса
ам-ам,
бо-бо.
Слова-дубли с одним ударным слогом
папа, мама, няня, баба.
Слова из двух
и более слогов сокращаются, произносится ударный слог слова, остальные опускаются
бу – булка, ди – иди, ба – собака, ко – молоко.
Если ударный слог содержит трудный для произношения звук, то в слове сохраняется первый безударный слог
Бо – болит, мо – молоко.
Слайд 11Слоговая Элизия - сокращение слогов, Усечение слова
Звуковая элизия – сокращение
звуков при стечении согласных
Кука – кукла
Пате – платье
Пать - спать
Слайд 12Холистическая стратегия
овладение ритмической структурой слова в целом, при игнорировании
звуко-фонематического состава, сохраняется ритмический слоговой скелет, ритмический контур слова
Нананок –
огонёк
Какой киску – закрой крышку
Титити - кирпичи
Слайд 13метатезис – перестановка звуков или слогов в слове
мотолок – молоток
пешуток
– петушок
кошалад – шоколад
кляска – клякса
Слайд 14Возрастная Фонология – наука о закономерностях овладения фонетикой устной речи
и усвоения письменной речи
Московская фонологическая школа
Фонема – абстрактная языковая единица,
которая идентифицируется по её месту в той или иной морфеме.
Ленинградская фонологическая школа
Фонемы – звуковые типы, способные дифференцировать слова и их формы.