Слайд 1Организационные формы и приемы воспитания
Выполнила: студентка
Группы ТЭ-ЭТБ-21
Заплетина В.В.
Слайд 2Чем труднее учителю, тем легче ученику.
©Л.Н. Толстой
Слайд 3Целью воспитательных взаимодействий являются:
организация воспитательной среды;
создание условий для самоорганизации жизни
воспитанников;
психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;
стимулирование деятельности воспитанников;
инициация процесса самовоспитания.
Слайд 4Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в
котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и
приемы воспитания.
Слайд 5Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в
зависимости от следующих факторов:
Слайд 6Классификация форм
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые
различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в
себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Слайд 7Мероприятия ― это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами
или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на
них.
Слайд 8Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или
старших воспитанников.
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки,
обучающие занятия и т.п.
Слайд 9Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
когда нужно решить
просветительские задачи;
когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой
компетентности;
когда организаторские функции слишком сложны для детей;
когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Слайд 10Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые
членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе
и самим себе.
Слайд 11Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности;
общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Виды
форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Слайд 12По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
дела, в которых
организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
творческие дела,
отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Слайд 13Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными
возможностями, так как они:
предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный
вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Слайд 14Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Слайд 15Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности,
но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место
опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Слайд 16Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия:
1)Мероприятия проводятся кем-то
для кого-то с целью воздействия.
2)Дела делаются для кого-то или
для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность.
3)Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.
Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"
Слайд 17Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать
их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их
достоинства и недостатки.
Слайд 18Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение
и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы
и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.
Слайд 19Можно выделить три группы приемов воспитания.
Можно выделить три группы приемов
воспитания.
Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей
в классе.
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.
Слайд 20Значение приемов воспитания в педагогике
1
2
3
4
5