Слайд 1Организация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте
Слайд 2Составные элементы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Для лучшего сочетания погрузочно-разгрузочных работ
с другими этапами общего процесса перевозки грузов, повышения их механизации,
производительности и снижения себестоимости организуются самостоятельные хозрасчетные предприятия — базы и колонны механизации этих работ. Они находятся в системе автотранспорта общего пользования, причем базы механизации подчинены управлениям автотранспорта или автотрестам, колонны — автотранспортным предприятиям. Базы и колонны механизации обслуживают погрузочно-разгрузочные пункты, не имеющие по различным причинам (малый грузооборот, временное расположение) достаточного оснащения погрузочно-разгрузочными средствами.
Слайд 4Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов установлены
в зависимости от:
способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и
механизмов;
типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта;
рода грузов.
Слайд 5Составные элементы погрузочно-разгрузочных работ:
время на маневрирование автомобиля перед погрузкой и
разгрузкой;
время на погрузку и разгрузку груза в пределах установленного габарита
автомобиля с подноской или отноской груза;
время на покрытие груза брезентом и снятие брезента;
время на открытие и закрытие бортов кузова автомобиля, прицепа и полуприцепа;
время на увязывание и развязывание груза;
время на отвертывание и привертывание разгрузочных шлангов, подноску и относку шлангов, продувку и пропарку цистерн, их промывку;
время на очистку кузова автомобиля при перевозке бетона, асфальта и т. д.;
время на оформление документов.
Слайд 6При определении состава времени простоя автотранспортных средств имеется в виду,
что погрузка и разгрузка автомобилей производятся без заезда в промежуточные
пункты.
Для определения нормы времени на полную грузоподъемность автомобиля следует норму времени, установленную на 1 т, умножить на грузоподъемность автомобиля.
При механизированном способе погрузки и разгрузки грузов на автомобили-фургоны нормы времени на 1 т могут увеличиваться до 10 % (по сравнению с бортовыми автомобилями).
Нормы времени простоя автомобилей при частично механизированной погрузке и разгрузке грузов устанавливаются в половинном размере от норм, предусмотренных для ручной и механизированной погрузки и разгрузки на каждую операцию.
Слайд 8При простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой промышленных и продовольственных
грузов, требующих особой осторожности
(стекло, изделия фарфоровые, фаянсовые, разные жидкости
в стеклянной таре, инструменты музыкальные, телевизоры, радиоаппаратура, приборы, мебель), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке, требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, ткани разные, книги, игрушки, овощи, фрукты, ягоды свежие), нормы времени простоя на 1 т увеличивают до 25%.
Слайд 9Руководству автотранспортных предприятий разрешается
устанавливать внутренние нормы времени простоя автомобилей под
погрузкой и разгрузкой грузов исходя из конкретных условий работы в
следующих случаях:
при погрузке автомобилей-самосвалов грузоподъемностью свыше 8 т экскаваторами с вместимостью ковша до 1 м3, погрузке и разгрузке бортовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т механизмами с одновременным подъемом груза по 1 т, а также вручную;
при погрузке или разгрузке грузов с подачей автомобиля к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям на территории складских баз, станций, портов, пристаней, предприятий, строительных и торговых организаций, в том числе торговых точек на территории города;
Слайд 10при погрузке и разгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных
устройств для их крепления, имеющих массу одного места более 500
кг (в том числе грузов в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, в рулонах и бухтах), а также грузов, погрузка и разгрузка которых осуществляются самоходом.
Крупногабаритными называются грузы с размером места свыше: 2,5 м по высоте или 2 м по ширине, или 3 м по длине.
Слайд 11Способы и устройства, применяемые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные устройства облегчают
и ускоряют перегрузочные работы, выполняемые вручную. Их применение снижает трудоемкость
погрузочно-разгрузочных работ по сравнению с затратой физического ручного труда на 15—40 %.
Слайд 12К этим устройствам относятся:
роликовый лом — изогнутый на конце рычаг,
опирающийся на два ролика;
роликовые цепи, состоящие из гибко соединенных роликов,
которые подкладывают под грузы при горизонтальном перемещении;
ручные тележки, которые применяют для погрузки, разгрузки и горизонтального перемещения груза. Более усовершенствованные тележки имеют подъемную платформу или вилообразный подхват с ручным гидравлическим приводом;
рольганги — рамы с укрепленными на осях роликами, по которым перекатывается груз. При горизонтальной установке рам груз перемещается в обе стороны усилием рабочего. В случае необходимости перемещения груза по рольгангу используется лебедка;
лотки, устанавливаемые с наклоном 35—45° и служащие для спуска груза под действием собственного веса;
Слайд 13самотечные телескопические трубы, состоящие из отдельных соединенных между собой звеньев
и служащие для перегрузки зерновых и пылевидных грузов самотеком;
винтовые
спуски, смонтированные вокруг вертикальной опоры и дающие возможность спускать груз со значительной высоты при небольшой площади, занимаемой этим устройством;
домкраты с реечным, винтовым, гидравлическим приводом, которые применяются для подъема грузов на тележки; катки;
ручные лебедки, тали и полиспасты, применяемые для подъема груза и часто используемые совместно с накатом (наклонная плоскость) для перемещения грузов в кузов;
ручные вилочные погрузчики, которые представляют собой тележки с гидравлическим или механическим (лебедка) приводом грузоподъемностью 0,2—1 т. Высота подъема груза до 2 м;
разгрузочные сетки и щиты, применяемые для выгрузки из кузова автомобиля навалочных сельскохозяйственных грузов, закладываемые предварительно (перед погрузкой) в кузов (щит у передней стенки, сетка по всему кузову). При выгрузке щит или сетку с помощью тросов закрепляют к неподвижным упорам, и автомобиль, продвигаясь своим ходом вперед, сгружает груз в течение 3—5 мин
Слайд 14Погрузочно-разгрузочные пункты, их характеристика и оборудование
По виду выполняемой работы пункты
разделяют на:
погрузочные,
разгрузочные
погрузочно-разгрузочные.
