Слайд 1Основные этапы маркетинговых исследований
Наблюдение и эксперимент
Слайд 2Этапы маркетингового исследования
1. определение проблемы.
2. анализ вторичной информации.
3. выбор метода
исследования и инструментария
4. получение первичной информации.
5. анализ данных.
6. выработка рекомендаций.
7.
использование результатов.
Слайд 3Определение проблемы
Точное формулирование предмета маркетингового исследования, т.е. хорошее выполнение этого
этапа ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, нужной для
принятия решений
Слайд 4Анализ вторичной информации
Вторичная информация – данные, собранные ранее для целей
отличных или нет с исследованием настоящей проблемы
Внутренняя вторичная информация: планы
и бюджеты предприятия; данные о сбыте; данные о прибылях и убытках; счета клиентов; данные о запасах; результаты предыдущих исследований; жалобы потребителей; внутренние отчеты предприятий.
Внешняя вторичная информация: бюллетени и программы; периодические издания; книги и монографии; отчеты коммерческих исследовательских организаций.
Слайд 5Выбор метода исследования и инструментария
вид выборки
количество выборки
исполнитель
конкретный вид исследования и
др.
Слайд 6Получение первичной информации
первичные данные – только что полученная информация для
решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса.
необходимы, когда самый тщательный
анализ вторичных данных не дает необходимой информации.
Слайд 7Анализ данных
Этап нужен для извлечения из совокупности полученных данных
наиболее важных сведений и результатов (таблицы, диаграммы и др. инфографика).
Слайд 8Выработка рекомендаций
Важнейшая часть исследования, поскольку даёт ответ на поставленный (-ые)
вопрос (-ы) в исследовании
Обычно в виде презентации или брошюры
и защищается перед руководством
Слайд 9Использование результатов
Построение стратегии или тактики развития бизнеса, его конкретной части
с учётом рекомендаций и данных, полученных в ходе маркетингового исследования
Слайд 10 Первичные данные можно собрать с помощью одного из
трех методов — наблюдения, эксперимента и выборочного обследования (опроса), а
также путем их сочетания.
Слайд 11Наблюдение в маркетинге - это способ сбора маркетинговой информации первого уровня
о каком-либо объекте, исследуемом специалистами. Наблюдение осуществляют только при помощи
целенаправленного и организованного восприятия с последующим фиксированием принятых данных на каком-либо возможном носителе.
Слайд 12I. По характеру окружающей обстановки выделяют:
полевое наблюдение проводят в
естественных условиях, в реальной жизненной ситуации;
лабораторное наблюдение проводят в
искусственно созданных условиях, это позволяет сохранить стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование;
лабораторно-полевое наблюдение проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающего недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.
Слайд 13II. По месту исследователя в изучаемом процессе выделяют:
наблюдение с
непосредственным участием исследователя. Наблюдатель сам участвует в ситуации и одновременно
влияет на ситуацию и в свою очередь подвергается ее влиянию. Эта форма дает возможность корректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания или наблюдаемых процессов;
наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать факторы, влияющие на него).
Слайд 14III. По способу восприятия объекта наблюдения выделяют:
а) персональное наблюдение, когда
наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем;
б) неперсональное наблюдение, когда наблюдаемые события
фиксируются с помощью приборов, что дает возможность снизить субъективность восприятия событий.
Слайд 15IV. По степени стандартизации наблюдения выделяют:
а) структурированное наблюдение (контролируемое). В
этом случае используются блоки наблюдения с четко заданной структурой процесса;
б)
неструктурированное (свободное) наблюдение, когда наблюдаются все элементы поведения без заранее заданной схемы.
Слайд 16V. По степени открытости процесса наблюдения выделяют:
а) открытое, когда наблюдаемым
известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом;
б)
скрытое наблюдение, когда наблюдаемым неизвестно о проводимом исследовании.
Слайд 17Этапы наблюдения
1 этап – подготовительный этап;
2 этап – выбор формы
наблюдения;
3 этап – разработка процедуры наблюдения;
4 этап – сбор информации;
5
этап – обработка результатов наблюдения;
6 этап – подготовка отчета.
