Слайд 1Организация учебной деятельности студента
Никифорова Анна Александровна
ассистент кафедры социальной работы
и социальной безопасности
ВШСГНиМК САФУ
Слайд 2Организация труда студентов
В широком смысле под организацией труда следует
понимать совокупность всей деятельности студентов как в учебной аудитории, так
и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Слайд 3Организация труда студентов реализуется:
Непосредственно в процессе аудиторных занятий
В контакте с
преподавателем вне рамок расписания
В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре
при выполнении студентом учебных и творческих задач
Слайд 4Учебная деятельность
Особый вид активной деятельности студентов по усвоению знаний, а
также деятельность педагога, создающая условия для усвоения знаний и обеспечивающая
умственное развитие студентов.
Способствует развитию разнообразных приемов не только преподавания, но и, прежде всего, учения.
Слайд 5Структура учебной деятельности
Структура включает три основных звена:
мотивационно-ориентировочное,
центральное (рабочее, исполнительское),
контрольно-оценочное.
Слайд 6Субъект учебной деятельности
Это человек, выступающий как автор деятельности, имеющий
мотив этой деятельности, обладающий замыслом и средствами реализации деятельности, заинтересованный
в ее результатах и несущий за них ответственность.
Слайд 7Характеристики субъекта учебной деятельности
Отличительной чертой активности студента в учебном процессе
является направленность на изменение самого себя как субъекта учения.
Признаки:
Наличие
внутренних познавательных мотивов,
Наличие цели сознательного самоизменения,
Позиция студента как полноценного субъекта деятельности,
Направленность на усвоение теоретических способов умственной деятельности, поиск и построение оснований действий.
Слайд 8Этапы становления субъекта учебной деятельности
Первая стадия – стадия адаптации к
условиям вуза.
Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и
учебно-профессиональной деятельности.
Третья стадия – самореализация в образовательном процессе
Четвёртая стадия – стадии самопроектирования профессионального становления.
Слайд 9Организация учебной работы в вузе
В педагогике известны три системы
обучения:
индивидуальное обучение;
классно-урочная система;
лекционно-семинарская система.
Слайд 10Лекция
Это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности
той или иной проблемы научного, социально-политического, нравственного или идейно-эстетического содержания.
Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания.
Довольно сложная форма организации учебной деятельности
Слайд 11Конспектирование
Эта форма работы осуществляется студентами при прослушивании лекции и при
чтении литературы.
Основная функция конспекта- приспособить информацию, изложенную в книге,
на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека.
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений.
Слайд 12Конспект нужен для того, чтобы:
научиться перерабатывать любую информацию;
выделить
в письменном или устном тексте самое необходимое;
упростить запоминание текста;
накопить информацию.
Слайд 13Типы конспектов
плановые,
текстуальные (из цитат),
свободные,
тематические,
обзорный тематический конспект.
Слайд 14Методы конспектирования - линейный конспект
Стандартное представление конспекта, организованного в виде
последовательности предложение, списков, перечислений.
Этот метод практикуется преобладающим большинством учащихся.
Имеет очевидные недостатки:
представляющий собой усеченный дубликат исходного текста,
не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга,
не предоставляет никаких возможностей для его расширения и модернизации.
Слайд 15Методы конспектирования – конспект в форме карты памяти
предполагает использование различных
графических средств
дает возможность расширять и модернизировать конспект
выделяет главную идею
дает возможность использовать определенные ключевые слова
дает возможность детализировать свой конспект настолько, насколько это нужно.
Слайд 16Особенности конспектирования
Главное требование к конспекту - запись должна быть
систематической, логической, связной.
При конспектировании используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные
слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.
Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.
Не любую краткую запись можно назвать конспектом!
Слайд 17Требования к конспекту
Прежде всего, составляя конспект, обычно стремятся к форме
связного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более
важным качествам конспекта – ясности и краткости.
С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры.
При составлении конспекта записывают не только основные положения.
Таким образом, в результате особой техники переработки конспектируемого текста создается новый документ - это и есть конспект.
Слайд 18Семинар
Формат двустороннего обмена информацией, обсуждение актуальных вопросов или вопросов по
заданной теме.
Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах,
где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.
Цели семинара:
- решение задач,
- передача знаний,
- вовлечение в обсуждение,
- теоретическая подготовка перед практической работой.
Слайд 19Виды семинаров
Учебный семинар - проводится в университетах, школах, училищах
с целью закрепления учебного материала.
Бизнес-семинар - занятие проводимое для
представителей компаний, фирм, государственных учреждений с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам.
Научно-практический семинар - мероприятие организуемое с целью выработки какого-либо решения или мнения по поводу разных проблем интересующих специалистов, прежде всего учёных.
Слайд 20Консультация
Консультации проводятся в специально отведенное время, в основном перед
сессией, со студентами, имеющими по каким-либо причинам пробелы в знаниях
или желающие упорядочить их.
Основная задача - углубление знаний, развитие способностей и интересов студентов.
Факультативы и консультации устанавливает ВУЗ, а учащиеся в соответствии со своими интересами, склонностями и необходимостью выбирают их.
Факультативы и консультации предполагают более углубленное изучение отдельных вопросов, которые вызывают затруднения или таких, которых нет в учебном плане.
Слайд 21Контроль
Зачёт - форма проверки выполнения студентами вузов и учащимися средних
специальных учебных заведений лабораторных и расчётно-графических работ, курсовых проектов (работ),
а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики.
Экзамены - форма итоговой проверки знаний обучающихся, а также поступающих в учебные заведения и оканчивающих их.
Виды экзаменов:
- письменные
- устные.
Слайд 22Самостоятельная работа студентов
Цель - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и
навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Способствует развитию
самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Слайд 23Признаки самостоятельной деятельности студентов
Самостоятельная работа…
является обязательной и подотчетной частью
учебного процесса,
является нормируемой деятельностью,
выполняется студентом самостоятельно и в основном –
индивидуально,
может носить познавательный характер, а также развивающий, практико-ориентированный либо учебно-исследовательский характер,
включает творческую составляющую.
Слайд 24Виды самостоятельной деятельности студентов
организуемая преподавателем работа,
самостоятельная работа.
Аудиторная самостоятельная
работа:
написание рефератов по различным разделам дисциплин,
написание эссе;
изучение учебных пособий и
конспектирование сборников документов,
статей и т.п.;
изготовление иллюстративного материала по дисциплине;
составление тестов, кроссвордов и прочих проверочных заданий;
участие в научно- исследовательской работе и т.д.
Слайд 25Виды самостоятельной работы студента в вузе (Кузьмина Н.В.)
1) умение
слушать лекцию;
2) умение самостоятельно рационально фиксировать её;
3) работа над
конспектом после лекции;
4) работа с научной книгой, справочным материалом, первоисточниками;
5) самостоятельная работа со станками, материалами, аппаратурой;
6) составление рефератов, отчетов, описаний.
Слайд 26Формы СРС
рефераты
семестровые задания
курсовые работы
курсовые проекты
аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.