Слайд 1
Органы дыхания
человека. Газообмен в легких и тканях.
урок биологии в 8
классе
)
Слайд 2Цели и задачи урока
- раскрыть значение органов дыхания;
-раскрыть взаимосвязь органов
дыхания и органов кровообращения;
- показать роль кислорода в энергетическом обмене;
-познакомиться
со строением и функциями органов дыхания;
-рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.
Слайд 3Задания на повторение или подготовка к новой теме
Объясните схему
Организм-- клетка--- ткань---
орган---- система органов ---- организм
Ответьте на вопрос:
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции
Слайд 4План работы
1. Значение дыхания
2. Органы дыхания: строение и функции.
3. Газообмен.
Связь дыхательной и кровеносной систем.
4. Закрепление:
- заполнение таблицы с использова-
нием
учебника,
- проблемные вопросы
- «собери модель»
-тест
-заполнение листа достижений, рефлексия
Слайд 5И это все о воздухе…
Почему говорят: « Это нужно нам
как воздух!»
выражает потребность организма в воздухе;
В 1846 году на
судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли?
Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.
Слайд 6Что такое дыхание?
Дыхание – это обмен газов
между клетками и
окружающей
средой.
Слайд 7
Процесс дыхания состоит
из четырех этапов:
обмен газов между
2)обмен газов
между легкими и кровью;
3)транспорт газов кровью;
4)газообмен в тканях.
Слайд 8Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями.
Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.
Нижние
дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.
Слайд 9Носовая полость
Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя
поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая
сеть кровеносных капилляров.
Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния).
Слайд 10Из носовой полости воздух попадает в носоглотку,
а затем в глотку,
с которой сообщается ротовая полость.
Из глотки воздух попадает в
гортань.
Слайд 11Гортань – орган голосообразования
Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из
хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У
мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.
Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.
Слайд 12Из гортани воздух попадает в трахею.
ТрахеяСтроение: широкая трубка, состоящая и
хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка
трахеи покрыта мерцательным эпителием.
Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
БронхиСтроение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Слайд 15Органы дыхания
выполняют лишь первую часть
газообмена.
Остальное выполняет система органов
кровообращения.
Между дыхательной
и кровеносной
системами существует глубокая
взаимосвязь.
Слайд 16Различают
легочное дыхание, обеспечиваю-щее газообмен между
воздухом и кровью
тканевое дыхание, осуществляю-щее газообмен
между кровью
и клетками тканей.
Слайд 17Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть
легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
По учебнику назовите органы, указанные цифрами на рисунке.
Слайд 18Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.
Альвеолы густо
оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который
выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
Слайд 19Используя таблицу в тетради, объясните следующие факты:
1. Почему дыхание через
нос предпочтительнее, чем через рот?
2. Щелкните себя по щеке –
получился тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по надутой щеке- звук громкий и звучный. Почему?
Слайд 20Собери модель
Класс делится на 2 – 3 группы по 5
человек.. Из предложенного материала составьте модель системы органов дыхания.
Каждый
ученик выбирает материал для одного органа дыхания и объясняет свой выбор. Вместе группа собирает
модель системы органы дыхания.
Слайд 21Дополни предложение
1.Газообмен между легкими и тканями происходит в …
2. Воздух
из трахеи попадает в …
3. Гортань образована …
4. Верхние дыхательные
пути….
Слайд 22Заполнение листа достижений
Я знал…..
Я узнал…….
Слайд 23Домашнее задание
Параграф 22
Задача: человек вдохнул сахарную пудру и через 10
минут почувствовал сладкий вкус во рту. Объясните это явление?