Слайд 1
Организация психолого-педагогической работы по речевому развитию дошкольников
Лавлинская О.И. к.п.н., доцент
кафедры ПиМДиНО ВГПУ
Слайд 2Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 3Цель работы педагога по развитию речи дошкольников – становление начальной
коммуникативной компетентности ребенка, его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи
посредством речи
Слайд 4В рамках образовательной области «Речевое развитие» основными видами деятельности являются
коммуникативная деятельность и чтение (восприятие) художественной литературы
Слайд 5Мотивом активного освоения родного языка выступают потребности дошкольника
Узнать о чем-либо
Рассказать
о чем-либо
воздействовать на других людей
Речь включается во все виды деятельности
Слайд 6развитию речи ребенка способствуют:
проблемные игровые ситуации
разнообразие видов детской деятельности
усложнение общения со
взрослыми и сверстниками
расширение круга жизненных связей и отношений, в которые
включён ребёнок
Слайд 7Особенности речевого развития дошкольников разных возрастов
Слайд 8
младший
дошкольный
возраст
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных
движений детей
Дошкольник активно познаёт окружающий мир
Дефицит общения
в данном возрасте
может
вызвать задержки в развитии
Бурно развивается
фразовая речь
Идёт формирование характерологических качеств
Слайд 9Особенности речевого развития
Развивается коммуникативная функция речи, основной формой которой является
диалог
огромное значение приобретает познавательная функция речи (активно пополняется словарный
запас )
у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности - объяснительно-сопровождающая речь
формируется умение составлять маленькие сообщения «из личного опыта»
Начинается период активного словотворчества
имеются нарушения звукопроизношения (групп шипящих, свистящих, сонорных)
Слайд 11средний
дошкольный
возраст
Является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.
Ребёнок
учится взаимодействовать с педагогами и со сверстниками
Интенсивно развиваются
продуктивные виды
деятельности,
особенно изобразительная
и конструктивная
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, , создавать и воплощать определенный замысел
Слайд 12Особенности речевого развития
обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в
соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.,
деление слов на тематические группы по смыслу.
Работа с многозначными словами, синонимами, антонимами, сложными словами.
Развитие монологической речи: рассказ по картине, об игрушке, пересказ текста
Слайд 13
Старший дошкольный
возраст
Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной
сфер личности детей
Отмечается потребность в самоутверждении и признании возможностей дошкольников
со стороны взрослых
Дети способны
объединяются в подгруппы по общим интересам в свободной деятельности
Дошкольники в этом
возрасте часто проявляют самостоятельность,
инициативу, творчество.
Слайд 14
Особенности речевого развития
У большинства старших дошкольников завершается формирование
грамматического строя речи
У детей уже довольно богатый словарь, который продолжает
расширяться
В речи используются сложные синтаксические конструкции
Дети овладевают элементами грамоты и языкового анализа
Сформирована произносительная сторона речи
Слайд 15Задачи развития речи дошкольников
1. Звуковая и интонационная культура речи
2. словарный
запас
3. грамматический строй речи
4. связная речь
5. Подготовка к обучению грамоте
Слайд 16Воспитание звуковой культуры речи
развитие речевого дыхания;
развитие подвижности органов речевого аппарата;
уточнение
произношения звуков и их дифференциация;
Работа над интонацией и темпом речи;
развитие
фонематического слуха (способность различать фонемы родного языка)
Слайд 17Причины нарушений звукопроизношения
1.Нарушение подвижности речевых органов
2. нарушение речевого слуха
3.
нарушение речевого выдоха
Слайд 18Нарушение речевого слуха
Ребенок не дифференцирует на слух звуки. Отсюда –
нечетко произносит разные звуки в словах, окончания в словах, пропускает
предлоги, оглушает звонкие звуки и озвончает глухие
Слайд 19Упражнения для исправления речевого (фонематического) слуха
1. Вы произносите различные звуки,
среди которых встречаются тот, который ребенок путает. Когда он услышит
его, то должен поднять руку
2. То же в слогах
3. Различение звуков в словах – в начале, в середине, в конце
(в одном и том же слове не должно встречаться обоих этих звуков)
Слайд 20Развитие фонематического слуха
4. на различение и определение первого, последнего звука
в словах («Отобрать картинки, название которых начинается (заканчивается) на определенный
звук», «Доскажи словечко», «Звукоед съел звук, помоги восстановить слово» и др.)
Слайд 215. Определение любой позиции звука в слове («Выбери картинки, в
названиях которых есть заданный звук», «Где живет звук – в
начале, середине или в конце», «Посели картинки в свой домик»)
3. Подбор слов с определенным звуком («придумай слова, в которых есть заданный звук»)
Слайд 24Помоги Тане добраться до дома.
