Слайд 1Организация педагогического наблюдения
Работу выполнила
Шимова Кристина
Слайд 2Поведение - способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется
как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой
природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью ребенка.
Слайд 3В поведении каждого ребенка присутствуют черты, которые можно увидеть в
поведении и других детей - его сверстников, современников, людей одной
исторической эпохи, одной культуры.На каждом возрастном этапе поведение ребенка наиболее интенсивно развивается в определенном виде деятельности: в младенчестве - в непосредственном эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – в манипуляциях с предметами, дошкольном детстве – в игре со сверстниками, в младшем школьном возрасте - в учебной деятельности.
Слайд 4Старший дошкольник в общении со взрослыми учится принимать указания, требования,
замечания по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий.
Приобретая в общении все более активную роль, ребенок постепенно занимает позицию «наравне» со взрослым и, по словам К. Левина, как бы входит в «точку во вне» ситуации: управляет не только собой, партнером по общению, но и всей ситуацией в целом. Ребенок способен принять правила, задающие ситуацию; перестроить свое поведение в соответствии с ними; трансформировать внешние правила во внутренние; осознать свое поведение и даже предвидеть его результаты.
Слайд 5К младшему школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а
потом и со сверстниками) у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар,
в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э. Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать».
Слайд 6В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, то есть,
определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью
психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении, с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
Слайд 7В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования
ребенка на те или иные затруднения школьной жизни, или на
неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью, или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Слайд 8Одним из специфических методов коррекции поведения является упражнение. В учебной
деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные ситуации
(учебно-воспитательные), участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т. е. желательном, социально одобряемом, поведении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.
Слайд 9К первой группе — методам изменения деятельности — относится также
метод изменения содержания деятельности, в частности литературной. В дошкольном возрасте
дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. В младшем школьном возрасте наряду с тем, что закономерно увеличивается доля самостоятельного чтения, целесообразно вводить и поощрять различные формы детского литературного творчества.
Слайд 10Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношений:
личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на
поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка. Важным методом второй группы является личный пример взрослого и сверстника.
Слайд 11Третья группа методов коррекции поведения — изменение компонентов образовательно-воспитательной системы:режима
школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя.