Разделы презентаций


Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения

Содержание

Дисграфия Артикуляторно –акустическаяАкустическаяНа почве нарушенияязыкового анализаи синтезаОптическая Идеаторная На почве истерииАграмматическая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения

Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения

Слайд 2Дисграфия
Артикуляторно –
акустическая
Акустическая
На почве нарушения
языкового анализа
и синтеза
Оптическая
Идеаторная
На почве

истерии
Аграмматическая

Дисграфия Артикуляторно –акустическаяАкустическаяНа почве нарушенияязыкового анализаи синтезаОптическая Идеаторная На почве истерииАграмматическая

Слайд 3Артикуляторно - акустическая
Представляет отражение неправильного произношения на письме.
Проявляется в

виде пропусков, замены и смешения букв.
Наиболее часто проявляется у учащихся

с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
Артикуляторно - акустическая Представляет отражение неправильного произношения на письме.Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.Наиболее часто

Слайд 4Акустическая
Специфический вид дисграфии.
Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Замена

и смешение парных звонких и глухих согласных.
Замена и смешение свистящих

и шипящих.
Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ.
РЕЖЕ ПРИ ФФНР.
Акустическая Специфический вид дисграфии.Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.Замена

Слайд 5ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.
ПРОПУСКИ

СОГЛАСНЫХ .
ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ

ПРИСТАВОК.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ).
СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.

НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ .ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).СЛИТНОЕ

Слайд 6ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

СЛОВА.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА

МЕСТОИМЕНИЙ
НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ

ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО –

Слайд 7Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.
(о-а, п-т, и-у,

с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)
Обусловлена нарушениями оптико – пространственного

гнозиса и конструктивного мышления.

Оптическая

Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.(о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)Обусловлена нарушениями

Слайд 8Неспецифические виды дисграфии
Идеаторная
Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и

торможением.
Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.
При преобладании возбуждения ребёнок с трудом

высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.
При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.

На почве истерии
Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.
Характеризуется следующими типами ошибок:
Пропуск гласных и согласных букв.
Большое количество орфографических ошибок.

Неспецифические виды дисграфииИдеаторная Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.При преобладании возбуждения

Слайд 9Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению.
Одним

из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика

нарушений письменной речи у детей.
Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению.Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической

Слайд 10Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002г)
Представлена в трёх

направлениях работы.
Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного

обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов( развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов).
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции ( формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)
Современная комплексная методика профилактики дисграфии  А.В. Семенович (2002г)Представлена в трёх направлениях работы.Стабилизация и организация энергетического потенциала

Слайд 11Базовые направления в профилактике дисграфии
Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного

и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений,

конструктивного праксиса).
Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивых функций (слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
Развитие психических функций.
Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности).
Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).

Базовые направления  в профилактике дисграфии Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений,

Слайд 12Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:
Развитие фонематического восприятия. Узнавание

неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на

материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы,

Слайд 13Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах
Современная логопедическая
теория
Методика И.Н.

Садовниковой
Методика А. В. Ястребовой

Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходахСовременная логопедическаятеорияМетодика И.Н. СадовниковойМетодика А. В. Ястребовой

Слайд 14Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о

проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у

ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.
Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой,

Слайд 15Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся

для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы

были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.
Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном

Слайд 16Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких

и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих

в процессе чтения.
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших

Слайд 17Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством

или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия,

афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения

Слайд 18По Егорову 4 ступени навыка чтения:
1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования

зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.
2.

Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

По Егорову 4 ступени навыка чтения:1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога

Слайд 19Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре

Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.
1.

Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза

Слайд 203. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у

детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие

устной речи, недостаточность пространственных представлений.
4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.
3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия,

Слайд 21Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций

процесса чтения: С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют

следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).
Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения: С учётом несформированных высших психических функций

Слайд 22Проблемные вопросы дисграфии и дислексии
Ухудшение здоровья современных младших школьников.
Недостаточность или

неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи.
Разнообразие этиопатогенетических

механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).
Проблемные вопросы дисграфии и дислексииУхудшение здоровья современных младших школьников.Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика