Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
С. Мишон и П. Штерн: «Организационная культура есть
совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям,
присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта
Б. Феган: «Культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками
Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Э. Джакус: «Культура предприятия - это вошедший в
привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в
большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими.
Д. Элдридж и А. Кромби: «Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т. л, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей»
Слайд 4ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Эдгар Шэйн: «... совокупность основных убеждений - сформированных
самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как
она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам»
X. Шварц и С. Дэвис: «Культура... представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп»
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.Н. Штейн: «Организационная культура есть набор приемов и
правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил,
оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность»
Т.Ю. Базаров: «Организационная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентацию, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»
Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
К. Шольц (1987 г.): «Корпоративная культура представляет собой
неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей
и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения»
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действии. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Слайд 7РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ
Организационная культура – это интегральная характеристика организации (ее ценностей,
моделей поведения, различных способов оценки результатов деятельности), данная в определенной
типологии. Понятие «организационная культура» необходимо для идентификации конкретной организации.
Слайд 8РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ
Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми
членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения для большей
части людей, входящих в рассматриваемую организацию. Понятие «корпоративная культура» используется лишь при качественном описании портрета каждой индивидуальной организации вне зависимости от существующих типологий и классификаций, и при этом не проводится идентификация ее с другими организациями.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Целостность, системность (описывается как единое целое, нечто
большее, чем простое сложение всех составляющих);
Историческая определенность (Отражает развитие организации);
Связанность
с объектом изучения антропологов (например, ритуалы и символы);
Ненавязчивость, мягкость воздействия;
С трудом поддается изменениям
Слайд 10СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ КУЛЬТУРЫ
- внешние факты
-
ценностные ориентации и верования
- базовые предположения
Слайд 11КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
Субъективные и объективные
декларируемые и реальные
сильные и слабые
доминантные, субкультуры
и контркультуры
Слайд 12ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР (по У. Оучи)
Рыночная
Бюрократическая
Клановая
Слайд 13ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР (по С. Ханди)
Культура власти
Ролевая культура
Культура задачи
Культура личности
Слайд 14ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР (по Д. Коулу)
- бюрократическая
- органическая
- предпринимательская
- партисипативная
Слайд 15ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
1. Академии - здесь все работники медленно и
верно продвигаются вверх по служебной лестнице, проходя различного рода обучения
и пробуя себя на различных работах
2. Крепости - здесь главная забота предприятия - как ему выдержать конкурентную борьбу. Поэтому здесь нет гарантии постоянной работы, работнику дают шанс попробовать себя на различных видах работы или даже может быть уволенным
3. Клубы - здесь главная - преданность фирме, работе, верность своему коллективу и желание принести пользу предприятию
4. Бейсбольная команда
Слайд 16СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить
десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:
Осознание себя и своего
места в организации.
Коммуникационная система и язык общения.
Внешний вид, одежда и представление себя на работе.
Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи.
Осознание времени, отношение к нему и его использование.
Взаимоотношения между людьми.
Ценности и нормы.
Мировоззрение).
Развитие и самореализация работника.
Трудовая этика и мотивирование.
Слайд 17ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Определяет границы организации
Помогает работникам правильно интерпретировать происходящие
в организации события
Стимулирует самосознание и высокую ответственность работника
Усиливает стабильность
социальной системы
Служит механизмом контроля и создания смысла, который направляет и формирует отношения и поведение сотрудников
Содействует внешней адаптации
Помогает сформировать у сотрудников общее понимание таких вещей, как основная задача и стратегия, цели и средства их достижения этих
ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 18Методы поддержания организационной культуры
:
Декларируемые менеджментом лозунги.
Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном
поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными.
Внешние символы,
включающие систему поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений.
Истории, легенды, мифы и обряды, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.
Задачи, функции, показатели и пр., являющиеся предметом постоянного внимания менеджмента.
Действия высших руководителей.
Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.
Кадровая политика организации.
Слайд 19Развитие организационной культуры
ВНЕШНЯЯ АДАПТАЦИЯ (по Э. Шейну)
1. Миссия и стратегия
(определение миссии организации и ее главных задач: выбор стратегии исполнения
этой миссии)
2. Цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками)
3. Средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности)
4. Контроль (установление индивидуальных и групповых критериев эффективной деятельности; создание информационной инфраструктуры)
5. Корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач)
Слайд 20Развитие организационной культуры
ВНУТРЕННЯЯ ИНТЕГРАЦИЯ (по Э. Шейну)
1. Общий язык
и концептуальные категории
2. Границы организации и критерии вхождения и
выхода из нее
3. Власть и статус
4. Личностные отношения
5. Награждения и наказания
6. Идеология и религия
Слайд 21КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивидуальная инициатива
Переносимость риска
Направление: степень, до которой организация создает
четкие цели и прогнозы действий
Интеграция или степень скоординированных действий
Поддержка менеджментом
своих подчиненных
Контроль
Идентификация
Система поощрения
Переносимость конфликтов
Модели коммуникаций
Слайд 22ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ - 1
Факторами, влияющими на возможность
изменения организационной культуры, являются:
Организационный кризис.
Смена руководства.
Стадии жизненного цикла
организации.
Возраст организации.
Размер организации.
Уровень культуры.
Наличие субкультур.
Слайд 23ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ - 2
Основные действия, направленные
на культурное изменение:
Высшее руководство должно стать моделью, играющей позитивную роль,
задавая тон своим поведением
Создать новые истории, символы и ритуалы, чтобы заменить ими популярные до недавнего времени
Выбрать, продвинуть и поддержать работников, разделяющих новые ценности - объекты стремления
Перестроить процессы социализации и поставить их на одну линию с новыми ценностями
Изменить систему поощрения, чтобы воодушевить принятие нового набора ценностей
Заменить неписанные нормы формальными правилами и предписаниями
Расшевелить существующие субкультуры через широкое использование смены (ротации) работы
Работать, чтобы прийти к консеснусу с родственной группой посредством использования участия работника и создания климата с высоким уровнем доверия.
Слайд 24Влияние культуры на организационную эффективность
-- Модель Питерса – Уотермана
-- Модель
Парсона
Слайд 25МОДЕЛЬ Г. Хофштеде
-- дистанция власти
-- индивидуализм
-- мужественность
-- стремление избежать неопределенности
--
долгосрочность ориентаций
Слайд 26ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ «МАЦУСИТА ЭЛЕКТРИК»
Миссия компании:
быть членом промышленного сообщества;
стремиться улучшить
социальную жизнь людей;
изготавливать дешевые «как вода» электроприборы в изобилии.
Базовые
цели:
рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;
получение прибыли путем служения обществу;
честная конкуренция на рынке;
взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;
участие в управлении всех работающих в компании.
Кодекс поведения («семь духов» компании):
вклад компании в отрасль;
честность и преданность;
гармония и сотрудничество;
борьба за улучшения;
учтивость и скромность;
адаптация и восприимчивость;
признательность,