Разделы презентаций


Орфоэпические нормы

Содержание

План1. Понятие языковой нормы русского языка 2. Вариативность и динамический характер нормы 3. Основы русской орфоэпии и нормы ударения 4. Нормы произношения в русском языке 5. Особенности произношения иноязычных слов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нормы современного русского языка


ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Нормы современного  русского языка ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 2План
1. Понятие языковой нормы русского языка
2. Вариативность и динамический

характер нормы
3. Основы русской орфоэпии и нормы ударения
4.

Нормы произношения в русском языке
5. Особенности произношения иноязычных слов.

План1. Понятие языковой нормы русского языка 2. Вариативность и динамический характер нормы 3. Основы русской орфоэпии и

Слайд 3Норма языка
(литературная норма) –
это правила использования языковых средств, единообразное,

образцовое, общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его

развития.

Нормы динамичны, подвижны, вариативны.
Норма языка(литературная норма) – это правила использования языковых средств, единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов литературного языка в

Слайд 4Три степени нормативности
Норма 1-й степени – строгая, жесткая, не

допускающая вариантов: класть, а не ложить; звонит, а не звóнит;

носков, а не носок;
Норма 2-й степени – менее строгая, допускает варианты, объединяемые в словарной статье союзом «и»: прáвы и правы;
Норма 3-й степени – наиболее подвижная, где один вариант основный, а второй - допустим, но менее желателен.
Норму 1-й степени называют императивной нормой
Нормы 2-й и 3-й степени – диспозитивными нормами.
Три степени нормативности Норма 1-й степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов: класть, а не ложить; звонит,

Слайд 5Варианты норм по уровням языка

Варианты норм по уровням языка

Слайд 6Основы русской орфоэпии и нормы ударения
Орфоэпия (от греч. orthos

'правильный' и epos 'речь') – термин, употребляющийся в двух значениях:


1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения.
Основы русской орфоэпии и нормы ударения Орфоэпия (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь') – термин, употребляющийся

Слайд 7 В основе русского литературного языка, а значит, и литературного

произношения, лежит московское наречие (говор, диалект).
Так сложилось исторически: именно

Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства.
Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм.

Русский литературный язык

В основе русского литературного языка, а значит, и литературного произношения, лежит московское наречие (говор, диалект). Так

Слайд 8 Нормы произношения в русском языке
Московский говор -акающий,

и современный русский язык характеризуется «аканьем».

В русской литературной речи

безударный о не произносится, а заменяется в первом предударном слоге на а, в остальных слогах произносится среднее ы/а.

Для современной произносительной системы русского языка характерно не только «аканье», но еще «иканье»: в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных заменяются звуком [и] с призвуком [э]: лес- л'[и]сник , часы – ч[и]сы.
После ж,ш на месте а произносится а или ы: жасмин, жакет, но жылеть, лошыдей.
Нормы произношения в русском языке Московский говор -акающий, и современный русский язык характеризуется

Слайд 9 После ж, ш, ц на месте

е в первом предударном слоге произносится ы/э:
жена,

шептать
в других безударных слогах произносится ы/а: шерстяной, целиком.

В абсолютном начале слов на месте буквы иноязычного происхождения э произносится [э]: [э]кран, [э]таж, [э]поха.

Сочетания аа, оо, ао, оа могут произноситься аа – коала, евроазиатский
После ж, ш, ц на месте е в первом предударном слоге произносится ы/э:

Слайд 10Как правильно?

Как правильно?

Слайд 11Вот так:




Вот так:

Слайд 12Особенности перехода ударного [е] в [о]
Произнесение звуков [е] или [о]

после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у многих носителей

русского языка.

Следует запомнить: Опека – (не опёка), афера – (не афёра), атлет – (не атлёт), бытие – (не бытиё).

В суффиксах страдательных причастий под ударением обычно произносится [о] : углублённый – (не углубленный), возбуждённое дело – (не возбужденное).
Особенности перехода  ударного [е] в [о]Произнесение звуков [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает

Слайд 13Нормы произнесения согласных звуков
Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными,

сонорными согласными (м, н, л, р), перед звуком в, перед

разделительными ъ и ь знаками.

В иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся твердые согласные: ателье [тэ], атеист /тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

В исконно русских словах перед е обычно произносятся мягкие согласные: б'елый, д'едушка, м'ебель, р'елигия.

Допустимо произнесение как твердых, так и мягких согласных: артерия [те] и [тэ], кратер [те] и [тэ], конгресс [ре] и [рэ], экспресс [ре] и [рэ].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].


Нормы произнесения согласных звуков Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед

Слайд 14Произношение сочетаний согласных звуков
В сочетаниях здн, стл звук д/т

не произносится (позно, счасливый), в сочетаниях нтк, ндк, стк, здк

д/т произносится (официантка, невестка, бороздка).

Сочетания зч и сч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук [ш'] - перепищик, вощик.

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч']: нала[ч ]ик (наладчик), лё[ч ]ик (летчик).
Произношение сочетаний согласных звуков В сочетаниях здн, стл звук д/т не произносится (позно, счасливый), в сочетаниях нтк,

Слайд 15Произношение сочетаний согласных звуков
На месте сочетания букв чн нужно

произносить [шн] в словах: коне/шн/о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая,

но ве[чн]о, челове[чн]о и др.

По новой норме чн произносится сейчас в подавляющем большинстве слов.

Вместо сочетания чт нужно произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].
Произношение сочетаний согласных звуков На месте сочетания букв чн нужно произносить [шн] в словах: коне/шн/о, наро[шн]о, ску[шн]о,

Слайд 16Произношение сочетаний согласных звуков
Сочетания зш и сш произносятся как

долгий [шш]: ра[шш]ить, (расшить), [шш]умом (с шумом), зале[шш]ий (залезший).

Сочетания сж

и зж произносятся как долгий [жж/: [жж]ал (сжал), ра[жж]ег (разжег).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [цц]: моло[цц]а (молодца), бра[цц]а (братца).

Сочетания – тся и – ться в конце глаголов произносятся как [ца]: бере[ца] (берется), бра[ца] (браться).
Произношение сочетаний согласных звуков Сочетания зш и сш произносятся как долгий [шш]: ра[шш]ить, (расшить), [шш]умом (с шумом),

Слайд 17Особенности русского ударения
Ударение – это выделение слога в слове.

В

русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью и интенсивностью

, т.е. силой звука

К особенностям относятся:
нефиксированность и подвижность
наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов
наличие акцентологических вариантов
колебания в постановке ударений
ударение в именах собственных и др.
Особенности русского ударенияУдарение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется

Слайд 18
Возникают пары слов, в которых одно имеет нормативное ударение

и это слово используется в литературном языке, а у другого

– ударение, встречающееся в профессиональной речи:

алкоголь – алкоголь,
шприцы – шприцы (у медиков);
компас – компас (у моряков);
добыча – добыча, рудник – рудник (у горняков);
шасси – шасси (у летчиков);

Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное

Возникают пары слов, в которых одно имеет нормативное ударение и это слово используется в литературном

Слайд 19
Место ударения может зависеть от происхождения слова

заимствованных из

французского языка слов сохраняют ударение на последнем слоге: партЕр, жалюзИ,

диспансЕр, несессЕр и др.

Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:

-Ал (в иноязычных словах): пенАл, финАл, квартАл , фискАл, портАл;
- Атай: глашАтай, соглядАтай, ходАтай , ходАтайство;
-провОд (в сложных словах): газовпровОд, мусоропровОд, нефтопровОд.
- лЕние (в отглагольных существительных): долблЕние, усугублЕние, мышлЕние (форма мЫшление является устаревшей).
-мен (в словах из английского языка, где – мен дословно переводится как «человек»): полисмЕн, джентельмЕн, но: бАрмен.


Ударение в именах существительных







Место ударения может зависеть от происхождения слова заимствованных из французского языка слов сохраняют ударение на

Слайд 20Ударение многих производных слов определяется по тому слову, от которого

они образованы
Отглагольные существительные на –ие обычно имеют ударение на

том же слоге, что и соответствующий глагол и проверь ударение по нему: сосредотОчить- сосредотОчение; упрОчить- упрОчение; обеспЕчить- обеспЕчение; исповЕдание, вероисповЕдание (от исповЕдать).

Существительные с финалией –ота имеют два варианта ударения в зависимости от того, образованы они от глагола или от существительного. Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные. Образованные от прилагательных: пОлный-полнотА, немОй-немотА. Существительное сиротА (во множественном числе сирОты) тоже образовано от прилагательного, правда, почти вышедшее из употребления – сирый, поэтому подчиняется той же модели.

Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дремать - дремОта, ломать - ломОта, зевать - зевОта.
Ударение многих производных слов определяется по тому слову, от которого они образованы Отглагольные существительные на –ие обычно

Слайд 21ШЕСТЬ СЛОВ В ОДНОМ СЛОВЕ
Попробуйте придумать слово из
9-ти букв,

которое содержит в
себе шесть других слов.


При этом

нельзя переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют.
ШЕСТЬ СЛОВ В ОДНОМ СЛОВЕПопробуйте придумать слово из 9-ти букв, которое содержит в себе шесть других слов.

Слайд 22ОТВЕТ
Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит

в себе
шесть слов:
ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ,

МАТЬ, МАТ.
ОТВЕТ Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в себе  шесть слов: ИДУ, ДУМАТЬ,

Слайд 23Место ударения в существительных с одинаковыми финалями зависит от значения

слова
Слова на –лог называющие лица по роду занятий, имеют

ударение в середине слова: филОлог, зоОлог, биОлог, ихтиОлог.
Существительные, называющие неодушевлённые предметы, произносятся с ударением на последнем слоге: монолОг, диалОг.
Обратите внимание на произношение слов: каталОг, некролОг, в них очень часто делают ошибки.
Ударение в середине слова - анАлог.
Ударение в словах на – метр
Различные приборы: барОметр, гальванОметр, хронОметр.
Единицы измерения (киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр) произносятся с ударением на последнем слоге.

Иное произношение - показатель низкой культуры!
Место ударения в существительных с одинаковыми финалями зависит от значения слова Слова на –лог называющие лица по

Слайд 24Постановку ударения в существительном определяет целая система факторов
В словах

на – анин

- горожАнин, волжАнин, землЯнин, марсиАнин.
- гражданИн,

христианИн, селянИн, славянИн, мещанИн.
- афИнянин, рИмлянин, латИнянин, карфогЕнянин.

Сложным и противоречивым является постановка ударений в существительных на –ия
- индустрИя, металлургИя, полиграфИя, тогда как формы индУстрия, металлУргия, полигрАфия, уже являются устаревшими.
- кулинАрия, тогда как кулинарИя рассматривается как разговорный.

- трехсложные слова обычно имеют ударение на первом слоге (Ария, мАфия)
Исключения: мессИя, витИя стихИя.
Постановку ударения в существительном определяет целая система факторов В словах на – анин - горожАнин, волжАнин, землЯнин,

Слайд 25Основным литературным вариантом является произношение
Ударение на –ия преобладает в

существительных с финальными звуками :
- кардИя, -тезИя, -филИя,

-термИя, -стенИя, -хронИа, -терапИя, -атрИя, -псИя, -ургИя: тахикардИя, анестезИя, некрофилИя, педиатрИя.
Безударное –ия имеют существительные с финалией :
-фОбия, -лОгия, -гАмия, -нОмия, -мАния, -гОния, -мОния, грАфия,тОрия,мЕтрия (исключение-ассиметрИя)
- рЕссия, -пАтия, -крАтия, - ция: русофОбия, аполОгия, моногАмия, гастронОмия, кулинАрия, плутокрАтия.
- ерия: феЕрия, фанабЕрия, мистЕрия, - истерИя, дифтерИя.
в существительных на -фония: симфОния - телефонИя, полифонИя, стереофонИя.
- существительные договОр, приговОр ударение на последнем слоге, но зАговор сейчас произносится с ударением на приставке.