Выбирай только те картинки, в
названиях которых есть звук т .
Слайд 25Назови всё, что нарисовано на картинке.
На какой звук оканчивается каждое слово?
Какой предмет в каждом ряду лишний?
Слайд 26Игра «Разноцветные корзинки».
На доску помещаются корзиночки трёх цветов: красная, жёлтая
и зелёная. Среди карточек с изображением (по выбору учителя) надо
выбрать и положить в красную корзинку карточки, в названии которых звук [р] и [р,] находится в начале; в жёлтую корзинку карточки, в названии которых звук [р] и [р,] находится в середине; в зелёную – в конце слова.
Слайд 27Сложи в корзинку слова с 2 слогами, в ведро с
3-мя слогами
Слайд 28Чтение слов по первым буквам картинок
Слайд 29Артикуляционная гимнастика как средство улучшения подвижности органов речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика
–упражнения для тренировки мышц речевого аппарата. Цель - укрепление мышц
речевого аппарата, тренировка подвижности органов речевого аппарата, подготовка органов артикуляции к обучению грамоте
Требования:
проводится в начале занятия;
вводится по одному новому упражнению на занятии;
каждый комплекс упражнений имеет свою направленность;
количеств упражнений, время проведения;
в разных возрастных группах: ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата в доступной игровой форме (сказка о Веселом Язычке)
Слайд 30ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком
языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести
языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
Слайд 31Улучшение подвижности речевых органов
«заборчик»
«трубочка»
«заборчик» – «трубочка»
«блинчик»
«накажи непослушный язычок»
«лопатка»
«иголка»
«лопатка» – «иголка»
«маятник»
«качели»
«маляр»
«Ванька
– встанька»
Слайд 32Логоритмика как средство развития фонематического слуха
Логоритмика – это система двигательных упражнений,
в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Этот метод направлен на преодоление речевых нарушений, а также на улучшение координации движений, слуха, чувство ритма.
В двигательные задания включается речевой материал, а также музыка, которая является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. (Логоритмика по Железновой)
Слайд 33Словарный запас
Ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его
предметами, явлениями, признаками предметов и действий, зависит от социально-культурного уровня
людей, воспитывающих ребенка. А темп развития словаря зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком
Слайд 34Рекомендации по развитию Словарного запаса
- развивать мышление ребенка;
-
активно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и
действиями;
- сопровождать любые действия с ребенком речью
Слайд 35Направления по развитию словаря дошкольников
- расширение объема словаря;
- понимание значений слова;
-использование новых слов в речи
Слайд 36ОБОГАЩЕНИЕ
СЛОВАРЯ
Словарь прилагательных.
Игры
«Скажи наоборот»
« Назови блюдо»
«Назови одежду»
Глагольный словарь.
игры
с мячом:
«Что делает….?»
«Что можно делать с ….?».
Работа по сказкам
Словарь существительных
игры
«Кто это?» «что это?»
« Что без чего»
«Я садовником родился…»
Работа со сказкой
Слайд 37Семантика слова и
обобщения
ИГРА
"КЛАССИФИКАЦИЯ"
ИГРА
"ЧЕТВЁРТЫЙ
ЛИШНИЙ"
ИГРА
"НАЗОВИ
ДРУГИМ
СЛОВОМ"
ИГРА
"СКАЖИ
НАОБОРОТ"
ИГРА
"ИСПРАВЬ
ОШИБКУ"
ИГРА
ОБЪЯСНЯЛКИ"
Слайд 38Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок
отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.
Решила
терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.
Правильно говорят люди:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
О терпеливой курочке и торопливой белочке
Слайд 39Спор машин
Вышел у машин спор: какая из них самая важная?
Какая самая нужная?
Я сам могу груз сваливать,— сказал Самосвал.
Я могу
улицы от снега очищать, — похвастал Снегоочиститель.
Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, — зашумел Бензовоз.
Я самая нужная на стройке,— вмешалась Бетономешалка.
А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
—Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать — нужна Хлеборезка, овощи резать — Овощерезка, мясо рубить — Мясорубка, кофе сварить — Кофеварка, сок выжать — Соковыжималка.
Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, — загудел Пылесос.— Важнее меня машины в доме нет!
Эх, с вами только дома сидеть! — запыхтел Паровоз,— Вот я — это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжелые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри — сильное тепло.
Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, — загудел Пароход.
Насмешили вы меня! Самый нужный — тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, — сказал Самолет.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:
— Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек.
Это он нас придумал. Человек самый важный.