Слайд 1Основные функции при управлении адаптацией и их распределение
Выполнила студентка группы
УПб2601-01-00
Евдокимова Анна
Слайд 2План
Понятие адаптации персонала
Виды адаптации
Понятие управления процессом адаптации
Контроль за адаптацией
Этапы адаптации
Структурное закрепление функций управления адаптацией
Функции подразделения по управлению
адаптацией
Обязанности профконсультанта
Обязанности менеджера по персоналу
Слайд 3Понятие адаптации персонала
Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к
содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде
организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом.
Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации.
Слайд 4Виды адаптации
Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для
него производственную сферу,
усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления
и расширения
взаимосвязей между работником и производственной средой.
Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма
управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание
собственной роли в производственном процессе.
Слайд 5
Экономическая адаптация. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и,
что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.
Психофизиологическая адаптация
– привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим
нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды,
особенностям организации режима питания и отдыха.
Слайд 6Понятие управления процессом адаптации
Управление процессом адаптации - активное воздействие на
факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п.
Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижения негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды.
Слайд 7Контроль за адаптацией
Адаптацию новых сотрудников планирует, организует и контролирует
(осуществляет общий контроль) кадровая служба организации (специальное подразделение адаптации, чаще
— подразделение, отвечающее за обучение персонала, при их отсутствии — ответственные за адаптацию менеджеры), на малых предприятиях — специально подготовленный для этого менеджер.
Слайд 8
Менеджеры, отвечающие за адаптацию персонала, помимо руководства этим процессом проводят
мероприятия по организационной адаптации, консультируют работников и проводят занятия с
линейными менеджерами и наставниками по различным проблемам адаптации.
Слайд 9Этапы адаптации
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап
1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.
Слайд 10
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и
требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот
этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
Слайд 11
Этап 4 . Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением
производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как
правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 -1,5 лет работы.
Слайд 12Структурное закрепление функций управления адаптацией
В качестве возможных организационных решений
проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие:
1.
Выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений.
Слайд 13
3. Развитие наставничества, которое в последние годы незаслуженно забыто в
отечественных организациях. Зарубежные фирмы активно применяют наставничество, рассматривая его как
форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя.
4. Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделениями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п.
Слайд 14Функции подразделения по управлению адаптацией
Функции подразделения по управлению адаптацией должны
быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации
и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Слайд 15
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:
изучение
и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к
нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;
наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрипроизводственными перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива;
отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Слайд 16Обязанности профконсультанта
В обязанности профконсультанта входят:
Профессиональная консультация для работников предприятия.
Сбор, накопление информации,
изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
Участие в найме
и отборе персонала.
Организация оборудования кабинета профориентации на предприятии.
Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
Организация разработки профессиограмм.
Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия.
Проведение в организации дня открытых дверей и т.д.
Слайд 17Обязанности менеджера по персоналу
В обязанности менеджера по персоналу входят:
Ознакомление с
организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
Представление руководителю, непосредственному начальнику,
инструктору по обучению.
Организация экскурсии по рабочим местам.
Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем).
Организация обучения (совместно с отделом обучения).
Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем)
Слайд 18Источники информации
Адаптация персонала. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0
Управление адаптацией персонала. Режим
доступа: http://psikonsalting.ru/articles/upravlenie-adaptatsiey/
Этапы адаптации. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/adaptaciya-personala-teoriya