Основным литературным вариантом является произношение Ударение на –ия преобладает в существительных с финальными звуками :  -

Слайд 26Акцентологические варианты
Равноправны: пиццерия и пиццерия.
Но чаще один вариант

становится предпочтительнее другого:
творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный
нет

творога – нет творога (доп.)
тефтели – тефтели (доп.)
искристый – искристый (доп.)
баржа – баржа (доп.);
Акцентологические варианты Равноправны: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого:творог – основной (предпочтительный) вариант,

Слайд 27
Джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам –

волнам, петля – петля, сажень – сажень.

В большинстве случаев в

нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск.

Надо запомнить: уставный (фонд, капитал)
опт – оптом – оптовый – оптовик;
дебитор – должник, дебиторская задолженность
дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.


Колебания в постановке ударения

Джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень –

Слайд 28 Ударение в именах собственных
Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий,

Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Флорида.

В некоторых

именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн.

В других именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно: Мориак – у Мориака, у Бальзака, в Познани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение: Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США).
Ударение в именах собственных Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа,

Слайд 29
В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная их

происхождение.
Слово пуловер от английского pullover, нувориш – из французского

nouveauriche.
Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос, некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.
В глаголах на -ировать частотным считается вариант ударения на и (суффикс -up- восходит к немецкому – iereri). В словах, вошедших в русский язык в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог.
блокировать - маркировать; национализировать - премировать; приватизировать - нормировать; экспортировать - бомбардировать.
В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная их происхождение. Слово пуловер от английского pullover, нувориш

Слайд 30В русском слове одно ударение
Но в сложных словах часто бывает

два или три ударения: главное и второстепенное:
картофелезаготовки, суперарбитр, электросеть,

телепередача, нефтегазопровод, нефтедобыча, машинно-тракторный, среднеазиатский, коми-пермяцкий.
Следует запомнить: нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока, электропровод).
Среди сложных слов есть и одноударные: межведомственный, междупланетный и др.
В русском слове одно ударениеНо в сложных словах часто бывает два или три ударения: главное и второстепенное:

Слайд 31Смысловые и грамматические функции ударения
ирис – ирис, замок –

замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас,

хлопок – хлопок,
орган – орган.
Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла.
Сравните: ледник (в горах) – ледник (погреб) парить (репу) – парить (в облаках)
наголо (держать шашки) – наголо (остричь) броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо за кем-нибудь).
Смысловые и грамматические функции ударения ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный,

Слайд 32Ударение в отдельных грамматических формах
В кратких формах прилагательных и страдательных

причастий прошедшего времени ударение всегда на основе.
И только в

форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание: создан – создана – созданы; взят – взята – взяты; занят – занята – заняты; начат – начата – начаты.
Во глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании: понять – понял – поняла – поняли; начать – начал – начала – начали;
но: класть – клал – клала – клали.
Ударение в отдельных грамматических формахВ кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени ударение всегда на основе.

Слайд 33Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге

глубокий – углубить
легкий – облегчить
бодрый – ободрить, подбодрить.

Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:
обеспечивать – обеспечение
сосредоточивать – сосредоточение
упрочить – упрочение
упорядочить – упорядочение.
Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге глубокий – углубить легкий – облегчить бодрый

Слайд 34В форме родительного падежа множественного числа ударение либо на окончании

либо на основе
область – областей
ведомость – ведомостей
ступень

– ступеней ( степень развития); но: ступеней (часть лестницы)
доска – досок; сирота – сирот
отрасль – отраслей
мощность – мощностей
прибыль – прибылей
дно – доньев; порт – портов.

Надо запомнить:
среда – среды – по средам (день недели).
В форме родительного падежа множественного числа ударение либо на окончании либо на основе область – областей ведомость

Слайд 35Распространенные орфоэпические ошибки

Распространенные орфоэпические ошибки

Слайд 37Вопросы для самоконтроля
 

1. Что такое акцентологические варианты и каковы их

основные типы?
2. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких

прилагательных, глаголах и причастиях?
3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?
4. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?
5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?
6. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?
7. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?
Вопросы для самоконтроля  1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?2. Чем вызвана неустойчивость норм

Слайд 38Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика