Слайд 1Организационное поведение в системе менеджмента
Слайд 2Основные понятия организации:
1.Организация – состояние системы, при котором достигнут определенный
порядок, означающий, что объект обладает следующими признаками:
-наличие цели;
-Существование устойчивых связей
между элементами (организационная структура) и правил, определяющих взаимоотношения (организационная культура);
-постоянное взаимодействие с внешней средой;
-использование ресурсов для достижения поставленных целей.
Слайд 3Каждая организация представляет собой социально-экономическую систему, основными особенностями которой являются:
изменчивость
отдельных параметров системы;
уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях
и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
способность противостоять разрушающим систему тенденциям.
Слайд 4Модель организации как открытой системы:
Слайд 5
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а)
Поставщики.
б) Трудовые ресурсы.
в) Законы государства.
г) Потребители.
д) Конкуренты.
Слайд 6Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого
и немедленного воздействия на деятельность организации:
а) Состояние экономики страны.
б) Научно-технический прогресс.
в) Социокультурные факторы.
Слайд 7 г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных
органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство по
защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.
Слайд 8В зависимости от степени адаптации организации к изменениям во внешней
среде выделяют два типа управления:
Механистический (бюрократический)
Органический (адаптивный)
Слайд 9Характеристики механистического типа:
Консервативная, негибкая структура управления;
Четко определенные, стандартизированные и устойчивые
задачи;
Сопротивление изменениям;
Иерархическая система контроля;
Командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз;
Административный тип
коммуникаций (приказы, инструкции, распоряжения)
Слайд 10Характеристики органического типа:
Гибкая структура;
Динамичные, не жестко определенные задачи;
Готовность к изменениям;
Опора
властных структур на знание и опыт персонала;
Самоконтроль и контроль коллег;
Многонаправленность
коммуникаций, содержанием которых являются информация и советы.
Слайд 121. Способ социальной организованности:
-формальные – официально зарегистрированные, имеющие систему установленных
отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и
правила поведения.
Действуют на основании разделения труда и специализации, рациональности, обезличенности.
Слайд 13
1.Способ социальной организованности:
-неформальные – официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных
и социальных отношений, возникающих, как результат взаимодействия людей на основе
взаимных симпатий и сотрудничества.
Слайд 142.Форма собственности
-государственные – собственником организации является государство;
-частные – собственником являются
физические или юридические лица;
-муниципальные- собственность принадлежит местным органам государственной власти
и органам местного самоуправления.
Слайд 153. Отношение к прибыли
-коммерческие – основная цель деятельности – получение
прибыли.
-некоммерческие – не стремятся извлекать прибыль, но могут осуществлять предпринимательскую
деятельность, когда это совпадает с достижением целей.
Слайд 164. Характер потребностей клиентов
Индивидуальное, мелкосерийное производство
(Bentley Dominator (1994) –
специальный заказ для Cултана Брунея. Было изготовлено 6 внедорожников от
Bentley. Стоимость каждого 3 млн. фунтов-стерлингов .)
Особенности:
Технологическая специализация;
Применение универсального оборудования;
Высокая квалификация работающих;
Относительно большая длительность производственного цикла.
Слайд 174. Характер потребностей клиентов
2. Серийное производство.
В 2010 финансовом году концерн
BMW Group продал на мировом рынке около 1,46 млн. автомобилей
и свыше 110 тыс. мотоциклов.
Особенности:
Постоянная номенклатура продукции, выпускаемой в значительных партиях;
Использование работников средней квалификации
Небольшой производственный цикл
Слайд 184. Характер потребностей клиентов
3. Крупносерийное или массовое производство.
Производство BMW X5
начато в 1999 году.
Особенности:
Ограниченная номенклатура продукции, выпускаемой в значительных партиях;
Применение
труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ
Существенное сокращение производственного цикла
Слайд 195. Формирование отношений внутри организации
1.Корпоративные организации- объединение людей по социальным
и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности.
ЛУКОЙЛ, Сбербанк, КАМАЗ….
Особенности:
Устойчивый
характер производства;
Четкое разделение труда;
Иерархия управления;
Преобладание организационных ценностей над личными
Слайд 205. Формирование отношений внутри организации
2.Индивидуалистские организации- добровольное объединение индивидов.
Avon,
Oriflame , Amway , Страховые компании….
Особенности:
Изолированность труда исполнителей;
Гибкие структуры управления;
Меняющийся
характер загрузки отдельных исполнителей;
Интересы производства определяются задачами воспроизводства личности
Слайд 215. Формирование отношений внутри организации
3.Эдхократические организации- основаны на знании, компетенции
исполнителей. Применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных
процессах
Центр микрохирургии глаза, Boston Consulting Group
Особенности:
Формальности в построении структуры сведены к минимуму;
Преобладают неформальные и горизонтальные связи;
Слайд 225. Формирование отношений внутри организации
4.Партисипативные организации- основаны на участии
работников в управлении
Особенности:
Возможно участие:
в выдвижении предложений,
разработке альтернативных вариантов,
принятии
окончательного решения.
Слайд 23Эффективность деятельности организации-
Оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности и
развития организации и определяется краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными критериями.
Слайд 24Временнάя модель эффективности
Продуктивность
Качество
Гибкость
Удовлетворенность
эффективность
Конкуренто-способность
Развитие
Выживание
Краткосрочный
Среднесрочный
Долгосрочный
Критерии
Время
Слайд 25Продуктивность- способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в
соответствии с требованиями внешней среды.
Качество- оценка потребителем степени соответствия совокупности
присущих характеристик назначению продукции.
Слайд 26Гибкость-
1)способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на
другой для выпуска новой продукции.
2) Способность реагировать на изменения
со стороны организационного поведения покупателей, конкурентов, законодательства и т.п.
3) Умение адаптировать методы и средства в части планирования, руководства и контроля с учетом таких изменений.
Слайд 27Удовлетворенность – чувство удовлетворения, возникающее у работников в результате выполненной
работы, осознания своей роли в организации, а также своего места,
как комфортного и удовлетворяющего их запросы.
Слайд 28Конкурентоспособность- положение организации в отрасли, занимаемая доля рынка, отношения конкурентов
в борьбе за покупателей.
Слайд 29Развитие- инвестирование организацией средств таким образом, чтобы укрепить будущий спрос
внешней среды как залог её выживания.
Слайд 30Источники повышения эффективности деятельности организации
1ё й
Индивидуальная эффективность
Групповая эффективность
Организационная
эффективность
Источники:
Способности
Компетенция
Навыки
Отношения
Мотивация
Источники:
Лидерство
Структура
Статус
Роли
Нормы
Взаимосвязи
Источники:
Внешние условия
Технология
Стратегия
Структура
Процессы
Культура
Слайд 31Эффективность деятельности группы зависит:
Сплоченности;
Стиля руководства;
Способа принятия групповых решений;
Статуса, размера и
состава группы;
Среды функционирования группы;
Состояния коммуникаций;
Важности и характера задач, стоящих перед
людьми.
Слайд 32Группа сможет эффективно достигать своих целей при следующих условиях:
Размер (3-9
человек);
Состав (степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые люди
проявляют при решении проблем);
Сплоченность;
Отсутствие конфликтности;
Наличие статуса и функциональной роли участников группы.