Слайд 1Синдром дефицита внимания у детей
младшего школьного возраста,
как
проблема в обучении в
школе.
ГБУ РБ РЦППМСП Сибайская ЗПМПК
Педагог-психолог
Ерьесова М.Ф.
Слайд 2Проявления Синдрома дефицита внимания и гиперактивности
(СДВГ)
Слайд 3Причины возникновения Синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Слайд 4Схема выявления гиперактивности у детей
Признаки двигательной активности:
Ребенок постоянно ерзает
Все время
в движении
Проявляет признаки внутреннего беспокойства
Все время отбегает, куда-нибудь залезает
Спит меньше
Говорлив
Слайд 5Признаки Дефицита Внимания:
Не слушает, когда к нему обращаются
Берется за дело,
но не заканчивает
Трудности в организации
Трудно удерживает внимание
НЕ последователен
Легко отвлекается
Теряет и
забывает вещи
Избегает скучных заданий
Слайд 6Признаки Импульсивности:
НЕ может регулировать и контролировать свои действия
Поведение слабо управляется
правилами
НЕ способен дождаться своей очереди , перебивает собеседника
Отвечает, не дослушав
вопроса
Плохо сосредотачивает внимание
Не может дождаться вознаграждения
Успеваемость по разным предметам неравномерна
Не одинаково ведет себя : то спокоен, то гиперактивен
Интеллектуальное развитие может быть высоким !
Слайд 7Таким образом,
Наличие более 6 признаков из предложенной схемы может свидетельствовать
о предположительном диагнозе Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Если до
6-7 лет непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть просто особенностями возраста или его характера. В младшем школьном и подростковом возрасте проявление гиперактивности могут несколько усилиться под влиянием физиологических изменений.
Слайд 8Вопросы адаптации и социализации обучающихся СДВГ 7-11 лет. Создание специальных
условий получения начального общего образования
Слайд 9Тренировка устойчивости внимания
Психолог учит осознавать задания, удерживать в памяти, самостоятельно
проверять работу, т.е. произвольности. Работа сначала идет индивидуально, с постепенным
уменьшением роли психолога по мере закрепления правильных поведенческих навыков. Детей учат самостоятельности, адекватно относиться к собственным неудачам, критичности. Занятия по 25минут 20дней один раз в неделю по 3-5 человек.
Серия заданий игрового характера с постепенным усложнением, требующих от детей напряженного внимания, интеллекта. («Найди меня», «Найди общее», лабиринты, нанизывание бусинок (с открытыми и закрытыми глазами), игры-головоломки и т.д.
Компьютерные игры для развития произвольного внимания не больше 10 мин 1 раз в неделю. После занятия проводится гимнастика для глаз.
Слайд 10Организация двигательной активности
Организация двигательной активности детей на занятиях и вне
занятий; формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности, обучение ребенка
реализации накопленной энергии в подвижных играх с правилами, в беге на дистанциях, в спортивных играх ( в большей степени мальчиков) в играх на воде, в танцах (в большей степени девочек) .Обучение детей четкому, качественному выполнению команды, доведению начатого дела до конца с высокими результатами, действовать по плану для превращения бесцельной подвижности в целенаправленную активность до выработки привычки.
Желательно заниматься на открытом воздухе с частой сменой упражнений при многократной повторяемости и музыкальном сопровождении. Девочкам игры с правилами («Салочки», «Хитрая лиса», «А ну-ка догони!»), мальчикам ежедневный бег в медленном темпе длительное время, игры в футбол, хоккей, бег на лыжах. Необходим плавный переход от двигательной активности к спокойным играм для снятия возбуждения.
Слайд 11Прогрессирующая мышечная релаксация
В этой работе психолог использует тренинговую программу прогрессирующей
мышечной релаксации Э.Джейкобсона . Он обучает выполнению упражнений сознательно, расслабляя
вначале нижние части тела, начиная с нижних конечностей и постепенно доходя до мышц лица. Формирует элементы самоконтроля , развивает произвольное внимание.
Задача программы: учить ребенка подражанию образцу, учить управлять своим телом, снимая перевозбуждение. Тренинговая программа предполагает обучению навыкам релаксации всего тела и умению расслабляться во время сна под спокойную классическую музыку: дети получат элементарные навыки аутогенной тренировки.
Слайд 12Создание среды для позитивных межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми
При
реализации программы задача этого этапа коррекционной работы является научить мальчиков
и девочек с СДВГ позитивному общению, научить изменять свое поведение согласно совместно принятых правил, нормам межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Для решения этой задачи психолог использует программу тренинговых занятий «Общение в круге», разработанную на основе опыта работы с гиперактивными детьми.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 мин во вторую половину дня
Слайд 13Социальная адаптация детей с сдвг
Основная задача учителя, школьного психолога
и родителя является создание специально разработанного режима дня для гиперактивных
детей, включающие следующие коррекционные виды медико-психолого-педагогического сопровождения:
Слайд 14Рекомендации педагогам
Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
По возможности игнорируйте вызывающие поступки
ребенка.
Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может
способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Слайд 15Спасибо за внимание!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!