Слайд 1
Организация и ее виды.
Организационные структуры
1. Сущность понятия «организация»,
признаки и виды организации.
2. Внешняя и внутренняя среда организации.
3. Основные
структуры управления и их харак-теристика
4. Организационная культура: понятие, содержание, типология
5. Организационная культура и результативность деятельности
Курс ведет
профессор Петров Александр Арсеньевич
E mail plar-1@bk.ru
Слайд 2Модуль 1. Организация как объект управления
Практическое занятие 1. Организация и
ее виды. Организационные структуры (4 часа).
Понятие и признаки организации. Цикл
жизни организации и ее законы.
Типология организаций.
Внутренняя и внешняя среда организации: основные факторы и влияние на функционирование.
Классификация организационных структур и их сравнительная характеристика
Виды и функции организационной культуры.
Задания для подготовки к практическому занятию:
уточнить понятия «система», «структура», «иерархия»;
ознакомиться с положениями Гражданского кодекса РФ (ч 1. гл. 4) об организациях, учреждениях, хозяйственных товариществах и обществах;
проанализировать влияние факторов внутренней и внешней среды на функционирование организации (на примере известном вам лично или из материалов периодической печати);
найдите примеры влияния организационной культуры на эффективность деятельности коммерческой и некоммерческой организации;
обоснуйте выбор организационной структуры управления для хозяйствующих субъектов малого, среднего и крупного бизнеса;
изучить из списка дополнительной литературы – № 2, гл. 4, 16.
Слайд 3термин «организация»
от лат. organisatio - формирую, создаю – имеет значения:
внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия всех подразделений системы
совокупность мероприятий
по созданию, развитию и совершенствованию взаимосвязей между всеми подразделениями системы с целью повышения эффективности и конкурентоспособности
организация совместной деятельности людей для достижения поставленных целей
Слайд 5Социальный характер организации
Любая организация – это прежде всего люди
с
их профессиональными навыками, опытом и стажем работы
со своей психологией, эмоциональностью,
устремленностью, уровнем интеллекта
системой ценностей, культурой, менталитетом
семейным положением
Слайд 7Виды организаций по взаимоотношениям
Организации
формальные и
неформальные
Слайд 8Формальная организация
создается извне
на основании распоряжения
вышестоящего органа
инициативными
людьми
Слайд 9Характеристика организации формальной организации
определены, установлены, закреплены и формализованы структура, иерархия,
цели и задачи;
пример, наш институт – при его создании были
определены структура, система управления, цели и задачи;
определены полномочия и ответственность работников;
закреплена система коммуникаций = система взаимодействия внутри организации и с внешними организациями;
формальная организация, как правило, является юридическим лицом, для нее характерно наличие официального руководителя
жесткая иерархическая структура
Взаимодействие + коммуникации: вертикально-горизонтальное
Слайд 10Неформальная организация
создаётся – формируется внутри формальной организации и вне её
спонтанно
группой
инициативных людей
Слайд 11черты неформальной организации
спонтанные связи межличностного взаимодействия
отсутствие документально закрепленных правил
взаимоотношений, полномочий и ответственности
отсутствие иерархии
свободные взаимоотношения
более высокая эффективность
работы и взаимодействия
лидером выступает признанная в группе личность
отсутствуют формальные процедуры принятия решений
нет необходимости в сложных согласованиях и разрешениях
не способна функционировать длительное время
не способна решать разнообразные масштабные задачи
не способна организовать координацию деятельности значительного числа работников
Слайд 13законы функционирования организации
Слайд 14Законы построения и развития организации
Первая группа - Законы построения организации
Закон
наименьших
Закон информированности – упорядоченности
Закон гармонии – композиции и пропорциональности
Вторая группа
– законы функционирования и развития
Закон синергии
Закон онтогенеза – развития
Закон самосохранения
Закон единства анализа и синтеза
Слайд 151-й закон построения организации:
Закон наименьших
Рыночная устойчивость и конкурентоспособность
организации/компании определяется её наислабейшим звеном
Карьерный рост работника может быть прерван
отсутствием или плохой компетенцией
Слайд 162-й закон построения организации:
Закон информированности-упорядоченности
Девиз: кто владеет информацией, тот
владеет ситуацией
закон Парето: из всего объема информации только 20% является
реально полезной
информация напрямую влияет на структуру организации
правильно подобранная и проанализированная информация позволяет
правильно и эффективно построить организацию/компанию
принять верное решение
Чем больше полезной информацией располагает организация о внутренней и внешней среде
- тем выше упорядоченность её подразделений
- тем выше вероятность устойчивого функционирования организации, её
самосохранения.
