Организация
диагностической и
психокоррекционной
работы с детьми,
оказавшимися
в кризисных ситуациях.
Слайд 2ГОРЕ утраты.
Фазы горя.
1. Шок. Оцепенение.
2. Фаза поиска.
3. Фаза острого горя.
4.Фаза
отсроченных толчков.
5.Выход.
Завершающая стадия.
Слайд 3Соматические нарушения
Нарушение дыхания
Симптомы физического переутомления
Утрата аппетита
Нарушения сна, кошмары, бессонница
Симптоматика
той болезни, от которой умер близкий
Слайд 4Изменения в психической сфере
Чувство вины, самообвинение,
Стыд
Уход в себя
Депрессия
Погруженность в образ
умершего
Ощущение опустошённости
Раздражительность, гнев
Страх собственной смерти, болезни, травмы
Проблемы с сосредоточенностью
Пессимизм относительно
будущего
Слайд 5Поведенческие реакции
«Прилипание» к родителям
Отказ от хождения в школу (сад)
Не
хотят спать ОДНИ или находиться дома
Агрессивность
Уничтожение вещей
Слайд 6Тяжелые реакции
Поведение как будто ничего не случилось
Сильные рыдания
Неприятие того, что
близкий умер
Что осложняет
процесс
горевания
Скрываемая, неполная информация
«Чувства не обсуждаются»
Конфликты с близким перед его смертью
Невыполненные обещания
Определённые обстоятельства смерти близкого
Ситуации «непохороненных»
Слайд 8Как помочь ребёнку
преодолеть горе
Сохранить ритм жизни
Говорить о чувствах
Отвечать на
вопросы
Участвовать в ритуале прощания
Поощрять рассказы ребёнка (о
травматическом событии)
Отделить травму от события
Успокоить (за здоровье членов семьи и т.д.)
Рассказать о том, где его умерший родитель.
говорить
« Мама хотела, чтобы ты был весёлым…»
«Дедушка уснул
навсегда»
«Бабушка после того, как её увезли в больницу»
«Не беспокойся, я никогда не умру»
«Бабушка была больна…»
« Уже прошло два года с тех пор, как умер дедушка. Все уже успокоились,
но почему ты до сих пор расстроен?»
«Не могу представить себе, что наша семья будет счастлива без него (неё)»
«Твой брат (умерший), никогда не перечил мне, если я просила его помочь мне. В отличии от тебя»
« Мы поговорим об этом позднее»
Слайд 10
Смерть домашнего
животного
Что нужно принять
во внимание.
Сообщить о смерти
животного,
используя простые и понятные слова.
Если ребёнок не видел труп –
показать место обследования
(у ветеринара) захоронения.
3. Принять решение об усыплении животного без участия ребёнка.
4. Используйте смерть животного в качестве основы для беседы с
ребёнком о смерти вообще.
5.Не стоит сразу заводить другое домашнее животное.
Слайд 11
Травма
и реакции на посттравматическое событие
Слайд 12Травма – крайне сильный источник стресса вне области обыкновенного человеческого
опыта, который очень неприятени вызывает симптомы
Вторичная (опосредованная) травма –
реакция на описание
травматических событий.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) –
характерный симптомокомплекс, развивающийся после
Психологической травмы.
Слайд 13Особенности
травматического события
Внезапность
Отсутствие похожего опыта
Длительность
Недостаток контроля
Горе и утрата
Экспозиция смерти
Моральная неуверенность
Поведение
во время события
Масштаб разрушения
Слайд 14От чего зависит состояние защитных сил личности
Слайд 15
От стрессоустойчивости человека!
Молодцы! Знаете!
Слайд 16«ТРИ КИТА»
стрессоустойчивости
Ощущение важности своего существования
Чувство независимости и способности
влиять на собственную жизнь
Открытости и интереса к изменениям, отношения к
ним не как к угрозе, а как к потенциальной возможности развития
Слайд 17Фазы развития ПТСР
Отчаянье
Отрицание
Навязчивость
Прорабатывание
Завершение
Слайд 18Когда имеет смысл искать профессиональную помощь?
Когда у Вас есть хронические,
физические и телесные нарушения, а никаких медицинских причин не находят
Вы
полностью поглощены мыслями о пережитом
Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь
Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем-то
Вы испытываете чувство безнадёжности, депрессию или гнев
Вы надеетесь. Что лекарственные средства, алкоголь или какие-то другие вещества успокоят вашу боль физическую или душевную
Ваша жизнь идёт наперекосяк: семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе, в школе.
Слайд 19Задачи психолога
ПОМОЧЬ:
Принять реальность утраты
Заново приспособиться к действительности
Вернуть эмоциональную энергию и
вложить её в другие отношения
Слайд 20Этапы процесса сопровождения
Диагностика
Построение программы сопровождения
Реализация программы
Анализ
Слайд 21Диагностика
Диагностическое интервью
Тест Личко
Тест Люшера
Тест Кеттела
Проективные методики (ДДЧ, Несуществующее животное, Карта
страны, Контуры тела, Общий рисунок)
Методика Выявление суицидального риска у детей
(А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Методика ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ — СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)
Слайд 22Индивидуальная программа сопровождения
Длительность: от 2 до 6 мес
(15 занятий либо 6, но по 3-4 часа).
!!! После 12 занятия ребёнок получает представление о том, как пользоваться полученными навыками
Включает: диагностику, психокоррекцию, реабилитацию, работу с родителями
Слайд 23
Конечный результат должен выгладеть примерно так!!!