Слайд 18Отчёт о наблюдении
время, место, обстоятельства наблюдения;
способ наблюдения и роль наблюдателя;
характеристику
наблюдаемых лиц;
анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
оценку надежности полученных
результатов.
Слайд 19Надежность полученных результатов может обосновываться расчетом одного из трех коэффициентов:
1.
коэффициента согласия исследователей (одно и то же событие наблюдается одновременно
различными людьми);
2. коэффициента устойчивости (один и тот же человек проводит наблюдение в разное время);
3. коэффициента надежности (различные исследователи проводят наблюдение в разное время).
Слайд 20Виды наблюдений
Стор-чек
Аудит ритейл
Таинственный покупатель
Исследование витрин и прохожих с помощью
скрытых камер
Акторное и вербальное наблюдение
Слайд 21Преимущества наблюдения
независимость от желаний объекта к сотрудничеству;
обеспечивается более высокая объективность;
возможность
оценивать неосознанное поведение (выбор товара на полках);
возможность учета окружающей ситуации
(особенно если используются приборы).
Слайд 22Недостатки наблюдения
вопрос о репрезентативности полученных данных, которые могут толковаться субъективно
субъективность
толкования результатов наблюдения
использование метода наблюдений требует преодоления синдрома Дракулы и
Франкенштейна. Первый связан со стремлением высосать всю мыслимую и немыслимую информацию из непрезентативных наблюдений. Второй, – в стремлении бездумно использовать количественные характеристики.
Слайд 23Эксперимент - метод маркетингового исследования, при котором исследуется влияние одного
фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.
Эксперимент – это целенаправленное
изменение отдельных параметров товара: цены, упаковки или отдельных ее элементов, расположения на полках, комплектации, уровня обслуживания и т.п., осуществляемое без уведомления потребителя, с целью количественного измерения произведенного эффекта.
Слайд 24Эксперимент применяется при работе со многими задачами:
При сравнении эффективности функционирования
нескольких рекламных каналов.
В процессе поиска оптимальной цены на продукт, который
только выходит на рынок.
При решении расширить текущий ассортимент на рынке, разработать рекламные акции и скидки для покупателей.
Для анализа и сравнения деятельности конкурирующих продуктов и компаний.
При подборе оптимального рабочего графика для точек продаж, включающего нахождение лучшего времени начала и конца рабочего дня, а также подтверждение (или опровержение) необходимости круглосуточного обслуживания.
Слайд 25Эксперимент используется в каузальных проектах исследований.
С помощью эксперимента нельзя:
определить емкость
рынка;
определить тенденции рынка;
определить состояние конкуренции на рынке;
определить уровень знания марок;
определить
уровень лояльности к бренду;
выявить проблемы торговой марки;
получить информацию относительно «обычного» поведения потребителей
Слайд 26В зависимости от места проведения
К лабораторным относятся эксперименты, при проведении
которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных
факторов. Лабораторные эксперименты являются более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. При их проведении используется компьютерная техника.
Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Результаты таких экспериментов заслуживают большего доверия, чем лабораторных, но при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.
Слайд 27От масштаба поставленной задачи:
- однофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния
только одного фактора);
- многофакторные эксперименты (применяются при исследовании влияния нескольких
факторов).
Слайд 28От осведомлённости реципиента
открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах
и условиях эксперимента;
эксперимент в неясной для тестируемого ситуации, когда ему
известны только его задачи и поведение в эксперименте, но не известны цели эксперимента;
мнимый эксперимент, когда тестируемый знает цели и задачи опыта, но не знает условий ситуации, в которой он будет проведен;
неопределенный эксперимент, когда тестируемый полностью не осведомлен о цели, задаче и условиях проведения эксперимента.
Слайд 29Достоинства эксперимента как метода маркетингового исследования:
- возможность изучать причинно-следственные связи
между событиями;
- высокая объективность;
- возможность тестирования маркетинговых решений;
- возможность контроля
ситуации.
Слайд 30Недостатки эксперимента:
- вероятностное утверждение насчет силы и характера влияния конкретной
независимой переменной на зависимую переменную;
- неопределенность пригодности результатов эксперимента для
других условий;
- наличие временного лага между экспериментом и принятием маркетинговых решений;
- влияние посторонних факторов;
- большие затраты времени и денежных средств;
- высокий риск.