Слайд 15В зависимости от характера работы пункты бывают:
постоянные,
регулярно работающие длительное
время (например, торговые базы, элеваторы);
временные, работа которых носит регулярный, но
сезонный характер или выполняется непрерывно, но сравнительно недолго, после чего пункт перебазируется в другое место (например, склады строительных объектов).
Слайд 16По назначению пункты делятся на:
универсальные, предназначенные для широкого ассортимента грузов;
специализированные
для отдельных грузов или групп грузов.
Слайд 17Для выполнения операций по приемке, переработке (подбору, сортировке), отправлению и
оформлению грузов пункты имеют посты (оборудованные места для погрузки-выгрузки) грузов
с подъездными путями и площадками для маневрирования автомобилей, складские помещения с оборудованием для переработки, взвешивания и хранения грузов, служебные и бытовые помещения.
Посты группируются на одной или нескольких площадках. В пределах каждой площадки посты образуют фронт работы.
Слайд 19Погрузочно-разгрузочные средства
Погрузочно-разгрузочные механизмы делятся на механизмы прерывного (периодического) и непрерывного
действий.
В механизмах прерывного действия рабочий орган действует циклически, т.
е. погрузка (разгрузка) состоит из ряда повторяющихся циклов (например, автокранами, автопогрузчиками).
В механизмах непрерывного действия рабочий орган в процессе работы безостановочно перемещает грузы (например, транспортеры, многоковшовые погрузчики, пневмоперегружатели.
Слайд 20Устройства для погрузочно-разгрузочных работ :
бункера, предназначенные для быстрой (в течение
2—3 мин) погрузки автомобилей сыпучим или навалочным грузом; электрические тали
и лебедки, применяемые для вертикального подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов;
электротали, подвешенные к ручной или монорельсовой тележке, называют тельфером;
захваты груза, производимые специальными, часто сменными грузозахватными устройствами.
Слайд 21В связи со спецификой грузов грузозахватные устройства весьма многообразны.
Наиболее распространены
и несложные по конструкции:
стропы — различные сочетания из гибких
элементов (тросов, цепей, сетей) в зависимости от габаритов и формы груза. Для подъема грузов до 1,5 т иногда применяют стропы из пеньковых тросов;
захваты зажимают груз силой его собственного веса или натяжением тягового троса;
подвески применяют для грузов больших габаритов или одновременной погрузки нескольких штук груза.
Слайд 22При незначительном объеме погрузочно-разгрузочных работ большое распространение получили
легкие ручные
краны,
краны с электроприводом,
кран-балки,
электротельферы.
Слайд 23Машины и механизмы для погрузки и выгрузки
Краны относятся к механизмам
прерывного действия.
Цикл работы крана состоит из
рабочего (захват груза,
закрепление, подъем, перемещение, опускание и освобождение грузозахватных приспособлений)
и подготовительного периодов (подъем грузозахватного приспособления, перемещение его и опускание в исходное положение для захвата груза).
Слайд 24Погрузчики и автопогрузчики с двигателями внутреннего сгорания применяются для погрузочно-разгрузочных
работ на открытых площадках, электрические погрузчики, как правило, — внутри
складов, цехов и крытых вагонов.
Механизмы автопогрузчика обеспечивают погрузочно-разгрузочные работы и перемещение груза. Передвижение осуществляется с помощью обычных автомобильных агрегатов (компоновка с учетом короткой базы), причем для лучшей маневренности передние колеса — ведущие, а задние — управляемые. Для повышения устойчивости автопогрузчика за задней осью монтируется противовес. Для работы с различными грузами имеются сменные рабочие органы, устанавливаемые на грузоподъемнике. Наиболее часто применяется вилочный захват, который используется для подъема груза, установленного на подставки, образующие просвет для ввода вилок.
Слайд 26Наилучшей формой комплексной механизации является автоматизация погрузочно-разгрузочного процесса.
Наиболее эффективна
полная автоматизация, но применяется также и частичная, когда автоматизируются только
отдельные операции погрузочно-разгрузочных работ.