Слайд 172-й закон построения организации:
Упорядоченность
это порядок
это построение определенной структуры организации
и системы взаимосвязей и взаимодействия
гармоничное развитие всех структурных подразделений организации:
системы управления, персонала подразделений
Слайд 183-й закон построения организации:
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
количество подразделений
организации, численность персонала, соотношение, руководителей, управленцев, исполнителей должны находиться в
определенной пропорциональности друг к другу
пропорциональное соотношение - это гармония, обеспечивающая наилучшую эффективность развития и деятельности организации
Слайд 191-й закон функционирования и развития организации:
Закон синергии
от греч. syn —
вместе + ergos — действующий, действие
сила, мощь, эффективность
объединенных усилий всех
превышают
простую сумму силы всех
Слайд 20раздробленная Русь:
каждый князь в отдельности
не мог
противостоять нашествию
врагов
Наша страна выстояла
объединив силы - разбили врага
Слайд 212-й закон функционирования и развития организации:
Закон онтогенеза (развития)
Онтогене́з - от греч. οντογένεση:
ον — существо и γένεση — происхождение, рождение, развитие — индивидуальное развитие организма,
его преобразование
В экономическом смысле:
- от создания организации до её ликвидации
- жизненный цикл организации, товара, …
Слайд 233-й закон функционирования и развития организации:
Закон самосохранения
организация/компания
стремясь сохраниться
должна эффективнее
использовать имеющиеся ресурсы
= закон самосохранения и вступление России в ВТО
Слайд 244-й закон функционирования и развития организации:
закон единства анализа и синтеза
объединяет все противоположные процессы, разные специализации
соединяет, кооперирует, интегрирует их
Слайд 25Суть анализа
изучение отдельных частей целого
вступления России в ВТО:
утверждается о
выгодах
= снижение таможенных пошлин
= снижение внутренних цен
= создание рабочих
мест
= повышение уровня жизни
Слайд 26синтез
анализ всей перспективы, а не отдельных элементов
формирование общей картины
сделать
правильные выводы
членство в ВТО
= с нынешним состоянием рос. экономики
консервирует её в качестве сырьевой базы развитых экономик
Слайд 27внутренняя и внешняя среда организации
Слайд 29Факторы внешней среды организации
факторы прямого воздействия
Факторы косвенного воздействия
Слайд 30Факторы прямого воздействия
= деловое окружение =
= деловая среда =
=
среда задач =
непосредственно влияют на функционирование компании
Слайд 31Факторы косвенного воздействия
общественная среда
влияют на организацию через другие факторы
Слайд 33Матрица Бостонской консалтинговой группы - BCG
«Boston Consulting Group» (BCG)
Слайд 34Матрица «Boston Consulting Group» (BCG)
Р
О
С
Т
Р
Ы
Н
К
А
Слайд 35Матрица Бостонской консалтинговой группы - BCG
«Boston Consulting Group» (BCG)
Слайд 38SWOT – это акроним слов
Strengts – внутренние сильные позиции компании
Weaknesses – внутренние слабые позиции компании
Opportunities – внешние благоприятные возможности,
благоприятные факторы внешней среды
Тhreats - угрозы; негативные факторы внешней среды
http://news.mail.ru/politics/19482810/?frommail=1
Слайд 39PEST-анализ
(иногда обозначают как STEP)
предназначен для выявления
Political -
политических,
Economic - экономических,
Social - социальных и
Technological -
технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Слайд 40PESTLE-анализ
Усовершенствованный PEST-анализ
включающий помимо четырех факторов внешней среды –
Political+ Economic+Social +Technological - ещё два фактора:
Legal - юридический
и
Environmental - экологический
Слайд 41STEEPLE-анализ:
дополнительно к PESTLE-анализ включает
1) географический, 2) этнический, 3)
внешнепо-литический факторы
социально-демографический,
технологический,
экономический,
окружающая среда(природный),
политический,
правовой и
этнические
факторы.
Слайд 42Кадры - 1
1-й квадрант: укомплектовали штат, как будут работать, как
сработаются в коллективе, кто останется, с кем придется распрощаться? –
неизвестно; кто-то не сумел вписаться в струк-туру компании – переводят в 4-й квадрант
2-й квадрант: формирование команды – сот-рудники проявляют суперактивность, супер индивидуализм, каждый сам по себе, каждый тянет одеяло на себя; постепенно складывает-ся коллектив, кто не вписался в коллектив – в 4-й квадрант
Слайд 43Кадры - 2
3-й квадрант: единая команда – коллектив работает как
единая сплоченная команда
4-й квадрант: кто-то намерен уйти в другую компанию,
кто-то – на пенсию
Слайд 44Организационная структура организации
организационно-управленческая структура или организационная структура управления организацией
- это модель управления
- каждой структуре соответствует
конкретная модель управления
Слайд 45Виды организационно-управленческих структур
линейная структура управления
функциональная структура управления
линейно-штабная структура управления
линейно-функциональная
структура управления
дивизиональные структуры управления
продуктовая
региональная
холдинг
органические или адаптивные организационные структуры
инновационная структура
проектные структуры
матричная
структура
Слайд 46линейная структура
характерна для организаций, в которых отсутствует функциональное разделение
управленческой деятельности
нет специализации управленческой деятельности, все функции управления концентрируются в
одном человеке
деятельность каждого подразделения регулируется только линейным руководителем напрямую без разделения функций управления
Слайд 47Преимущества и недостатки линейной матрицы управления
Слайд 48функциональная структура
каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов
управленческой деятельности
в каждом подразделении формируется аппарат специалистов, отвечающих за определенный
участок работы
Слайд 49 преимущества и недостатки функциональной структуры
Достоинства функциональный структуры:
требует высокой компетентности
специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций,
специализация подразделений на выполнении определенного
вида деятельности,
ликвидация дублирования в выполнении задач.
недостатки функциональной структуры:
длительность процедур принятия решений,
трудности поддержания контактов между различными функциональными службами,
снижение и «размывание» ответственности исполнителей за работу и ответственности самих функциональных руководителей.
Слайд 50Линейно-штабная структура управления
линейно-функциональная структура управления, дополненная штабным органом
управляющее воздействие штабов
на нижестоящие подразделения осуществляется строго через этих руководителей
все управление
сконцентрировано в руках линейного руководителя, возглавляющего коллектив
Слайд 51Плюсы и минусы линейно-штабной системы управления
Слайд 52Линейно-функциональная структура управления
сочетает преимущества линейных и функциональных структур
для ее формирования
используют шахтный принцип построения и специализации в процессе управления
подразделения образуются
по видам деятельности организации
функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций
Руководство функциями осуществляет вице-президент.
Системообразующими являются вертикальные связи
Слайд 53Дивизиональные структуры управления
от англ. слова division - отделение, подразделение
компании
являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа
их считают
чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами
в ряде случаев эти структуры в литературе можно встретить под названием дробных структур, СХП
Слайд 54Особенности дивизиональных структур управления
позволяют преодолеть недостатки линейных и функциональных структур
таким
структурам свойственна автономность вплоть до полной юридической самостоятельности
несут ответственность за
получение прибыли
функции управления значительно децентрализованы
применяется в средних и крупных компаниях
Слайд 55преимущества дивизиональной структуры
концентрация усилий на конкретном продукт, потребительском сегменте, географическом
регионе
быстрое реагирование на изменения во внешней среде и быстрая адаптация
к изменяющимся условиям
ориентация на конечные результаты, включая насыщение рынка конкретной продукцией, удовлетворение потребностей определенного потребителя и насыщение товарами конкретного регионального рынка
снижение сложности управления, которое ограничивается рамками рыночного сегмента, региона
децентрализация принятия оперативных управленческих решений
смыкание руководства дивизиона с проблемами рынка
значительно упразднены бюрократические тенденции за счет развития горизонтальных связей;
улучшение коммуникаций
развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов)
создано поле для инициативы
Слайд 56недостатки дивизиональной структуры управления
рост иерархичности, т. е. вертикали управления за
счет формирования промежуточных управленческих уровней для координации работы отделений, групп,
служб
противопоставление целей отделений общим целям развития компании и неизбежное несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии
развивается «местничество» дивизиональных подразделений, когда интерес подразделения может быть реализован в ущерб интересам организации
усложнены коммуникации, возникает их дублирование
возможность возникновения междивизиональных конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов
затруднен внутренний контроль;
невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены
неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением
увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала
затруднение осуществления контроля сверху донизу
многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур
возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно - функциональных структур на уровне компаний
Слайд 57Организационная культура
это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования организации.
позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации.