Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ ТОМАСА МОРА
Тригубовой Юлии
ДММ-101
Слайд 2«Утопия»
Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым
временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и
глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.
Слайд 3Утопия
Слово утопия, образованное от
греческих корней и означающее «место,
которого
нет», стало нарицательным
и дало имя целому направлению
общественной мысли
– утопическому
социализму.
Слайд 4Томас Мор
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в
Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического
деятеля того времени кардинала Нортона.
Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов, а затем, по настоянию отца - видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.
Слайд 5Томас Мор
6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в
государственной измене. Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях
высокого интеллектуального и нравственного ранга,
канонизировала Т. Мора.
Слайд 6Основные идеи книги «утопия»
«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии,
который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на
две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
Слайд 7
«Существует большое число знатных, - пишет Мор, - которые живут
в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель,
которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».
Слайд 8Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на
английской почве - «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают
людей».
Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.
Слайд 9Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что
наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и
наказания: о замене смертной казни принудительными работами.
Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе
уничтожив собственность...»
Слайд 10Идеальный общественный и государственный строй.
На острове Утопия нет частной собственности,
денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и
трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан.
Слайд 11Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс
с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).
Слайд 12Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности
всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми
30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
Слайд 13Критика «утопии»
По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,
вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно
выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.
Слайд 14Критика «утопии»
Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе. Причислив
Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна
была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев - ...и ныне мы стоим перед лицом проблемы, мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?»
Слайд 15Заключение
Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и
родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную
организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.
Слайд 16Вклад Мора
Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма.
Утопические произведения Томаса Мора и другого крупнейшего философа-гуманиста - Томмазо
Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.