Слайд 1Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения
Слайд 2Дисграфия
Артикуляторно –
акустическая
Акустическая
На почве нарушения
языкового анализа
и синтеза
Оптическая
Идеаторная
На почве
истерии
Аграмматическая
Слайд 3Артикуляторно - акустическая
Представляет отражение неправильного произношения на письме.
Проявляется в
виде пропусков, замены и смешения букв.
Наиболее часто проявляется у учащихся
с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
Слайд 4Акустическая
Специфический вид дисграфии.
Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Замена
и смешение парных звонких и глухих согласных.
Замена и смешение свистящих
и шипящих.
Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ.
РЕЖЕ ПРИ ФФНР.
Слайд 5ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.
ПРОПУСКИ
СОГЛАСНЫХ .
ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
ПРИСТАВОК.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ).
СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.
НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Слайд 6ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
СЛОВА.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА
МЕСТОИМЕНИЙ
НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
АГРАММАТИЧЕСКАЯ
Слайд 7Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.
(о-а, п-т, и-у,
с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)
Обусловлена нарушениями оптико – пространственного
гнозиса и конструктивного мышления.
Оптическая
Слайд 8Неспецифические виды дисграфии
Идеаторная
Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и
торможением.
Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.
При преобладании возбуждения ребёнок с трудом
высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.
При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.
На почве истерии
Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.
Характеризуется следующими типами ошибок:
Пропуск гласных и согласных букв.
Большое количество орфографических ошибок.
Слайд 9Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению.
Одним
из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика
нарушений письменной речи у детей.
Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Слайд 10Современная комплексная методика профилактики дисграфии
А.В. Семенович (2002г)
Представлена в трёх
направлениях работы.
Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного
обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов( развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов).
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции ( формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)
Слайд 11Базовые направления
в профилактике дисграфии
Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного
и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений,
конструктивного праксиса).
Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивых функций (слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
Развитие психических функций.
Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности).
Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).
Слайд 12Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:
Развитие фонематического восприятия. Узнавание
неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на
материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Слайд 13Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах
Современная логопедическая
теория
Методика И.Н.
Садовниковой
Методика А. В. Ястребовой
Слайд 14Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о
проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у
ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.
Слайд 15Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся
для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы
были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.
Слайд 16Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких
и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих
в процессе чтения.
Слайд 17Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством
или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия,
афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 18По Егорову 4 ступени навыка чтения:
1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования
зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.
2.
Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.
Слайд 19Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре
Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.
1.
Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
Слайд 203. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у
детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие
устной речи, недостаточность пространственных представлений.
4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.
Слайд 21Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций
процесса чтения:
С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют
следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).
Слайд 22Проблемные вопросы дисграфии и дислексии
Ухудшение здоровья современных младших школьников.
Недостаточность или
неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи.
Разнообразие этиопатогенетических
механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).